Диссертация (Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)". PDF-файл из архива "Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Эти люди были активистами движения, которое принято называть«правозащитным» и которое часто смешивали (смешивают и сейчас) сдиссидентством в целом».2О структурной неоднородности диссидентства свидетельствует и вопрос одиссидентской активности, о степени конфронтации диссидентства с властью иобществом. А.Даниэль пишет о том, что в отношении активности позиции вдиссидентском движении можно выделить две совсем не похожие друг на другагруппы: «условно говоря, «старшие» - люди 1920 –х годов рождения,формировавшиеся в военные и послевоенные годы.
И столь же условно, «младшие», родившиеся в 1930-е гг. Зачастую именно «младшие диссиденты»вступали в прямую конфронтацию с властью раньше, чем старшие. (…). Этагруппа в целом была значительно более маргинализирована, чем «старшие»,имевшие как правило к середине 1960-х определенный социальный статус.3 Оразличной степени активности диссидентов пишет и В.А.Козлов, который,Даниэль: Диссидентство: культура, ускользающая от определений? - М.: О.Г.И., 1998. С.122С.1132Там же, С.1143Даниэль: Диссидентство: культура, ускользающая от определений? - М.: О.Г.И., 1998. - С.117163обсуждая предложенный А.Галичем термин «резистенс»(сопротивление),говорит о том, что поэт говорил и о «молчаливом резистансе», т.е.
«о десятках исотнях тысяч людей, составляющих фон, на котором развертывается деятельностьактивных диссидентов и без которого инакомыслие просто не могло бысуществовать».1 Различная степень активности инакомыслящей интеллигенциинаходитпродолжениевконцепцииС.А.Красильникова,занимающегосяпроблемой конформизма российской интеллигенции в ХХ веке. Значительноеместовсвоейконцепцииисследовательотводитвзаимоотношенияминтеллигенции с социальной средой и властью: «мы хотели бы ввести здесьтермин, применяемый в естественных дисциплинах, - «агрессивная среда».
Таквот, применительно к положению интеллигенции в российском обществе Х1Х –ХХ вв. она находилась в социальной среде, часто и во многом агрессивной поотношению к ней.2 Для нас же сейчас важно зафиксировать, что конформизм какмера лояльности по отношению к власти и обществу является ничем иным, какмерой самозащиты, особенно в условиях «агрессивной социальной среды».3Агрессивность социальной среды и власти по отношению кинакомыслящейинтеллигенциивыливалосьвразличныепоактивнойжесткостирепрессивные меры: «Немногочисленные группы диссидентов развернулиактивную информационную деятельность, тщательно фиксируя все случаинарушения прав граждан, постоянно информируя о них советскую и зарубежнуюобщественность, стоически перенося обрушившуюся на них волну преследованийи клеветы, не останавливаясь перед действиями, грозившими им арестами,заключением, высылкой из страны».4 А.
Даниэль говорит о следующей парадигмерепрессий: «слежка, гласные и негласные обыски, увольнение с работы илиКозлов В. Крамола. КРАМОЛА: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953 - 1982годы. // Отечественная история. 2003. № 4. - С. 932 Красильников С.А. Феномен и природа конформизма российской интеллигенции в XX веке./Проблемы образования, науки и культуры. № 8.
1998.3Красильников С.А. Феномен и природа конформизма российской интеллигенции в XX веке./Проблемы образования, науки и культуры. № 8. 19984 Митрохин Л.Н. Диссентеры. // Новая философская энциклопедия: Под редакцией В. С.Стёпина. В 4 тт. - М.: Мысль. - 2001.164исключение из ВУЗа, вызов на допрос, арест, суд, лагерь или психиатрическаябольница».1 То обстоятельство, что для многих носителей контркультурнойинтенции открытое выражение своего свободомыслия в условиях репрессивногообществабылоневозможно,привелокстановлениютакогофеноменатоталитарного общества как внутренняя эмиграция интеллигенции.
Внутренняяэмиграция определяется С.А. Красильниковым какгосударства,уклонениеотегополитическойдуховное отделение отиобщественнойжизни,обусловленное внутренним несогласием с господствующей идеологией изаданными ею правилами, а также невозможностью это несогласие выразить.2Говоря об общей характеристике неоднородного диссидентского движения,необходимо подчеркнуть, что, данное понятие, возникнувшее в сакральныхрелигиозных сферах, не утратило своего сакрального характера и в условияхтоталитарного общества. Представители диссидентского движения, являясьжертвенными носителями духовных идеалов и высшей, недоступной массовомутотальномусознанию,истины,становилисьнетольконравственнымиориентирами в своем обществе, но и формировали и продолжают формироватьимидж страны в мировом пространстве, становясь символами ее культуры.Такимобразом,многиеизперечисленныхсмежныхявленийисоответствующих им понятий, отражающих общую контркультурную интенциютоталитарного общества второй половины ХХ века, находятся в сложныхотношениях:одни отражаютродовидовую зависимость понятий, другие -диахронические изменения терминологической парадигмы; многие из них теряюттерминологическую точность и приобретаютавторскую метафорическуюобразность.
Многообразие понятий, отражающих контркультурные интенции,свидетельствуют о сложности, комплексности, неоднозначности феноменаконтркультуры в условиях тотального общества второй половине ХХ в.Даниэль: Диссидентство: культура, ускользающая от определений? - М.: 1998. - С.118Красильников С.А. Феномен и природа конформизма российской интеллигенции в XX веке./Проблемы образования, науки и культуры.
Выпуск 4. № 8. 19981265Хотя все это многообразие контркультурных движений и их отношенийвозможно и закономерно рассматривать в качестве многообразного проявленияединой протестной интенции, следует учитывать,конкретногототалитарногообщества,что особенности каждогохарактеризующегосявременной,географической и социальной локальностью, накладывают свой отпечаток наструктуру протестного движения, характер его составляющих и т.д.Ввиду этого, говорить о сущности явления контркультуры в тотальныхобществах вообще возможно только при обращении к ее предельно конкретномуварианту, который требует самостоятельного описания.ВыводыИсходя из определения культуры как сложноорганизованной, постоянноразвивающейся системы, в качестве основания для ее самообновления можетрассматриваться структурная неоднородность, т.е.
функционирование отдельныхсоставляющих,характеризующихсяразличнойстепеньюавтономности.Подсистемы культуры могут быть как всецело вовлеченными в главенствующуюкультурную систему, так и противопоставленными ей. Для их определения, какправило, используется понятие субкультуры, под которой подразумевается особаяформа культурного устроения: субкультура - это «особая сфера культуры,суверенноецелостноеотличающеесяобразованиесобственнымвнутриценностнымгосподствующейстроем,обычаями,культуры,нормами»(П.С.Гуревич).
Субкультуры не претендуют на замещение господствующейкультурной системы, а могут приспосабливаться к ней. Подсистемы культурымогут приобретать отрицающий и даже революционный характер по отношениюк системе культуры. Такие подсистемы определяются как контркультуры,важнейшейхарактеристикойкоторыхзаложенного в их сущности.66являетсярадикальностьотрицания,С достаточной степенью условности возможно выделить несколькоосновных подходов к ее пониманию контркультуры: культурфилософский,предполагающий рассмотрение контркультуры в наиболее широком контексте,позволяющемосуществитьконтркультурастановитсяеефилософскоемеханизмомосмысление,культурнойприкоторомдинамикивообще;социологический, сближающий понятия контркультуры и субкультуры иопределяющий контркультуру как любую из субкультур, в которой образ жизни иценности отличаются от господствующей культуры; конкретно-исторический,отсылающий к конкретному историческому событию и субъекту контркультуры студенческим волнениям, возникшим в середине ХХ века в ответ на кризисзападногоиндустриальногообщества.Хотяконцепцияконтркультурыразрабатывалась мыслителями применительно к определенной стадии развитияобщества, а именно - к капиталистическому индустриально развитому обществу,переходящему в стадию постиндустриализма, она представляется применимой ик другим типам общества.В проблемном поле контркультуры находится вопрос о сознании еесубъекта (прежде всего, о конформистском и нонконформистском типахсознания).