Диссертация (Культур-философские основания эпистемологии конфликта), страница 30
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культур-философские основания эпистемологии конфликта". PDF-файл из архива "Культур-философские основания эпистемологии конфликта", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 30 страницы из PDF
По этомупринципу в России действует значительная часть граждан, сочувствующих292Почепцов Г.Г. Гражданское самбо: как противостоять «цветным» революциям.– М.: Издательство«Европа», 2005. – С. 68293Там же. – С. 61.147так называемой несистемной оппозиции. В ходе революции «белыхленточек» стало очевидно, что протестные формы в современной Россииспонтанны, необдуманны с точки зрения идеологии, не основаны на четкойпрограмме и не претендуют на всенародность: относительно массовымпротест в 2011 году можно признать только в Санкт-Петербурге и Москве,хотя некоторые исследователи отмечают, что «протестное движение впровинции началось задолго до года протеста и продолжается по сейдень»294. Умение россиян критически понимать политический моментвытесняется любопытством в хайдеггеровском смысле этого понятия, то естьстремлением не понимать, а видеть новое, перескакивая с одного события надругое, конституируя способ умения Я быть через непребывание, рассеяние,безместность295.
В событиях, категорически различных по содержательномусмыслу, россияне начинают видеть одни и те же, шаблоны, проговариватьнеизменныетолкидажевслучаях,когдаречьидет оразвитиицивилизованных форм диалога между властью и гражданским обществом.Например, Г.М. Заболотная, ссылаясь на результаты социологическихисследований, отмечает, что легитимный лоббизм у россиян ассоциируетсяисключительно с коррупцией в государственном секторе и сводится вмассовом восприятии к «использованию «темных» схем финансированияпартий, лоббирования интересов корпоративных групп при осуществлениипроектной, экспертной деятельности»296.
На самом деле легитимный лоббизмуверенно занимает место в зарубежной правовосстановительной практике иимеет определенный потенциал в России, но в нашей стране искусственносоздаваемаядвусмысленностьповседневностиничтожитвозможностиприсутствия, ошибочно понимающего то, что имеет, в качестве того, чтоищет. На самом деле присутствие любопытствует, не концентрируясь какследует ни на чем, зато полностью растворяется в толках, приобретающих294Яницкий О.Н. Протестное движение 2011-2012 гг.: некоторые итоги. // Власть.
2013. № 2. – С. 18.Хайдеггер М. Бытие и время. / пер. с нем. В. Бибихина. – Харьков.: Фолио, 2003. – С. 199.296Заболотная Г. М. Роль общественности в противодействии коррупции. // Вестник Тюменскогогосударственного университета. 2010. № 2.
– С. 26.295148все-решающийхарактер.Проблемалюбопытногоприсутствиянеограничивается заведомым отторжением любых, даже гипотетическиполезных для российской политической системы инноваций. Гораздо хуже,что такие события, как «оранжевая» революция на Украине, революция«белых ленточек» непосредственно на российской территории, населениеначинает воспринимать в качестве закономерных, логичных, даже полезныхдля современной России событий. Особую тревожность в данном контекстевызывает то обстоятельство, что, например, война в Южной Осетии, помнению 10 процентов респондентов, опрошенных Левада-Центр, окончилась«неправильным признанием независимости Южной Осетии и Абхазии»297, а5 процентов опрошенных одобрили негативную реакцию западных стран надействия России в отношении к Грузии298.Кризис патриотизма среди россиян, закостенелость сознания и высокаяготовность протестовать под непонятными лозунгами – прямое следствие(хотя существуют и другие значимые причины) успешности «цветных»революцийвсопредельныхгосударствах,негативновлияющихнаполитическую стабильность в целом регионе, в том числе и в нашей стране.В этой связи эпистемологическая программа «Управляемая конфликтность»представляет повышенный интерес в теоретическом плане, посколькуэффективность научного осмысления и последующего практическогоприменения актуальных механизмов противодействия подобному внешнемурегулирующему воздействию на конфликтность в России и дружественныхстранах – условие обеспечения внутриполитической стабильности в нашейстране, так как «осознание своей национальной безопасности начинается свнешней ориентации, то есть в системе отношений, которые принятообозначать как международные»299.Многообразиеэпистемологических297программнеограничиваетсяПресс-выпуск Левада-Центр Россияне о ситуации в Южной Осетии.
// Официальный сайт Левада-Центр.[электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/press/2008091001.html. (дата обращения 30.04.2013).298Там же.299Задохин А.Г.Международные отношения и национальная безопасность.// Дипломатическая служба. 2012№ 6. – С. 24.149рассмотренными примерами. Во-первых, эпистемологические программыпостоянно эволюционируют по мере усложнения культурно-историческогодискурса.Соответственно,неизбежностьюрасширениепредполагаетграницадаптивноепредметноговнесениеполяизмененийсвпредлагаемый концепт.
Во-вторых, экзистенциалы, которые выделяет М.Хайдеггер, могут быть дополнены (как на основании текстов М. Хайдеггера,так и аналитических работ, посвященных изучению его научного наследия)другими фундаментальными категориями, конституирующими способ Ябыть.Естественно,вэтомслучаепрофильныеэпистемологическиепрограммы следует выявить и подвергнуть тщательному анализу. В-третьих,применительно к расположению, пониманию, речи и падению не составляеттрудаподобратьальтернативныеэпистемологическиепрограммыразрешения конфликтов.В заключение подчеркнем, что автор не ставил перед собой задачуполностью охватить в рамках данного диссертационного исследования весьспектр тем, относящихся к эпистемологии конфликта и практическойдеятельности по оказанию регулирующего воздействия на конфликтныепроцессы. Смысл проведенного анализа эпистемологических программсостоит в том, чтобы продемонстрировать обоснованность предпринятойнами дихотомии оснований эпистемологии конфликта.
Философские икультурные основания в качестве самостоятельных предметов исследованиявпоследствии синтезируются в единый концепт, что позволяет впоследствиинаметитьнаправлениедвижениякметодологиитеорииконфликта,способствуя качественному обновлению структур знания об этом феноменеза счет преодоления разрыва между теоретическим и практическим знанием.Подводя итоги, мы можем определить культур-философские основанияэпистемологии конфликта как сложносоставное понятие, конституирующееструктуру знания о проявлении собственного конфликта в различныхвариантах культурного генезиса через антропологические экзистенциалы.150ЗАКЛЮЧЕНИЕКультур-философские основания структуры знания о конфликтепредставляется возможным познать только с помощью комплекснойметодологии.
С одной стороны, это феноменологический подход. Этотподход позволяет раскрыть сущность философских оснований структурызнания о конфликте, то есть достичь понимания того, что собственноеконфликта набрасывает себя на свои же возможности. Иными словами,познающий субъект схватывает Я-в-конфликтности в его проявлениях черезсоответствующие экзистенциалы.Использование феноменологического подхода в рамкахтеорииконфликта впервые позволяет выявить создать двухуровневую структурузнанияоконфликте,котораяможетбытьпредставленаввидеэпистемологической сетки.Таблица 4. Философские основания конфликта: эпистемологическая сеткаНоэтика cogito-cogitatumСобственное конфликта(обреченность на разрешение)IБытие-приСредство Метод ИнструментЯвленностьи самоявлениеТемпорализацияНоэматика конфликтаIIНесобственное конфликта(апперцепированное восприятие)151РаскрытиечерезсамоесебяОбщий уровеньзнания(категории)Средний уровень знания(дисциплины)Прикладной уровеньзнания(эмпирический опыт)На сегодняшний день теория конфликта существует в условияхсущественной недостаточности знания, относящегося к первому модулю.Соответственно,феноменкультурыотноситсяисключительнокприкладному уровню знания в рамках второго модуля, так как «культура иконфликт», это даже не предмет профильной дисциплины, а фактор, которыйследует учитывать в ходе практической деятельности.Феноменологический подход не позволяет конкретизировать знание особственном конфликта.
Поэтому данную методологию органично дополняетсобственно эпистемология, задающая ориентир на поиск коррелятивногосоотношения феноменов конфликта и культуры.Эпистемологическая сетка культурных оснований знания о конфликтенаглядно представлена в таблицах 1 и 3.
Эти две таблицы органичнодополняют первый модуль из таблицы 4. Тогда собственное конфликтапроявляется в антропологических экзистенциалах и конкретизируется вразличных вариациях культуры. Иными словами, Я-в-конфликтностиначинает проявлять себя в культурном дискурсе, преодолевая изначальноимеющуюся данность мира, что подразумевает его активное изменение,иначе говоря, варианты культурного генезиса.Культур-философскиеоснованияэпистемологииконфликтасинтезируются феноменологией и собственно эпистемологией. Знание как бысовершает круг в движении от абстрактного к конкретному.
Онтологическифундированный конфликт, его собственное, словно позволяет себя увидетьпознающему субъекту во всем многообразии культурного дискурса. Вчастности, это заметно на примере реализации эпистемологическихпрограмм разрешения конфликтов.152Стеоретико-методологическойточкизрения,акцентированиевнимания на активной взаимной связи культуры и конфликта, егофеноменологии, роли антропологической составляющей в культурномгенезисе, эпистемологических программах конфликторазрешения, условияхперехода от ноэматической установки к ноэтической – все эти аспекты приусловии детализированной проработки станут свидетельством преодоленияразрыва между практическим и теоретическим знанием и обретениемтеорией конфликта статуса самостоятельной отрасли гуманитарного знания.Исследование возможностей движения к этой цели – перспектива разработкиданной темы.153СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.
Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. –М.: Дело, 2005. – С. 326-329.2. Алисова Л.Н., Голенкова З.Т. Политическая социология. – М.: Мысль,2000. – С. 112.3. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен//Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. Серия 6, выпуск 2. –С. 151.4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2000. – С.52.5. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996. – С.