Диссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии), страница 6

PDF-файл Диссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии), страница 6 Философия (46700): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии) - PDF, страница 6 (46700) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии". PDF-файл из архива "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Тем не менее, даже в странах с развитойэкономикой и хорошим уровнем жизни (например, ОАЭ, СаудовскаяАравия и др.), женщины стоят на порядок ниже мужчин и существенноограничены в своих правах, возможные причины такого явления былиперечислены выше.Несмотря на некую «вторичность» женщины в мусульманскомобществе, ее роль в нем трудно переоценить и не заметить. Женщина,согласно мусульманскому вероучению, была создана как помощницамужчине, его половинка и неотделима от него самого. Союз мужчины иженщины образует основу уммы. Тем не менее, права и социальнорелигиозные аспекты жизни женщины так или иначе находятся взависимости от мужчины: отца, мужа, сына и т.д. Создается такоеощущение, что женщина не способна жить самостоятельно, внепостоянной опеки со стороны мужского общества. Нельзя однозначносказать, что данное наблюдение будет верным, скорее, такая опекавызвана, по-видимому, заботой о женщине, ведь ее принято считать болееслабой и эмоционально неустойчивой по сравнению с мужчиной.

На такой«зависимый» статус женщины влияет также и ее физиологическиеособенности. Частоупоминаемое мусульманскими исследователямиправовое равенство мужчин и женщин нельзя интерпретировать вевропейском понимании, скорее его можно понимать как равенствовозможностей и справедливость по отношению к каждому члену уммы,будь то мужчина или женщина.26В то же время, образы первых мусульманок, которые являютсяобразцом для подражания мусульманских женщин, показывают, чтоженщина может быть не только матерью семейства и верной женой, нотакже воином, ученым, передатчиком хадисов и т.д. В таком случае ещенелепее выступают запреты на женское образование, развитие впрофессиональной сфере, политике и т.д., которые существуют внекоторых мусульманских обществах, но которые не имеют отношения ксамому исламу и представляют собой местные моральные и религиозныетрадиции.

Тем не менее, несмотря на реакционную политику некоторыхмусульманскихстран,женщиныстремительнорасширяютсвоимировоззренческие границы, выходя в преимущественно мужские донедавнего времени сферы общества, образуют свои организации,формируют общественные движения и возвращают себе те права иобязанности, которые они имели право получить, но долгое время нерешались на это.27Глава II. Этическая сторона концепции любви в суфизме1. Суфизм: краткая характеристика и основные понятияНаиболее вероятным считается происхождение термина «суфизм» отслова «суф», т.е.

«шерсть», «так как одежда из шерсти, будучи тёплой и,что немаловажно, ноской, издавна являлась атрибутом аскетического иотшельнического образа жизни».40 Сходного мнения придерживается М.Т.Степанянц, которая пишет, что «основание такому объяснению находят всамом раннем из сохранившихся арабских трактатов по суфизму, авторкоторого – Абу Наср ас-Сарадж утверждал, что “шерстяное одеяние былопривычным для пророков, святых, избранных”».41 Кроме того, «арабскийглагол тасаввафа, который происходит от этого слова, означает“облачиться в шерстяное одеяние”.

Отсюда и арабская отглагольнаяпроизвонаятасаввуф–“обычай/привычканошенияшерстяногоодеяния”»42. Некоторые исследователи полагают, что название происходитот слова «саф», т.е. «чистота», об этом упоминается в книге«Коранический суфизм» М. Валлидина. Там же приводится еще одинвариант происхождения термина: от слова «суффа», т.е. «скамья», так как«их называли суфиями, потому что их качества напоминали качествалюдей Скамьи (асхаб ас-суффа), которые жили во времена Пророка. Ониоставилидольний мир, покинулиподвижников».43Возможно,первыесвои дома и оставилисуфии,необладаясвоихникакимимуществом, ночевала на скамьях в мечетях, за что и получили такоеназвание. «Также существует мнение, что в основе названия суфиев стоитслово сафф (ряд), поскольку они – в первых рядах мусульман, в первыхрядах тех, кто служит Аллаху»44.Понятие «суфизм» или тасаввуф соединено с понятием ирфан.«Терминологически оба слова, ирфан и тасаввуф, применяются ко всемХисматулин А.А.

Суфизм. СПб: Азбука – классика, Петербургское Востоковедение, 2008. С. 15.Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М.: Канон+, 2009. С. 4.42Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. М.-СПб: Диля, 2004. С. 10.43Валиддин М. Коранический суфизм. М.-СПб: ДИЛЯ, 2004. С. 9.44Мухаммад Ю. Энциклопедия суфизма. М.: Ансар, 2005. С. 13.404128трем частям мистицизма (социального, практического и теоретического. Висторических книгах обычно используется слово тасаввуф»45.Несмотря на все многообразие мистического опыта, которымхарактеризуетсясуфизм,следуетотметить,чтоонсуществуетпреимущественно в рамках мусульманской мысли.

Все неисламскиеэлементы объясняются активным взаимодействием культур в странахБлижнего Востока, «где еще до появления пророка Мухаммада известныбыли идеи христианства, иудаизма, неоплатонизма и т.д.».46Как отмечает А.М. Шиммель, «Мухаммад – первое звено в духовнойцепи суфизма. Его вознесение сквозь небеса в Божественное присутствие,на которое намекают первые строки суры 17, стало прототипом духовноговосхождения мистика к личной близости с Богом»47. В произведенияхсуфиевМухаммадасовершенноеизображаютвоплощениекакмистическойистинноголюбвивлюбленногокБогу.иЭтомуспособствовала идеализация образа Мухаммада, начиная с первых вековислама.

«Вопреки кораническому образу Мухаммада как обычногочеловека (с его слабостями и болезнями, ошибающегося), посланного клюдям с пророческой миссией, суфийскя традиция наделила егоспособностью к “чудесам”, сверхъестественными знаниями, мудростью ит.д., что логически привело к созданию образа “совершенного человека”(ан-инсал ал-камил, см., например, учение интеллектуала Ибн ал-Араби,ум. в 1240 г.)».48 В Мухаммаде соединились нравственная чистота истрастное желание познать Бога и приблизиться к Нему.Мухаммад-Пророк, также как и Мухаммад-человек пользуетсянеизменным авторитетом среди мусульман. В Коране неоднократноупоминается особый статус Мухаммада и его близость к Богу: «Ктоповинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (Коран, 4:80). МухаммадБиринджкар Р.

Знакомство с исламскими науками: калам, фальсафа, ирфан. М.: Садра, 2014. С. 202.Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М.: Канон+, 2009. С. 5.47Шиммель. А. Мир исламского мистицизма. М.: Садра, 2012. С.40.48Прозоров С.М. Пророк Мухаммад в суфийской традиции как совершенное воплощение Мистическойлюбви к Богу // Письменные памятники Востока, 2009. №2. С. 123.454629был послан как «милость мирам», т.е.

ко всему человечеству, вот почемуон замыкает цепь пророчеств, становясь последним посланником Бога.Ситуация изменилась в VIII в., когда личность Мухаммада сталаодной из главных фигур в мистической поэзии. Например, известныймистик Халладж выдвинул идею о «свете Мухаммада» как некойсубстанции,чейсветпредшествуетвсемуиявляетсячастьюБожественного света. «В поэзии Халладжа Пророк прославляется и какпричина, и как цель творения… Мир сотворен ради предвечной любви,манифестировавшей себя в пророке Мухаммаде»49.

Любовь к Мухаммадуведет верующего к любви Божественной. Растворяясь в этой любви,человек теряет себя (фана), самоуничтожаясь в духовном наставнике,«который действует как наместник Пророка; потом фана фи‘р-расул,“(само)уничтожение в Пророке”; и только потом он может надеятьсядостигнуть(еслиэтовообщеслучится)фанафиАллах,“(само)уничтожения в Аллахе”»50.Предполагается, что прототипами суфиев были первые мусульмане –аскеты. Как отмечает М.Т. Степанянц, «по свидетельствам ученых,первыми прозвище ас-суфи получили аскеты из Куфы – Абу Хашим (ум. в767 г.) и Джабир Ибн Хайам (ум.

в 867 г.)».51 Известно, что аскетическиетенденции проявились еще во времена Пророка. До нас дошлимногочисленные сведения о том, что Мухаммад вел очень скромный образжизни и учил своих последователей довольствоваться малым. Какутверждает Абд ал-Хусайн Зарринкуб, «аскетизм и воздержание, которыепривелимусульманксуфизму,доизвестнойстепенибылипредопределены Кораном и жизнеописанием Пророка»52, который в то жевремя, запрещал чрезмерное воздержание и полный уход от мира.Шиммель.

А. Мир исламского мистицизма. М.: Садра, 2012. С. 219.Там же. С. 220.51Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М.: Канон+, 2009. С. 6.52Зарринкуб А. Х. Ценность суфийского наследия. СПб: Петербургское востоковедение, 2012. С. 43.495030Умеренность Мухаммада во всех сферах жизни подтверждаетсямножеством хадисов, в которых Пророк восхваляет воздержание и даженищету, говоря, что его бедность – его гордость. Не следует такжезабывать, что Мухаммад был не только пророком, но и семейнымчеловеком, ведущим вполне обычную жизнь мужа и отца. Учитывая этообстоятельство, тот факт, что более поздние мистики отказывались отмира и считали его греховным по своей сути, вызывает некотороенедоумение. Объяснением может послужить раскол общественногосознания и «брожение» умов, возникшие в период активного расширениямолодого исламского государства уже после смерти Пророка.

На сменувоздержанию пришла роскошь и праздная жизнь, которая смущала умыпростых людей и привела к ряду протестов. Такие протестные явления истали одним из оснований зарождающегося суфизма. Данную мысльподтверждает и И. П. Петрушевский, отмечая, что основой раннегосуфизма «были аскетизм – зухд и аскетическое неприятие мира, “бегствоот мира” (ар.

ал-фирар мин ад-дунйа), а вместе с тем осуждение богатства,роскошной и праздной жизни правящей верхушки халифата»53. Такойсплав неоднозначных явлений, вкупе с расширением территории халифата,общей тенденцией падения морали и появления многих заимствованныхэлементовдругихкультур,ивызвалмистическо-аскетические«настроения» в обществе.Как отмечает аль-Худжвири (ум. в 1072 или 1077 г.), «во временаПророка среди беженцев (мухаджирин) были бедняки (фукара), которыевсе свое время проводили в его мечети, посвятив себя поклонению Богу.Целиком уповая (таваккул) на Бога, они твердо верили, что Он пошлет импропитание».54 Нищета оберегает человека от греховных поступков иобращаетеговзорнаБожественнуюблагодать.«“НищийПетрушевский И.П.

Ислам в Иране в VII – XV вв.: Курс лекций / Под ред. В.И. Беляева. СПб: С.Петерб. ун-т, 2007. С. 334.54Аль-Худжвири. Раскрытие скрытого за завесой. Старейший персидский трактат по суфизму. (Кашфаль-махджуб ли арбаб аль-кулуб). М.: Единство, 2004. С. 20.5331недовольствуется ничем, кроме Бога”, ибо он не желает ничего иного».55Кроме того, «суфий ничем не владеет, и ничто не владеет им».56 Дервишдолжен сторониться соблазнов земного мира и всех его прелестей,довольствуясь только скудным пропитанием и необходимыми вещами.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее