Диссертация (Мифическое и магическое в современной британской детской литературе), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифическое и магическое в современной британской детской литературе". PDF-файл из архива "Мифическое и магическое в современной британской детской литературе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Любой человек устремляется к Богу,но мы находимся на разных стадиях путешествия. Спасение же есть эволюционноедвижение к Нему. Откровением Бога является Христос, но Библию необходимоМакдональд Дж. Вступительная статья // Цит. по: Можаева А. Фантастические формы в английской литературеXIX – XX веков // Английская литература от XIX века к ХХ, от ХХ к XIX: Проблема взаимодействиялитературных эпох. С. 288 – 289.2Там же. С. 289 – 290.3Материалы взяты с сайта, посвященного творчеству Дж. Макдональда [Электронный ресурс] // URL: http://georgemacdonald.com/ (дата обращения: 30.01.2013)139читать, чтобы ответить на это откровение. Бог действует по отношению к людямне как Творец и не как Судия, а как Дом для любого человека, как то, к чему человекдолжен вернуться.
Как и Платон, Макдональд считал зло не порчей, но лишением,тогда как ад есть окончательное предание человека его собственной воле. УчениеМакдональда отражено в произведении К.С. Льюиса «Расторжение брака»1.Исследуя британскую литературу фэнтези, необходимо упомянуть одеятельности литературного клуба инклингов2, в которой Дж.Р.Р. Толкиен и К.С.Льюис играли ключевую роль (первоначально клуб был основан студентом ТэнджиЛи в 1931 г.). За шесть лет до этого Толкиен, будучи профессороманглосаксонского языка, создал клуб по изучению исландских саг Coalbiters(«Углегрызы»).
Постепенно это сообщество прекратило свое существование,поскольку его задача оказалась выполненной. Само название «инклинги»многозначно: во-первых, оно переводится как «намек», во-вторых, если исходитьиз значения слова Ink (чернила), оно может означать «из чернильного рода», что внекотором роде указывает на род занятий многих членов клуба. СогласнобиографииТолкиена,написаннойХэмфриКарпентером,«членство»неподразумевало устава, программ, руководства или выборов. Некоторые участникиобсуждений не пропускали ни одного заседания, другие же посещали клуб времяот времени.
Члены клуба придерживались различных религиозных представлений,хотя, по утверждению Карпентера, “…все они были… христианами”3. Например,Чарльз Уильямс принадлежал к английской Высокой церкви, Оуэн Барфилдувлекался антропософией, Толкиен с детства был католиком. К.С. Льюис, пройдячерез агностицизм, стал исповедовать веру без соблюдения религиозных обрядов,а затем принял крещение в англиканской церкви.Барфилд разрабатывал свою теорию языка и сознания, согласно которойпервая форма сознания действовала через образы вещей, используя метафоры,поэзию, миф. В ходе эволюции сознание приходит к точным измерениям черезСм.: Lewis C.S.
The Great Divorce. – London: HarperCollinsPublishers, 2010.Об инклингах см.: Carpenter H. J.R.R. Tolkien. A Biography. - London: HarperCollinsPublishers, 1995. Р. 152 – 155.3Там же. P. 153.1240сознательное приобщение всему сущему1. Воображение и абстрактное мышлениепротивостоят друг другу, причем вымысел (phantasie) делится на «фантазию» какспособность создавать образы и «воображение» как способность к творчеству ивосприятию. Этой же теории придерживался Толкиен, однако, высшим даромсчитая именно фантазию.
Мифотворчество (мифопея) для инклингов означаеттворческую фантазию, функционирующую при условии обращения к поэтическимкорням языка. Через изучение словесных форм и законов словообразованияписатели пытаются уловить исходное сопричастие миру: “Все на свете – это нотаили тема в великой музыке”2. Литература фэнтези, таким образом, оказываетсятесно связанной с теорией языка. Язык определяет не только способ выражения, нои способ сопричастия, а, следовательно, мировоззрение и образ существования(поэтому для Толкиена создание иного мира шло рука об руку с созданием новыхязыков). В свою очередь, все существующее есть символ или откровение.
Иные(выдуманные) миры строятся соответственно общему мироощущению человека.Для Толкиена как для христианина особую значимость принимает понятиеsub-creator (человек – творец, но этот дар дан ему высшим Творцом). Образ иподобие Бога в человеке в таком случае трактуется как дар творчества (такоепонимание встречается и у христианских авторов, прежде всего, в ученииисихастов3), а объединение воображения и фантазии с чистым вымыслом рождаетчистое искусство. Кроме того, фантазия тесно связана с разумом, так что чем яснееоказывается разум, тем лучшую фантазию он создает.
Миф воспринимаетсяТолкиеном как язык, специально созданный для того, чтобы рассказать о правде4.В произведениях писателя отсутствует религиозная проповедь, его читательсовсем не обязательно является католиком. Тем не менее, космогонический икосмологический фон произведения, а также духовно-нравственные законыстроятся согласно мировоззрению автора: “…поскольку он верил в истинностьСм.: Колдекот С. Тайное пламя. Духовные взгляды Толкина. С.
34 – 35.Там же. С. 42.3См. напр.: Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж,1950). С. 368 – 375.4См.: Curry P. Defending Middle-Earth. Tolkien: Myth and Modernity. – USA: First Houghton Mifflin Books edition,2004.1241определенных догматов, они были для него чем-то вроде факелов или хрустальныхсветильников, струящих свет во тьме”1.Создание мира, не имеющего ничего общего с нашим, в произведениифэнтези, с одной стороны, предполагает свободу для автора который может несвязывать себя «запретными» темами, оставаясь в рамках общих моральныхценностей.
Это возможность особенно важна, если автор – человек религиозный. Сдругой стороны, эта свобода оборачивается обилием трактовок и вольностьюинтерпретаций. Остроумное замечание сделал Филип Пулман: “Писатель являетсятираном, диктатором. Ему принадлежит абсолютная власть над каждой запятой,каждым предложением, каждым героем. Когда я пишу, я – хозяин, я несуответственность… Когда книга вышла из печати, эта ситуация кардинальноменяется. Люди могут читать мои книги так, как им хочется… Поэтому различиемежду чтением и писательством по сути есть различие между демократией итиранией”2.Дедушка Филипа Пулмана был священником англиканской церкви вНорфолке.
До подросткового возраста будущий писатель не подвергалвопрошанию веру и положения церкви. Как и члены клуба инклингов, Пулманнесколько лет провел в Оксфорде, затем в течение 12-ти лет был учителем. Внастоящее время Пулман является одним из виднейших деятелей атеистическогодвижения, его перу принадлежат не только художественные произведения, но иисследования религиозных тем – например, он критикует догмат о воскресенииХриста3. Также, наряду с уже опубликованными произведениями «Оксфорд Лиры»и «Однажды на севере», сюжет которых является продолжением трилогии,ожидается выход «Книги Пыли», где будут рассматриваться темы веры, свободыволи и теоретической физики.Сам Пулман определяет свое мировоззрение, как позицию атеиста иКолдекот С. Тайное пламя.
Духовные взгляды Толкина. С. 19. См. также: Wood R.C. The Gospel According toTolkien: Visions of the Kingdom in Middle-Earth. – London: Westminster John Knox Press, 2003. – 169 р.2All His Materials. Philip Pullman interview: the “religious atheist”. By P.Jukes.
13.01.2014. [Electronic Resource] //URL: http://aeon.co/magazine/world-views/philip-pullman-interview-the-religious-atheist/ (дата обращения: 05.05.2014)3См. напр.: Pullman Ph. The Good Man Jesus and the Scoundrel Christ. 2010. [Electronic Resource] // URL:http://royallib.ru/read/Pullman_Philip/The_Good_Man_Jesus_and_the_Scoundrel_Christ.html#0 (дата обращения:14.05.2014)142агностика. Он приводит три обоснования: условно определим их как эмпирическое,логическое и моральное. Согласно «эмпирическому» аргументу, Пулман отрицаетналичие Высшего Разума в том мире, который доступен его пониманию:“…наименее возможное, совсем незначительное, крохотное пятнышко света,окруженное бесконечно, всеобъемлющей тьмой – вот это и есть то, что я знаю.
Носреди этих вещей я не могу найти места для Бога… Поэтому на этом уровне яатеист, что касается остальных вещей – я агностик”1. Писатель утверждает, что,исходя из данных современной науки (от Дарвина до теорий квантовой физики)материя появляется в мире из ничего, спонтанно, ее появление не требует создателяи даже демиурга. В то же время автор «Темных Начал» далек от строгоматериалистического толкования вселенной: “Мне бы хотелось говорить о себе како законченном материалисте, притом что материя является разумной… Посколькуя есть материя и я разумен”2.«Логическое» обоснование состоит в опровержении аргументов теологовотносительно парадоксальности Божественного мира.
Пулман отвергает известныйдовод Тертуллиана: “Нелегко поверить в то, что считаешь чепухой. Я знаю, чтоодин из известных теологов – Тертуллиан – сказал – верую, ибо абсурдно. Но япока не достиг уровня, на котором данное утверждение имеет смысл”3. Писательсравнивает христианские парадоксы с эпициклами в физике4 – некими «местными»объяснениями несуразностей, которые возникают в результате внедрения в целомневерной картины мира: “Великое присутствие есть великое отсутствие. Я полагаю– это нонсенс. Это эпицикл. Это попытка применить логику там, где она1Interview with Philip Pullman.