Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 28
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре". PDF-файл из архива "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 28 страницы из PDF
Это означает, что в результате диагностическихмероприятий медики получают не знание о состоянии здоровья человека, аинформацию о состоянии его органов, лишенную целостности. В таком контекстевозникновениебиоэтики,распространениепсихосоматическихтеорий,холистических практик и гомеопатии, предлагается рассматривать как попыткиобретения утраченной целостности в рассмотрении человеческого существа исамого ландшафта медицины, включающего в себя этические, правовые иэкономическиеаспекты.Данныеявленияпредставляютсясвоеобразнойкультурной компенсацией на фоне дробления и внутренней дифференциациисовременного медицинского дискурса.Трансформация в новоевропейской культуре ключевых медицинскихпонятий, имеющих экзистенциальное измерение, таких как боль, здоровье,болезнь, смерть, размывание границ между ними благодаря достижениям138современной научной медицины вызывает ряд вопросов этического свойства.
Приэтом, как было отмечено, изначально представление о человеке, а также обэкзистенциальных понятиях, связанных с проблемами здоровья, болезни исмерти, формировались в медицине из культурных установок, отраженных вфилософии и искусстве. В современной ситуации, скорее, медицина оказываетключевое влияние на статус человека в культуре через представление исоотношении души и тела, боли, болезни и смерти, основанном на достиженияхмедицинской науки.Противоречивость представлений о здоровье, болезни, боли и смерти,размывание границ между ними, соотносится с «симуляциями», о которых писалитеоретикисовременнойкультуры.Сформированнаянабинарныхпротивоположностях, таких как здоровье-болезнь, жизнь-смерть, медицинарасшатывает границы между ними. Благодаря достижениям медицинской наукиудается значительно «отодвинуть» физическую боль, но при этом культура«получает» широкое распространение болей психогенного характера, размываяграницу между физической и психической болью.
Технические достиженияделают доступной точную диагностику, но критериев, которые предлагаетсоматическая диагностика, оказывается не достаточно для определения состоянияздоровья человека, что делает необходимым введение понятия «качества жизни»,учитывающее экономические, социальные и психологические показатели.Продлениежизниоткрываетпроблему«третьеговозраста»инеприспособленности культуры к включению его в активное функционирование.И, наконец, благодаря достижениям современной реаниматологии удается«поколебать» границу между жизнью и смертью, лишая тем самым устойчивостипонятие смерти, на котором базируется классическая медицина, получая взамен«зону неопределенности», поднимающую ряд этических, философских ирелигиозных дискуссий.
Медицина, решая проблемы смены пола, пластическойхирургии, эвтаназии, трансплантологии и прочие острые вопросы, восходящие кданным базовым понятиям, выходит за рамки своего профессиональногодискурса, вынося проблемы на широкое обсуждение из-за невозможности их139однозначного решения. Расширение дискурсивного пространства медицины всовременной культуре с включением в него социальных, экономических,политических и др. аспектов говорит о кризисности медицины в вопросахэтического и антропологического характера и, вместе с тем, о кризисныхявлениях современной культуры в целом.В пространстве медицинского дискурса пересекаются различные модусыпредставлений человека о себе и мире, которые предлагает эпоха на основаниигуманитарного и естественнонаучного знания, сообщая им остроту ввидуосновной цели своего существования – лечения и избавления от страданий. Современи становления профессионального европейского медицинского дискурсамедицина «лечит тело как машину», балансируя при этом между рацио иэмпирией,анатомиейифилософией,необходимостьюсуженияоптикимедицинского взгляда в лаборатории и обретения целостности восприятия длярешения возникающих проблем.
Как видно из данного исследования, висторической перспективе можно наблюдать крайние позиции медицины ввопросе статуса человека – от механистического до метафизического, а также ихсмешение. При этом, все же для современной медицины лечение «тела какмашины» существует как наиболее актуальное, что является основным предметомкритики. Подходя с механистических позиций, т. е.
априори с позиции силы,медицина представляет опасность ввиду беззащитности человека в страдании,интимности и глубины переживания боли, физической или психической.Данные вопросы привлекают общественное внимание к медицине какмаркирующие проблемы общекультурного свойства. При их обсуждениипроисходит «стягивание» в пространство медицинского дискурса проблем немедицинского характера, размывание границ предметного поля медицины, чтосообщает сложность исследованию медицины как формы культуры и открываетнеисчерпаемое поле для теоретического анализа современных культурныхтенденций.140СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Александер Ф. Психосоматическая медицина.
Принципы и практическоеприменение. Пер. с англ. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. 352 с.2.Андерсон Д., Барнс Э., Шеклтон Э. Медицина в искусстве. - М.: Арт-родник,2012. 256 с.3.Арендт Х. Люди в темные времена. Пер. с англ. и нем. - М.: 2003. 311 с.4.Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с фр. - М.: «Прогресс» -Прогресс-Академия», 1992. 528 с.5.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Избранные работы. - М.:«Прогресс», 1994.
616 с.6.Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. - М.: Академический проект, 2010. 351 с.7.Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -М., 1994 С. 384-391.8.Бинсвангер Л. Аналитика существования Хайдеггера и ее значение дляпсихиатрии // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. – М.: «КСП+ », «Ювента», СПб (приучастии психологического центра «Ленато», СПб), 1999. С 182-194.9.Бинсвангер Л. Фрейд и Конституция клинической психиатрии // БинсвангерЛ.
Бытие-в-мире. - М.: «КСП+ », «Ювента», СПб (при участии психологическогоцентра «Ленато», СПб), 1999. С 162-181.10. Бинсвангер Л. Фрейдовская концепция человека в свете антропологии //Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. - М.: «КСП+ », «Ювента», СПб (при участиипсихологического центра «Ленато», СПб), 1999. С 135-161.11.
Биология и медицина: философские и социальные проблемы взаимодействия.Отв. редактор А.А. Овчинников. - М.: «Наука», 1985. 319 с.12. Богатова Л.М. Гендерная драма человека постмодерна // Перспективыфилософии в XXI веке. Сборник научных статей и сообщений. Казань: Изд-воКГУ. 2008. С.39-43.13. Богатова Л.М. Гендерные коллизии постмодерна в контексте эмансипации //Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире.141Материалы VI международной научно-практической интернет-конференции.Издательский дом ТГУ им. Державина Р.Г. Тамбов.
2009. С. 280-286.14. БогатоваЛ.М.Эмансипациякаконтологическаятрагедияпола//Философские науки. 2008. № 6. С. 113-13315. Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с фр. - М.: «Рудолино», 1995. 169 с.16. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Пер. с фр. - М.: Добросвет,2000. 387 с.17.
Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Пер. с фр. - М.:культурная революция; Республика, 2006. 269 с.18. Бэкон Ф. Новый Органон. ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ. Ленинградское отделение,1935. 384 с.19. Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические // Бэкон ФСочинения в 2 т. Т. 2. М: Мысль, 1972. С. 347-486.20. Бэн А. Душа и тело. Общие законы и соотношения между ними. Пер. с англ.Изд.4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 240 с.21.
Вебер М. Протестантская этика и «дух капитализма» //Вебер М. Избранное.Протестантская этика и дух капитализма. Пер. с нем. - М.: «Центр гуманитарныхинициатив», 2013. С. 19-186.22. Ветлесен А.Ю. Философия боли. Перевод с норв. - М.: Прогресс-Традиция,2010. 240 с.23. Власова О. Рональд Лейнг. Между философией и психиатрией. – М.:Издательство Института Гайдара, 2012. 464 с.24. Власова О.А.
Антипсихиатрия: становление и развитие. - М.: Изд–во РГСУ«Союз», 2006. 221 с.25. Власова О.А. Власть общества и автономия безумца: антипсихиатрическийпроект Томаса Саса. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия«Философия»: 2010. №2(8) С. 87-100.26. ГанеманС.Органонврачебногоискусствагомеопатическоголечения[Электронныйресурс].или-основнаяРежимhttp://mshealthy.com.ua//medik-book//gomeopati//ganeman-organon//8.htmтеориядоступа:14227. Гегель Г. Наука логики // Философия природы. Сочинение в 2 т. Т.
1. - М.:Мысль, 1975. 695 с.28. Гегель Г. Философия права. - М.: Мысль 1990. 524 с.29. Гегель Г.Ф. Философия природы // Гегель Г. Энциклопедия философскихнаук. Сочинение в 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1975. 695 с.30. Гиппократ. О природе человека. Пер. с греч. Издание 3-е. - М.: КомКнига,2010. 344 с.31. Гоббс Т. Сочинение в 2 т. Т.1. О человеке.
- М.: Мысль, 1989. 622 с.32. Гольбах П.А. Система природы, или о законах мира физического и мирадуховного // Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 2.Под общей редакцией X.Н.Момджяна. Перевод с французского Т.С.Батищевой иВ.О.Полонского. 1963. – М.: Мысль, 1963, 563 с.33. Гуревич, П. С. Феномен деантропологизации человека // Вопросыфилософии.