Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 27
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре". PDF-файл из архива "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 27 страницы из PDF
С. 291.132ЗАКЛЮЧЕНИЕКак видно из проделанного исследования, европейский медицинскийдискурс формировался под влиянием философских концепций XVII - XVIII веков,отразившихосновыметодологиизарождающейсянауки.Основнымихарактеристиками медицинского дискурса данного периода, которые следуетпонимать как классические, выступают факторы, общие для всех наук в периодих становления – рационализм и опора на эмпирические данные с ихпоследующей систематизацией. Это ложится в основу оформления структуры иупорядочивания медицинского знания, дает начало становления патологическойанатомии, явившейся впоследствии опорой для признания достоверностимедицинских теорий, и формирует специфическое «анатомическое мышление» вмедицине.Математическое измерение, которое «получает» человек новоевропейскойкультуры дает начало оформлению накопленного научного знания в строгуюсистему, развивающуюся в едином русле европейских естественных наук.Объектомисследованиямедициныданногопериодаявляетсячеловек,понимаемый, согласно философии Декарта, в концепции строгого дуализма,противопоставляющего душу и тело.
Эпоха Просвещения продолжает тенденции,заложенные культурой Нового времени в понимании человека, но, как былопоказано на примере философских концепций, оказавших большое влияние намедицину, и медицинских теорий, появившихся в данный период, сообщаетдальнейшее развитие учению о человеке, «раскрепощает» и выводит медицину зарамки «заданности и порядка».Период Нового времени и эпохи Просвещения готовит почву длявстраиванияпредставленийодушевныхпроцессахвобщуюсистемумедицинского дискурса, проведя период отбора, классификацию на основеэмпирического материала и выработав методы диагностики и лечения. В своем133становлении психиатрия проходит тот же путь, что и клиническая медицина – отпоиска универсальной причины болезни, сопоставления теорий и эмпирическихданных к систематизации накопленного в госпитальных учреждениях опыта.Медицина «впускает» в дискурсивную область психиатрию, подтверждая свою«антропологичность», то есть направленность к человеку и науки «о человеке».Существеннымподтверждениемэтогоявляетсяизменениесодержаниядушевнобольных и получение изоляторами статусов лечебниц.
Таким образом,получениефеноменомвыведениепроблембезумиядушевныхантропологическогозаболеванийизстатусавобластикультуре,религиозныхпредставлений в пространство медицинского дискурса происходит в перспективетрансформации представления о человеке в культуре Нового времени иПросвещения.Социокультурные трансформации XVII - XIX веков, рост городов,экономическое и промышленное развитие, приводят к социализации медицины,т. е. к становлению медицины в качестве социального института. Первыегоспитали появляются в общем процессе социализации в культуре XVII века,когда формируются научные и художественные академии и университеты. Наука,как и искусство, тяготеет к общепринятым в профессиональных кругах канонам ипрофессиональномуобщению.Одновременнонеобходимостьпополнениянаучной эмпирической базы стимулирует появление госпитальных учреждений,функционирование которых задает новые отношения между врачом и пациентом,выводя пациента за рамки лечебного процесса и сообщая ему статусэмпирическогоматериала,каквиднонапримереустройствапервыхродовспомогательных больниц.
В госпитальных учреждениях в данный периодпоявляютсямедицинскиепрактики,освоениекоторыхпредставляетсяневозможным вне условия госпиталя, что повышает престиж медицины какпрофессионального занятия из-за сложности и длительности их освоения. Данныеявления маркируют получение медициной властных полномочий и началоэкспансии медицины в частную жизнь граждан, как в границах госпиталя, так и вбольших городах через деятельность медицинской полиции, занимающейся134вопросами санитарного состояния городов, диспансеризацией и вакцинацией.Включениеновыхобластейвпространствомедицинскогодискурсадемонстрирует тенденцию к дальнейшему его расширению и готовность крешению вопросов, диктуемых социокультурной ситуацией.ПроцессыдегуманизациивкультуреXIXвека,т.е.«утратыиндивидуального» в понимании человека имеют в медицине своеобразноепреломление.
Искусство через явления дегуманизации ищет пути к объективномуосвоению действительности через постижение скрытых смыслов. Постижениюсмысловмешаетвключениечеловеческого,субъективного,сиюминутно-переживаемого. Философия констатирует потерю «человеческого» в искусстведанного периода, одновременно иррациональные философские концепцииутверждающие «слишком человеческое» в негативном ключе, обращают человекак своей природной биологической сущности под влиянием эволюционных теорий.Наряду с данными настроениями в культуре на фоне развития научного знания,можно наблюдать появление позитивистских концепций.В силу сложности предмета медицинского исследования, в перспективеоформления и развития медицины как науки, в XIX веке можно наблюдатьбалансированиемедицинымеждурациоиэмпирией,иррациональныминаправлениями в философии и чистой позитивной наукой.Спецификамедицинского дискурса эпохи романтизма показывает, как медицинские теории,опирающиеся на философские идеи, такие как теории витализма, «жизненнойсилы», бруссеизм, гомеопатия, а также появление философских изысканийШеллинга, Гегеля о возможных причинах возникновения болезни развиваются вконтексте критических настроений в культуре.
Такие «неклассические теории»XIIX века, то есть системы, не имеющие достаточного эмпирического основания,делают своим предметом исследования болезнь как таковую. Осознаниеметафизического измерения человеческого существа, так или иначе, выявляетнедостаточность эмпирии для изучения и лечения человека, что делаетнеобходимым обращение к теоретизированию, т. е. к философским концепциямили обращение к прошлому – теориям Гиппократа и Галена.
Данные концепции135показывают разочарование в подходе рацио, иллюстрируют попытки выхода зарамки классических канонов и поиск новых путей для решения поставленныхзадач, что в целом характерно для культуры эпохи романтизма. Таким образом,европейский медицинский дискурс демонстрирует шаткое равновесие междутеорией и эмпирией, следуя за культурными тенденциями.Противоречивыеявлениякультуры,отразившиесявфилософскихконцепциях XIX века, оказывают влияние на развитие медицинской науки,продвигая ее как на пути строгой рациональности, так и на пути поискаиррациональных причин заболеваний.
Медицинское мышление формируется набазе патологической анатомии, сообщающей легитимность новым теориям, приэтом ее «человеческий» статус, предполагающий наличие в объекте субъективныхданных является обременительным для получения позитивного знания. Такимобразом, медицина, изначально «гуманистичная» по своим целям, какимиявляются лечение и облегчение страдания, является «антигуманной» в силутребований позитивной науки, что отражает «противоречивость» европейскогогуманизма в целом. В качестве маркера данных процессов выступает медицинскаятеория френология, утверждавшая анатомическую заданность человеческойличности, которую можно «вычислить» по своеобразию анатомического строениячерепа.Появление психоанализа в XIX и его широкое распространение в XX векеявляется рубежом, открывающим новое прочтение проблемы статуса человека вкультуре, а также маркером явлений трансформации дискурсивных медицинскихпрактик,занимающихсяпроблемамичеловеческойпсихики.Занимаясьпроблемами сознания, психоанализ методологически тяготеет к критериямнаучности, заданным в эпоху Нового времени и Просвещения, и, согласновысказыванию своего основателя, соотносится с психиатрией так, как гистологияс анатомией, то есть обеспечивает рассмотрение изучаемого предмета наклеточном уровне.
Таким образом, психические процессы подвергаются«классическому»анализу,анатомическомуилигистологическомупрепарированию, в конечном итоге - попытке рационализации иррационального,136то есть сохраняют связь с классической эпохой через методологию, одновременноутверждая детерминированность психических проявленийивозможность«вычисления личности».Таким образом, появление психоанализа показывает изменение отношенияк человеку в культуре конца XIX века, трактовку человеческого существа вкачестве биологического индивида, лишая его специфических характеристикчеловеческойличности,необусловленныхбиологическимипричинами.Утверждая детерминированность психических процессов, психоанализ и егопоследователи стимулируют самопознание и конструирование личности на фонетотального«недовольствокультурой»,чтоделаетданныетеориивостребованными через популярную литературу.
Европейская культура, склоннаяк саморефлексии, продолжает путь вглубь индивида, который представляется какпоиск потерянной индивидуальности.Тенденции, заявленные в XIX веке, получают развитие в XX веке.В процессе изменения культурной ситуации XX века медицине приходитсярешать задачи, выходящие за рамки заданных изначально, под которымипонимается лечение человека или шире – борьба с болезнью. Поискиндивидуальностиприводиткобращениювмедицинскиеклиники.Новоевропейский человек, ощущая свою недостаточность и «неукорененность» всовременных условиях, становится все более уязвимым и внушаемым, и, какследствие, медицина получает дополнительные возможности для экспансии иманипуляции. В функции медицины помимо заботы о состоянии здоровьяначинаетвходитьзаботаокрасотеичистотетела,средеобитания,эмоциональном состоянии по тем показателям, которые диктует современнаякультура.Наиболеевостребованнойипопулярнойобластьюмедициныстановится пластическая хирургия, формирующая тело, согласно эстетическимпредставлениямсовременнойкультуры,порождаяновыепроблемыпсихологического и этического свойства.
Таким образом, медицинский дискурссовременной эпохи ориентирован на новые функции медицины, вхождение ее впространство СМИ и массовой культуры в целом и смену ценностных137ориентиров. Медицина входит в повседневную жизнь новоевропейского человекачерез рекламу и потоки массовой информации, становясь полноправной изначимой частью общего культурного дискурса.Какбылопоказано,однойизсущественныхчертсовременногомедицинского дискурса является его дробление и внутренняя дифференциацияузких областей, а также «сужение взгляда» врача или исследователявмедицинской лаборатории, где в качестве объекта выступает все более локальнаяобласть в ущерб целостности восприятия.
Объектом исследования становится нечеловек, а частица органической ткани, животная клетка. Взгляд современноговрача-исследователя «работает» в узкой профессиональной области, выделеннойанатомией, при этом его интересы пересекаются с множественными областямимедицины, которые также имеют свою структуру и содержание.Подобное«фрагментарное»восприятиеобъектасопоставимос«конструированием реальности» человека современной культуры. Пересечения иперекрывания,наслаиванияиодновременнодроблениеландшафтапрофессиональной медицины похоже на хаотичную конструкцию, подобно тому,как работает сознание современного человека, собирая и конструируя реальность,заменяя знание на информацию.