Диссертация (Принцип социальной солидарности в конституционном праве), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Принцип социальной солидарности в конституционном праве". PDF-файл из архива "Принцип социальной солидарности в конституционном праве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
По справедливомузамечанию профессора Б.А. Страшуна, «мы как общество … не выработалипсихологию не вольных, а именно свободных людей, которые рассчитываютв достижении жизненных благ, прежде всего, не на государство,начальников, работодателей, а на себя, умеют уважать других и недопускают неуважительного отношения к себе, стремятся к справедливомупорядку»64.Итак,обществоразвиваетсяпопутинарастаниясоциальнойсолидарности. Разумеется, данный принцип, как, впрочем, и любой другойпринцип, не следует абсолютизировать, тем более искусственно и чрезмерноускорять его укоренение в обществе.
Необоснованное преувеличениемасштабовсолидарноститаитрядопасностей.Этопорождаемаямеханической солидарностью ксенофобия, питающая различные социальныеконфликты;использование международной (органической) солидарностикак предлога для свержения законных правительств и установлениягосподства более сильных государств над более слабыми; укреплениетоталитарных режимов, прикрывающихся общими интересами; угрозы64Страшун Б.А. Российской Конституции 15 лет // Проблемы реализации Конституции. Международноеисследование. М.: Издательский центр Фонда конституционных реформ, 2008.
С. 52.60выживанию титульных наций развитых государств в результате проявленияодностороннейсолидарностимультикультурализмапоотношениюкиммигрантам; иждивенчество населения, злоупотребляющего социальнымвспомоществованием как проявлением солидарности общества.Поэтомуразработкатеориисоциальнойсолидарности,соответствующей идеологии, механизмов реализации данного принципа, егопределов, установление оптимального соотношения различных видовсолидарности – важнейшая задача всех общественных наук и социальнойпрактики, в том числе – права, появление которого в качестве социальногорегулятора явилось очень важной вехой на пути развития в обществесолидарности. Разумеется, в обеспечении и эволюцииопределенную роль играют все правовые отрасли.значимостьдляреализациисущностиисолидарностиОднако особуюобогащениясодержаниясолидарности имеет конституционное право.§ 1.2.
Роль конституционного права в обеспечении социальнойсолидарности1.2.1. Солидарность и концепции конституционализмаОценка конституции как документа гражданской солидарности весьмараспространена в западной конституционно-правовой литературе: онахарактеризуетсякакдоговорнациональногомасштаба,какобеспечивающий культурную и политическую идентичность, какакт,гарантполитического единства народа, как мощный инструмент интеграции ипатриотизма населения65.Более детальное обоснование роли конституций, конституционногоправа и конституционализма в обеспечении и развитии в обществесолидарности требует обращения к анализу их социальной сущности.65См.: Депенхойер О. Функции конституции // Сравнительное конституционное обозрение, 2016, № 1.
С.56-72.61Иными словами, для того, чтобы уяснить роль конституций в объединениилюдей, налаживании взаимопонимания и сотрудничества между ними,необходимовыявитьосновныеподходыкпониманиюсущностиконституций, существующие в доктрине и в мировой практике в настоящеевремя, установив,какой из них в наибольшей степени способствуетреализации и развитию социальной солидарности.Следует отметить, что термины «конституция» и «конституционализм»неимеютоднозначнойтрактовкивотечественнойизарубежнойюридической литературе.
Представляется, что при всем многообразииподходовкконституцииПервыйфункционально-предметномупониманиюнаиболееявляютсяраспространеннымиюридическойдваизних.подход признает конституцией такую систему правовыхпринципов и норм, которая соответствует ценностям либерализма, преждевсего – утверждению свободы личности, незыблемости прав человека какглавной из них, и с этой целью регламентирует и ограничиваетгосударственнуювласть.Короткосторонникиданногоподходахарактеризуют конституцию как систему ограничений государственнойвласти66.Согласно же второму подходу конституция - это система правовыхпринципов и норм,конкретногонаходящихся в основе существования и развитияобществаигосударстваиобеспечивающихихфункционирование как единой целостной системы посредством организацииуправления обществом 67 ,«цементирующих» их, создающих программу(генеральный план) их развития, воплощающих доминирующие в данномобществе этические ценности, социальные ожидания и представления о«хорошей жизни», выражающих соотношение социально-политических сил в66См.: Спекторский Е.В.
Что такое конституция? М.,1917. С. 8; Ориу М. Основы публичного права. М.,1929. С. 583; Шайо А. Самоограничение власти. Краткий курс конституционализма. С. 20; Beard Ch. A. (withthe Collaboration of W Beard). American Government and Politics. N.Y.< 1949. P. 9; Yoichi H. Constitutionalism.Japanese Reports for the XIII the International Congress of Comparative Law.
Tokio, 1991. P. 180.67См.: Сравнительное конституционное право. Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Е. Чиркин. М.: Манускрипт, 1996.С. 62; Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 34;Barnett H. Constitutional and Administrative Law. 4 th Ed..L.:CPL, 1995. P. 4.62конкретной стране - независимо от того, какими именно являются этипредставления и соотношение 68 .Причем следует отметить, что если на ранних этапах истории мировогоконституционного развития в конституционно-правовой науке, как и вконституционном законодательстве, безусловно доминировал первый изназванных подходов, то в настоящее время признание завоевал второй(пустивший корни даже на родине конституционализма - в английскойправовой доктрине69).Представляется, что первый из указанных подходов к пониманиюконституции – как к системе ограничений государственной власти - уместноохарактеризоватькакстрогий,либеральный, западный)70узкий,изначальный(классический,, второй же подход, то есть пониманиеконституции как системы норм, обеспечивающих единство общества игосударства, - как широкий или реальный.Узкий подход к пониманию конституции, конституционного права и ихпредмета исходит из того, что только те правовые акты, которые стремятсяюридическими средствамиминимизировать угрозы свободе личности,могут считаться конституциями.
Такой подход отрицает признание задокументами,официальноименуемымиконституциями,нонеобеспечивающими механизмов ограничения власти, сущности таковых,считая их лишь имитацией конституций.Широкий же подход предполагает существование в его рамкахзначительного многообразия моделей конституций, включая, в частности,наиболее заметные из существующих сегодня или в недавней истории:западную,68котораяимеетглавнойцельюограничениевласти;См.: Богданди А. фон. Доктринальный конституционализм в прошлом и будущем: стратегия ответа нанасущные вопросы, стоящие перед конституционно-правовой наукой в Европе // Сравнительноеконституционное обозрение, 2010, № 1. С. 51.69См.: Alder J.
Constitutional and Administrative Law. 6-th ed. N.Y. 2007. P. 3.70Следует, однако, отметить, что не все конституционалисты замечают данную тонкость,свидетельствующую о различном видении предмета конституционного права отечественными учеными.См.: Фадеев В.И. Критические заметки на полях работ по конституционному праву// Актуальные вопросыпреподавания конституционного права.
Сборник материалов Всероссийской конференции преподавателейконституционного права, посвященной 20-летию Конституции РФ. М.: Изд. центр Университета имени О.Е.Кутафина, 2013. С. 95-99.63социалистическую,котораяустанавливаетправовуюосновудляобобществления экономики; мусульманскую, провозглашающую в качествеосновной цели обеспечение торжества идей ислама.Представляется,чтовпониманииконституцииследуетруководствоваться узким подходом как в наибольшей степени оправдавшимсебя с точки зрения гуманистического потенциала. Только он способен датьпредставление о специфике правового и культурного феномена конституции:трактовка конституции в качестве системы правовых норм, регулирующихосновы устройства государства и общества как единого целостногоорганизма независимо от методов и объема власти политической элитынеприемлема, поскольку она «не позволяет выработать никакого учения оконституционализме, ибо с ним отождествляется любая по форме исодержанию политическая организация»71, - справедливо полагает известнаяроссийская исследовательница-теоретик права Н.В.