Диссертация (Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая), страница 6

PDF-файл Диссертация (Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая), страница 6 Философия (41754): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая) - PDF, страница 6 (41754) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая". PDF-файл из архива "Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения ибиблиографического списка.Перваяглавапосвященареконструкцииисторико-философскогоконтекста, в котором зародилась и оформлялась проблематика внутреннегоопыта и гетерологии Батая. В качестве источников, которые непосредственноили опосредованно повлияли на концептуализацию Батаем этих двух понятиймы рассматриваем апофатическую христианскую мистику (§1), критикуя идеиотдельных представителей которой (в частности Псевдо-Дионисия Ареопагитаи Иоанна Креста), Батай описывает внутренний опыт как секуляризованныймистический опыт. Здесь же особое внимание уделено философским идеямМориса Бланшо, также интересовавшегося негативной теологией и оказавшегона ее восприятие Батаем немалое влияние.

Критика Ницше аполлоническогодуха и утверждение духа дионисийского в качестве подлинной сущностичеловекарассматриваетсякак одна изосновныхфилософскихидей,позаимствованных и переосмысленных Батаем (§2). Показывается рольШестова – единственного учителя Батая по истории философии и создавшегооригинальную адогматическую концепцию (§3). Лекции Александра Кожева по«Феноменологии духа» Гегеля описываются как основной «путеводитель»Батая по философии Гегеля. Через них Батай воспринял гегелевский концептчеловека как носителя негативности, а также идею конца истории какисчерпания человеческих возможностей по качественному преобразованиюокружающего мира (§4).

Исследования сакрального в рамках французскойсоциологической школы и немецкой феноменологии религии рассматриваются28как основной источник гетерологии и представления Батая о гетерогеннойреальности(§5).ПроизведениядеСада(§6)иЗигмундаФрейдарассматриваются как пример анализа и описания гетерогенных феноменов, неосознаваемыхгетерологию.Вочеловеком,второйглавеопираясьданногонакоторыйисследованияБатайразрабатываланализируетсяпонятиевнутреннего опыта и его влияние на зарождение гетерологической концепцииБатая в его ранних работах. Выделяются основные свойства внутреннего опытаи различные его значения (опыт как коммуникативная практика, опыт какмистическое переживание, опыт как описание множественности субъекта) (§1).Анализируются две статьи Батая 30-х годов («Психологическая структурафашизма» и «Потребительная стоимость Д.А.Ф.

де Сада»), в которых Батайпроводит концептуальное разграничение между гомогенной и гетерогеннойреальностями (§2). На основе проведенного анализа, формулируются иобосновываются основоположения гетерологии как новой философскойдисциплины и ее методологическая основа, а также рассматриваетсясоотношение понятия внутреннего опыта и гетерогенной реальности (§3).Третья глава посвящена анализу поздних работ Батая («Эротика», «Теориярелигии»,«Суверенность»),вкоторыхгетерологияоформляетсякакполноценная концепция, а внутренний опыт понимается как инструментинтуитивного познания гетерогенной реальности. Открывает главу общееописание особенностей позднего этапа творчества Батая, главной средикоторых является осознание Батаем необходимости включения научнофилософского дискурса в собственные рассуждения (§1). За ним следует анализпоздних работ французского мыслителя, в рамках которого показано, что воснове каждой из них лежит понимание гетерогенной реальности какнепрерывного и интенсивного бытия.

Интуитивное познание гетерогеннойреальности во внутреннем опыте позволяет Батаю выявлять экзистенциальныйсмысл того или иного объекта исследования (§2). В заключении подводятся29итогиработыикраткоописываютсядостоинстваинедостаткигетерологической концепции Батая, основным из которых, по нашему мнению,является смешанный характер знания, получаемого Батаем за счет синтезавнутреннего опыта и рассудочного познания. Вместе с тем преимуществомконцепциигетерологииявляетсядемонстрациянедостаточностиисключительно научного познания для понимания условий и смысловчеловеческогосуществованияинеобходимостииррациональными и интуитивными способами познания.дополнятьегоГлава I. Теоретические истоки «внутреннего опыта» игетерологии Жоржа Батая.Введение.В данной главе реконструируются теоретические источники идей ЖоржаБатая, что позволяет вписать его мысль в общефилософский контекст ипоказать истоки понятия внутреннего опыта и гетерологии. Данные концепциисформировались под влиянием целого ряда ключевых для XIX-XX столетияфилософских идей и, в свою очередь, в дальнейшем оказали влияние на такихавторов, как Роже Кайуа, Мишель Лейрис, Пьер Клоссовски, Морис Бланшо,Мишель Фуко, Жан-Люк Нанси и др.Теоретические истоки внутреннего опыта и гетерологии можно такжеобнаружить в апофатической теологии христианских мистиков, абсолютномидеализме Гегеля, философии жизни Фридриха Ницше, адогматическойфилософии Льва Шестова, идеях французской социологической школы(Дюркгейм, Мосс), немецкой феноменологической теологии (Рудольф Отто),психоанализе (Зигмунд Фрейд).

Каждое из направлений рассматривается лишьв обобщенном виде. Такая перспектива была выбрана, чтобы отчетливопоказать, что внутренний опыт и гетерология были созданы Батаем наперекрестии разнородных, если не противоположных, влияний и направлений30мысли. Это важно, поскольку мультидисциплинарность и синкретичностьсоставляютсущностнуюхарактеристикумыслиБатая,выделяющуюфранцузского философа на фоне других мыслителей его поколения.Обзористочников такжепозволяет продемонстрироватьпричинытрансформации понимания Батаем внутреннего опыта. На раннем этапе еготворчества (1920-1946 гг.) внутренний опыт носит характер эстетическиэкзистенциального переживания и сводится к экстатическому самоотрицаниюсубъекта, в ходе которого он ставит под вопрос все имеющиеся у него данности(моральные, ценностные, эпистемологические), то есть подвергает негациисобственную оформленность, субъективность для того, чтобы обрестисвободноесуществованиеииметьвозможностьвступитьвчистуюкоммуникацию с Другим.

Такой опыт описывается Батаем как «чувствосообщничества: в отчаянии, безумии, любви, казнении. Нечеловеческая,взъерошенная радость сообщения, ничего кроме отчаяния, безумия, любви, даеще: смех, смятение, тошнота, утрата себя в самой смерти»44. На позднем этапетворчества (1946-1962 гг.) внутренний опыт ассоциируется у Батая соспецифической познавательной и методологической установкой, котораявключает в себя пристальное внимание к внутренним переживаниям исубъективным ощущениям при изучении какого-либо явления и, вместе с тем,объективацию этих ощущений и выстраивание абстрактной концептуальнойматрицы, позволяющей изучать явление с позиции внешнего наблюдателя, аименно, объективно. В работе «Эротика», Батай описывает внутренний опыткак то, что «не проявляется независимо от объективного видения, мы всегдаобнаруживаем, что он связан с тем или иным бесспорно объективнымаспектом»45.

Эволюция данного понятия в творчестве Батая напрямую связана свлиянием, оказываемым на него отдельными мыслителями в разные периодыBataille G. L'Expérience intérieure. P. 49. (Перевод приводится по Батай Ж. Внутренний опыт. С. 74).Bataille G. L'érotisme. P. 35. (Перевод приводится по Батай Ж. Эротика // Батай Ж. Проклятая часть:сакральная социология. С. 508).314445творчества. Далее мы последовательно рассмотрим как различные авторыповлияли на становление гетерологии и понятия внутреннего опыта.§ 1. Негация как путь к обретению подлинного бытия вапофатической теологии.Говорить об истоках внутреннего опыта логичнее всего, начав с работхристианских апофатиков, к наследию которых Батай обращается в своейпервой обширной теоретической работе «Внутренний опыт».

Знакомству стакими последователями негативной теологии, как Анжела из Фолиньо, СвятаяТереза Авильская, Иоанн Креста и Псевдо-Дионисий Ареопагит, Батай обязанпониманием опыта как мистического переживания, связанного с преодолениемграниц Я и погружением во тьму не-знания. Основная идея апофатиковзаключается в постижении сущности бога и божественного через отказ откаких-либо положительных утверждений относительно его природы, таких как«бог есть всезнание». Позитивные высказывания необходимо отбросить,поскольку в человеческом языке не может существовать понятий, которыемогли бы адекватно передать сущность бога.

Батай пишет: «По отношению ктаким “видениям”, “речениям” и другим “утешениям”, присущим экстазу,Иоанн Креста испытывает если не враждебность, то, по крайней мере,сдержанность. Для него опыт имеет смысл лишь постольку, посколькувоспринимает Бога, у которого нет ни формы, ни модуса»46. Соответственно,все высказывания носят отрицательный характер, говоря лишь о том, что богуне присуще, и подталкивая мистика к безмолвному восприятию его подлиннойсущности. Результат такого восприятия, в противоположность знанию какрезультату активности катафатической, утверждающей, обозначается термином«не-знание».Не-знаниеподразумеваетразрушениевсехпознанийичувственных привязанностей в мистическом созерцании, место которыхзанимает некое внерациональное и всеобъемлющее переживание Ничто как46Bataille G.

L'Expérience intérieure. P. 17. (Перевод приводится по Батай Ж. Внутренний опыт. С. 19).32единственной подлинной реальности. Данное положение следует пониматьиносказательно, по аналогии со знаменитым высказыванием Тертуллиана:«верую ибо абсурдно». Ничто понимается не буквально как отсутствие, а кактакая реальность, которая превосходит все мыслимые и немыслимыепредставления о подлинном бытии, что делает невозможным описание даннойреальности в каких-либо положительных терминах или выражениях.Таким образом, для христианских мистиков опыт является опытомотрицания и чувственного восприятия, и рационального познания, а его цельсостоит в единении с Богом.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее