Диссертация (Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая". PDF-файл из архива "Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Понятие «предельный опыт» всвязи с творчеством Батая встречается, например, у Мишеля Фуко и МорисаБланшо, которые переосмысливали творчество Батая и таким образомпереназвав его «внутренний опыт», сконцентрировали внимание на егосущности. Так, для Бланшо опыт, о котором ведет речь Батай, является«предельным», поскольку он переживается лишь тогда, когда были исчерпанывсе возможные опыты в принципе: это опыт неудовлетворенности человека, чьижелания были исчерпывающе удовлетворены, это опыт мышления о том, чтонельзя помыслить, иными словами – это опыт невозможного, который пределенв силу своей парадоксальности и интенсивности.
Для Фуко батаевскийвнутренний опыт связан, прежде всего, с трансгрессией, «преступлением»предела. Он потому пределен, что разворачивается в момент нарушенияпредела, казавшегося незыблемым и непреодолимым. Например, такогопредела,какБог,беспредельное бытие.Мывынесли«смерть»именнокотороготерминоткрывает«предельныйчеловекуопыт»вподлинноназваниедиссертационного исследования, поскольку с его помощью мы реконструируемгетерологическую концепцию Батая, которая для него самого не была еще стольочевидной, но наличие которой становится понятным и обоснованным именноблагодаря исследованиям ее оснований современниками и непосредственнымипоследователями Батая.Надо отметить, что понимание «внутреннего опыта» самим Батаемсущественно трансформировалось на разных этапах его творчества.
Условнотаких этапов можно выделить два: ранний (1920-1946 гг.) и поздний (1946-196211гг.).Данноеделениеобусловленомировойвойны.заметнымизменениемстиляфилософствования Батая и его отношения к научно-философскому дискурсупослевторойДляраннегопериодахарактернахудожественность и экспрессивность, использование в таких текстах как«Солнечный анус» (1927)10, «Язувий» (1930)11, «Язык цветов» (1929)12 и др.многозначных образов и метафор. В этом смысле «Психологическая структурафашизма» и «Потребительная стоимость Д.А.Ф.
де Сада», также написанные вэтот период, являются, скорее, исключениями, поскольку в них Батайконцептуализирует аффективные импульсы человека, показывая их место всоциумеивыявляясдерживающиеихсоциальныесилы.Всвоиххудожественных произведениях Батай различными языковыми средствамипередает аффективный опыт и призывает к высвобождению аффективныхимпульсов.В целом, для Батая раннего периода характерна ориентация на практику:он пишет как человек, который стремится силой художественного словапобудить людей изменить окружающую их реальность.
Научно-философскийдискурс Батай подвергает резкой критике как гомогенизирующий, то естьупорядочивающий действительность, вместо того чтобы помогать человекупостигать ее многообразие в интенсивном аффективном переживании. Научнофилософская мысль, по его мнению, слишком ограничена правилами логики истрогогорассуждения, чтобы быть в состояниимногообразие.верно отразить этоВ поздний период творчества Батая его отношение к научно-философскому дискурсу радикально меняется. По-видимому, это было связано сосознанием Батаем необходимости в строгом научном рассуждении дляобоснования общезначимости своих предположений. Представляется, что нанего на этом позднем этапе творческой эволюции сильно повлиял опытBataille G.
L’anus solaire // Bataille G. Œuvres complètes I. Paris: Gallimard, 1970. PP. 79-87.Bataille G. Le Jésuve // Bataille G. Œuvres complètes II. Paris: Gallimard, 1970. PP. 13-21.12Bataille G. La langage des fleurs // Bataille G. Œuvres complètes I. Paris: Gallimard, 1970. PP. 173-179.121011фашистской оккупации Парижа и провал тех попыток сдержать стремительноенаступление фашизма, которые Батай предпринимал, будучи, активнымучастником движения «Контратака», публикуя антифашистские тексты иманифесты. Свою несостоятельность показала «ранняя» идея Батая направитьпротив фашизма те самые аффективные импульсы, успешная эксплуатациякоторых, по его мнению, явилась основной причиной небывалых темпов егоразвития и распространения.
В 1946 году Батаю исполнилось 49 лет, к этомумоменту он был автором многочисленных художественных и аналитическихстатей, а также нескольких книг («Внутренний опыт» (1943)13, «Виновный»(1944)14, «О Ницше» (1945)15) и представлял собой уже вполне зрелогомыслителя. Этот год как поворотный для творчества Батая отмечает егороссийский исследователь С.Н. Зенкин, отметивший также, что именно в 1946году увидел свет первый номер журнала «Critique», который стал, по егомнению, наиболее успешным из всех редакторских проектов Батая, оставаясьуважаемым и известным изданием по сей день.Вотличиеотавангардногожурнала«Documents»,вкоторомпубликовались художественно-философские тексты-провокации (например,указанная выше статья Батая «Язык цветов»), в «Critique» выходилианалитические материалы, в частности, рецензии на произведения литературы,кино и театра, лишенные всякой эссеистики и вымысла.
В журнале выходили истатьи Батая, многие из которых впоследствии были включены им в составпоздних работ – таких как «Суверенность» и «Эротика». Внимание к научнойметодологии и попытка следовать принципу научной строгости на позднемэтапе творчества Батая сопровождались и изменениями в его личной жизни: «Вбиографическомплане“серьезность”Батая-журналистасоотноситсясизменениями в его образе жизни: в послевоенные годы он живет главнымобразомвнебольшихпровинциальныхгородахиотказываетсяBataille G. L'Expérience intérieure // Bataille G. Œuvres complètes V.
Paris: Gallimard, 1973. PP. 7-191.Bataille G. Le Coupable// Bataille G. Œuvres complètes V. Paris: Gallimard, 1973. PP. 235-393.15Bataille G. Sur Nietzsche // Bataille G. Œuvres complètes VI. Paris: Gallimard, 1973. PP. 11-205.131314отполитического активизма и буйных кутежей, которыми до войны, в Париже,перемежал свой интеллектуальный труд»16.С двумя этапами в творчестве Батая можно связать и трансформациюпонимания им «внутреннего опыта». Так, в начальном периоде Батай в работе«Внутреннийопыт»используетэтопонятиедляпередачиособогоэкзистенциально-эстетического опыта. Внутренний опыт был для него аналогоммистическогоопыта,испытываемого,например,христианскимиапофатическими теологами (Анжела из Фолиньо, Псевдо-Дионисий Ареопагит,Иоанн Креста), на работы которых Батай нередко ссылается.
Это опыт отказа отвсех знаний и чувств, которые позволяют нам взаимодействовать сокружающим миром и пребывать в нем в качестве деятельных субъектов.Отказываясь от любых попыток понять и определить себя и свое место в мире,апофатики стремились приобрести опыт присутствия Бога, который являлся имкак нечто трансцендентное и абсолютно непознаваемое.При всей симпатии к апофатической теологии на начальном этапе своеготворчества, Батай критически отнесся к стремлению этих христианскихмистиков к обретению абсолютной полноты божественного присутствия в мирев качестве конечной цели мистического опыта.
В качестве альтернативы Батайпредложил его секуляризованную версию, в которой опыт является самоцелью,то есть испытывается лишь для того чтобы быть испытанным, а вместоабсолютной полноты божественного присутствия переживается беспредельнаяпустота, оставшаяся от «умершего» Бога, смерть которого возвестил Ницше,который, как было сказано нами выше, оказал также существенное влияние намысль Батая.
Говоря менее эзотерическим языком, это означает, что апофатикипереживали беспредельность и непознаваемость бытия лишь до тех пор, покаим не открывалось присутствие Бога, который хотя и был непознаваемым, новсе же служил гарантом разумного устройства бытия и осмысленностичеловеческого существования. Батай же предложил довести до пределаЗенкин С.Н. Сакральная социология Ж. Батая // Батай Ж. Проклятая часть: сакральная социология. М.:Ладомир, 2006. С.
7.1416переживание беспредельности и непознаваемости бытия, в полной мерепринять человеческую свободу, а вместе с ней и экзистенциальный ужас,который наполняет человека, ясно осознающего, что его существование неимеет никаких однозначных оснований и ориентиров. Эту идею иллюстрируютследующие слова Батая: «Мы не можем быть всем, в этом мире у нас вообщетолько две достоверности: эта и достоверность смерти»17.Таким образом, на раннем этапе творчества Батая внутренний опытпредставляетчеловеческогособоймистическоесуществования.познаниеПостулируяпредельныхмистическоеоснованийпереживание,открывающееся человеку в моменты высшего напряжения его душевных сил иэмоций, как единственный способ достичь восприятия подлинного бытия,Батай подверг резкой критике более «системные» способы познания и, преждевсего, философию Гегеля, который во «Внутреннем опыте» описывается Батаемкак выразитель общего духа философии и разума.
По Батаю, Гегель стремилсязаключить бытие в рамки законченной и непротиворечивой философскойсистемы абсолютного знания, тем самым лишив его той самой беспредельностии открытости, к осознанию которой призывал Батай. В целом, как считаетБатай, такое стремление характерно для любого исследования, опирающегосяна строгое рассудочное познание. Таким образом, Батай постулируетиррациональное переживание как единственный способ адекватного отражениясути человеческого существования, хотя, говоря о внутреннем опыте, он неставит перед собой задачи познания, но подробное описание своегомистического опыта с целью побудить читателя к его сопереживанию.Раннее понятие внутреннего опыта близко к тому, что Батай называлгетерогенной реальностью.
Фактически, внутренний опыт и есть опытнепосредственного переживания этой реальности, поскольку он связан сощущением самоутраты и дезориентации, что можно рассматривать как переходBataille G. L'Expérience intérieure. P. 10. (Перевод приводится по Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома,Мифрил, 1997. С. 11 – 12).1517из гомогенной реальности объектов, обладающих однозначным смыслом, вгетерогенную реальность стихийных сил и импульсов.Таким образом, раннее понятие внутреннего опыта непосредственносвязано с объектом исследования гетерологии – гетерогенной реальностью, но,развивая его, Батай сосредотачивается не на проблематике ее познания, а наописании достижения индивидуального опыта гетерогенной реальности, иразмышляет о том, как можно верно передать этот опыт Другому.В конце 1940-х гг.
Батай возвращается к оставленной им на времяпроблеме научного исследования аффективных импульсов человека и тех форм,в которых они воплощаются в социуме. В поздних работах, таких как«Эротика», «Теория религии» и «Суверенность», происходит трансформацияпонимания Батаем внутреннего опыта в связи с осознанием необходимостиориентироваться на научно-философский дискурс. В них внутренний опытподразумевает интуитивное познание аффективных импульсов человека исвязанных с ними условий его существования, дополняемое и структурируемоенаучными данными. Именно в этих работах гетерология оформляется какполноценная концепция, в рамках которой Батай не только постулируетнеобходимость сочетания мистического внутреннего опыта и научного знания,но и доказывает продуктивность такого сочетания, разрабатывая рядоригинальных философско-антропологических теорий, объясняющих место исмысл таких явлений, как эротика, суверенность и сакральное в человеческойжизни.Прослеживая изменения в философских взглядах Батая в течение жизни,можно утверждать, что все его творчество не является лишь совокупностьюразнородных мало связанных между собой текстов, затрагивающих различныеактуальные вопросы, по которым Батай считал необходимым высказаться, нопредставляет собой последовательные попытки автора концептуализироватьбазовые для его философии понятия, в частности, понятия «внутреннего опыт»и «гетерология».16Объектом данного исследования является литературно-философскоенаследие Батая.Предметом исследования является «внутренний опыт» и его взаимосвязьс гетерогенной реальностью в гетерологии Батая.Цельюисследованияявляетсяреконструкциягетерологическойконцепции Батая и прояснение места и значения в ней «внутреннего опыта».Достижение цели исследования предполагает последовательное решениеряда исследовательских задач: Проанализировать теоретические истоки философских идей Батая; Прояснить своеобразие трактовки внутреннего опыта на «раннем»этапе творчества Батая; Датьопределениегетерологиичерезгетерогенного и гомогенного;выявлениевзаимосвязи Эксплицировать методологические основания батаевской гетерологии; Проанализировать концептуальное своеобразие внутреннего опыта какметодологического принципа в «поздних» работах Батая; Обосновать концептуальность гетерологии Батая; ОбосноватьзначениегетерологииБатаядляегосоциально-политической и экзистенциально-антропологической концепции.Выполнение поставленных в диссертационном исследовании задачподразумеваетналичиесравнительногометода,предполагающейопределеннойиспользованиеметодологииисторико-философскогонеобходимыхдлявыявленияисследования,анализаисторическогоиифилософского контекста, в котором развивалась мысль Батая, а также дляпрояснения теоретических источников его философских идей и реконструкцииего собственной гетерологической концепции.Для прояснения и интерпретации работ Батая был привлечен широкийкруг источников.