Диссертация (Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая)

PDF-файл Диссертация (Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая) Философия (41754): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая) - PDF (41754) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая". PDF-файл из архива "Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Федеральное государственное автономное образовательноеучреждение высшего образованияНАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»На правах рукописиШутов Алексей Юрьевич«Предельный опыт в гетерологии Жоржа Батая»Специальность09.00.03 – История философииДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:кандидат философских наук, Ph.D,доцент Ястребцева А.В.Москва – 2016ОглавлениеВведение ......................................................................................................... 4Глава I. Теоретические истоки «внутреннего опыта» и гетерологииЖоржа Батая. ......................................................................................................

30Введение....................................................................................................................... 30§ 1. Негация как путь к обретению подлинного бытия в апофатическойтеологии. .................................................................................................................................. 32§ 2. Критика аполлонического духа в работах Фридриха Ницше. ................... 38§ 3.

Лев Шестов. Адогматическая вера и религиозный экстаз. ........................ 43§ 4. Негативность и абсолютное знание в интерпретации «Феноменологиидуха» Александром Кожевым. ............................................................................................. 49§5. Немецкая феноменология религии и французская социологическая школа:небожественное сакральное как гетерогенная реальность. ..........................................

71§6. Запретные влечения человека в прозе де Сада и психоанализе ЗигмундаФрейда. .................................................................................................................................... 81Заключение к Главе I. ............................................................................................... 87Глава II. «Ранняя» трактовка «внутреннего опыта» Батаем и еёсоотношение с «гетерогенной реальностью». ............................................... 89Введение.......................................................................................................................

89§1. Внутренний опыт как эстетически-экзистенциальное переживание. ...... 901.1 Ключевые характеристики внутреннего опыта в «ранних» работах Батая. ............. 901.2. Внутренний опыт как критика экзистенциалистского проекта. ............................. 1001.3. Внутренний опыт как травма..................................................................................... 1041.4. Невозможное как кульминация внутреннего опыта. ............................................... 107§2. Гетерология как модель социума и наука о «совершенно ином».

............ 1112.1. Маркиз де Сад о выражении гетерогенных импульсов человека........................... 1122.2. Гетерология как наука о гетерогенной реальности. ................................................. 1182.3. Гетерогенное как основа гомогенного. .....................................................................1272.4. Дуальная природа гетерогенной реальности: «императивная» и «отверженная»гетерогенность. ...............................................................................................................................

1302§3. Общие принципы гетерологической концепции социума и её соотношение с«внутренним опытом». ....................................................................................................... 136Заключение к Главе II. ............................................................................................ 143Глава III.

Внутренний опыт как интуитивное познание гетерогеннойреальности. ......................................................................................................... 145Введение.....................................................................................................................

145§1. Научно-философский дискурс в поздних работах Батая. .......................... 146§2. Внутренний опыт как способ познания гетерогенной реальности.......... 1522.1. Внутренний опыт как источник аксиоматики в «Теории религии». ...................... 1522.2. Преодоление разума внутренним опытом как необходимое условие познаниясуверенного бытия. ......................................................................................................................... 1612.3. Внутренний опыт эротики как способ описания её экзистенциального смысла..175Заключение к Главе III. .........................................................................................................

186Заключение................................................................................................ 189Библиографический список .................................................................... 1963ВведениеФранцузская философия ХХ века формировалась в условиях радикальныхсоциальных и политических трансформаций, непосредственно отразившихся наеё становлении, в частности, на тематических приоритетах. Оптимизм,внушенный прогрессом точных наук и мощью человеческого разума, началпостепенно сходить на нет, когда стали очевидны практические следствия ирезультаты широкомасштабного использования научных достижений. Перваямировая война обнажила реальные далеко не всегда гуманистические цели, длядостижения которых они могут быть использованы (например, производствоэффективногооружиямассовогоуничтожения).Техническийпрогрессобострил переживаемые человеком ощущения неустроенности, отчужденности,растерянности, страха и одиночества.

Кроме того, стало очевидным, что строгоенаучное исследование не способно ни осмыслить, ни «снять» эти переживания,отвечая на вызовы эпохи.В этих условиях естественным становится развитие философских ученийи школ, основным предметом которых является человек и его существование.Не случайно одним из наиболее популярных и востребованных направленийстал экзистенциализм. Результатом экзистенциалистских изысканий былопостулированиеосознанного,свободноговыбора,принципаличнойответственности и конструирование человеком себя как проекта с цельюпреодоления его экзистенциальной дезориентации.Однако философией экзистенциализма не исчерпывались теоретическиепопытки обоснования причин и условий этой дезориентации. Одной изальтернативных экзистенциализму концепций стала гетерология французскогофилософа и писателя Жоржа Батая (1897-1962), эволюция которой тесносвязана с понятием внутреннего опыта.

Если экзистенциализм рассматриваетситуацию культурного кризиса и экзистенциальной дезориентации как нечтооднозначно негативное и требующее преодоления и упорядочивания, Батай,напротив, рассматривает её как момент, когда человек, будучи порой не в4состоянии самостоятельно ориентироваться в окружающем его мире, опираясьисключительно на рациональное мышление и расчет, начинает следоватьдологическим аффективным импульсам и влечениям, которые служат новымиориентирами его поведения.

Согласно Батаю, такие импульсы и влечениясоставляют важнейшую часть человеческого существа. Необходимо искать непути их вытеснения или преодоления, но, поняв, какое место они занимают всовременной жизни, вывести эти импульсы из-под социального запрета исоздать условия для их контролируемого выражения и удовлетворения.Конечно, эта идея Батая не нова, она сформировалась, в частности, подвлиянием Фридриха Ницше, для которого подлинной основой субъектаявляются иррациональные, дионисийские импульсы.

По мысли Ницше, вевропейской культуре их привыкли считать чем-то болезненным и опасным, вто время как в действительности они являются верным признаком здоровьякультуры и роста человеческих сил, задавленных христианской моралью,котораяпредписываетсострадательным.человекубытьскромным,раболепнымиГоворя о влиянии на Батая Ницше, нельзя не упомянуть также о ЛьвеШестове, с которым Батай познакомился на курсах китайского и русскогоязыков в 1922 году в Высшей школе восточных языков в Париже.

В течениепоследующих трех лет тесного общения Шестов преподал Батаю основыистории философии и показал, какое место занимает в ней, по его убеждению,философия Ницше. Но и мысль самого Шестова оказала значительно влияниена французского философа. Шестов в своих философских размышленияхопирался, прежде всего, на близкие ему идеи Ницше и Достоевского,противопоставляя иррациональную веру рациональному познанию, с помощьюкоторого, по его мнению, невозможно достигнуть подлинной действительности,поскольку разум стремится заключить действительность в ограниченные рамкилогически непротиворечивых замкнутых систем знания, лишив её тем самымразнообразия и непредсказуемости.5Другим важным источником, позволившим Батаю провести анализаффективной стороны природы человека, были произведения маркиза де Сада,заслуга которого состояла в ясном скрупулезном описании сторон жизни,связанных с насилием и яростью, которые в соответствии с общественнойморалью обычно подвергаются табу и замалчиваются.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее