Диссертация (Влияние политических условий на динамику ксенофобии в России и США), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Влияние политических условий на динамику ксенофобии в России и США". PDF-файл из архива "Влияние политических условий на динамику ксенофобии в России и США", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Как отмечает глава СМР Р.Гайнутдин, в настоящеевремя, во-первых, недостаточно развита система самофинансированиямусульман, во-вторых, после краха СССР до сих пор не восстановленасистема вакуфов — неотчуждаемого имущества, которое мусульманепередавали в собственность мечетей и религиозных общин, в-третьих,государство не может финансировать религиозные структуры, однако,религиозныеорганизацииучаствуютвпрограммахцелевогофинансирования проектов со стороны государства. В-четвертых, самыйнеоднозначно оцениваемый, но наиболее значимый канал поступленияденежных средств мусульманам — от зарубежных братьев по вере, вРоссии контролируется государством [61].
По словам Р. Гайнутдина: «…висламском мире существует много фондов и состоятельных мусульман,желающих помогать российским мусульманам. После развала Союза онипомогали напрямую. Теперь же эти средства сначала поступают всозданный при содействии государства Фонд поддержки исламской науки,культуры и образования, который затем по своему усмотрениюраспределяет часть этих средств между мусульманскими религиозными иобщественными организациями страны» [61]. Отсюда очевидно сильноевлияние государства на развитие ислама в России.В США, как и в России, в последнее десятилетие произошлоужесточение государственной политики в отношении ислама. В началеХХI века на отношения государства и ислама в США большое влияниеоказали события 11 сентября 2001 года.
Эти события стали важнымфактором, обострившим межкультурные отношения, и повлияли наотношение к исламу и мусульманам не только на бытовом, но и на57политическом уровне. С санкции президента Дж. Буша-младшего, властипроверяли мечети, «…инструментами антиисламской политики стали:новая иммиграционная политика, усложнение процедуры натурализации,ограничение демократических прав и свобод граждан» [52].Ответная реакция американских властей на террористическую угрозу,однако, не сказалась на их взаимодействии с умеренными исламскимиорганизациями.
Сегодня правительство США сотрудничает на уровнепартнерства с различными исламскими религиозными объединениями.«…Еще в начале 90-х годов появились местные и общеамериканскиемусульманские объединения, занимающиеся общественными делами, цельдеятельности которых – защищать мусульман от дискриминации,обеспечитьимвозможностьбытьуслышаннымивпубличномпространстве и представлять их точку зрения в правительственных органахи неправительственных организациях» [105,c.220]. Можно выделитьнесколько крупнейших исламских организаций, сотрудничающих сегоднясправительствомСША.Срединих-исламскиеорганизацииобщенационального масштаба, такие как Совет Американских Мусульман(AMC),Мусульманскийсоветпообщественнымделам(MPAC),Американский альянс мусульман (AMA), Совет по американо–исламскимотношениям(CAIR).Вразвитииотношенийсразличнымиправительственными ведомствами ведущая роль принадлежит Американомусульманскому совету (АМС), штаб-квартира которого находится вВашингтоне.
Целью этой организации, как и Мусульманского совета пообщественным делам (MPAC), среди прочих групп и организаций,являетсякорректированиестереотипов,связанныхсисламомимусульманами, и оказание влияния на политику [105, с.225-226].В США, в отличие от России, нет единой централизованной структурыисламского духовенства, контролирующейся государством. В США«…организации мусульманского сообщества (ОМС) являются частью того,что обычно именуется «добровольческий сектор» и «гражданское58общество»,иопределяютсяинституциональнойидентичностьюиструктурой. Над ними не стоит каких-либо общенациональных органовуправления. ОМС не платят каких-либо пожертвований в пользу своихчленов или руководящих органов, их существование зависит, главнымобразом, от умения последних привлекать вложения времени и денег. Восновном,ОМСявляютсяпредпринимательскихпотребностирезультатоминициатив»мусульман[105,стимулируютиндивидуальныхc.445-446].ихкВозникающиеустановлениювзаимоотношений с другими, перерастая затем в практику участия вобщественной и политической жизни мусульманской общины в целом.«…Еще один путь к созданию ОМС – открытие отделения, ветви илифилиала уже существующей организации национального масштаба, такойкак Исламское общество Северной Америки, Американское ОбществоМусульман и других» [105,c.446].
Таким образом, исламские организациив США, в отличие от России, работают по принципу сетевых структур.Еще одним отличием от России является выборность органовуправления мусульманских организаций в США. К таким органамотносятся советы попечителей, а также исполнительные комитетыорганизаций. «…В абсолютном большинстве ОМС, имеющих как советдиректоров, так и исполнительный комитет (62% от всех ОМС),должностныелицаичленыисполнительногокомитетасвободноизбираются общим собранием членов, обладающих правом голоса.Примерно в одной четверти случаев (24%) должностных лиц или членовисполнительного комитета избирает совет директоров или попечителей.
Унезначительного количества ОМС предусмотрены процедуры, приводящиек комбинированному избранию их исполнительных комитетов советом итретьими силами (как, например, связанные с ОМС организациинационального масштаба)» [105,c.464].ВСШАтакже,вотличиеотРоссии,нетединогооргана,контролирующего финансовые потоки исламских организаций, несмотря59на борьбу с «экспортом исламской революции», подразумевающимфинансовую и идеологическую поддержку мусульманских организаций вСШАразличнымимеждународнымиисламскимифондами.«…Соединенные Штаты заморозили свыше 136 миллионов долларов насчетах организаций, подозреваемых в связях с «Аль-Каидой» и другимитеррористическими группировками, а также прикрыли деятельностькрупнейших исламских благотворительных обществ в США» [164].Однако в США нет единой исламской организации, курирующейсягосударством,попримеруРоссии,котораябыконтролировалапоступление и распределение средств между остальными организациями.Взаимоотношения государства и ислама в США можно обозначить какдиалог, в отличие от монолога в России, где государство диктует своиправила мусульманским организациям и их лидерам и требует ихподотчетности власти.Взаимоотношения государства и исламской оппозиции в России и СШАРоссийскоегосударствооказываетдавлениенамусульманскиеорганизации, не входящие в централизованные структуры ДУМ (надзорнад деятельностью всех религиозных организаций и учебных заведений,контроль зарубежных контактов).
Российские власти разделяют ислам,государство поддерживает традиционный суфийский ислам на СеверномКавказе, противопоставляя его нетрадиционному салафитскому исламу это создает почву для раскола и эскалации гражданской войны наСеверном Кавказе (в частности Дагестане, где с 16 сентября 1999 годаофициально запрещен «ваххабизм» - целое течение в исламе). Сегодня всечаще, в частности, в самом Дагестане, поднимается вопрос об отмене этогозакона [22].«…Представителейисламскойоппозициигосударствоустамиполитиков, чиновников, сотрудников спецслужб квалифицирует какфанатиков, террористов и просто бандитов... Государство категорическиотказывает в легальном существовании исламской оппозиции, а любое60проявление политического протеста в религиозной форме беспощадноподавляется» [91, c.110].
Созданы структуры, участвующие в борьбе стерроризмомиэкстремизмом:вФСБ–«Службапозащитеконституционного строя и борьбе с терроризмом», В МВД – «Департаментпо борьбе с организованной преступностью и терроризмом» [158].Главной задачей, поставленной российскими властями, стало полноеискоренение религиозной оппозиции. Федеральные власти исключаютвозможность общения с исламскими оппонентами, а также довольныуспехами спецслужб, уничтоживших значительное число представителейисламской оппозиции в других республиках. Тем не менее, проблемаостаетсянерешенной.ИсламоведГ.Энгельгардтутверждает,что«…экстремистская сеть располагает более 10 тыс. бойцов, включая 4 тыс. вПоволжье и центральных регионах России» [42,c.253].Одной из насущих российских проблем сегодня остается положение наСеверном Кавказе.
Этот регион представляет собой третью и наиболееопаснуютерриториюсвысокойконцентрациеймусульманскогонаселения. Как отмечает Э.А.Паин: «…Чеченская война во многомопределила подход и инструментарий решения комплекса региональных иэтнических проблем, новый стиль и методы российской политики. Преждевсего, это метод давления для обеспечения послушания региональныхлидеров Кремлю. Однако они едва ли в состоянии обеспечитьстабильность в республиках...
«Война с терроризмом» в Чечне привелалишь к тому, что он уже выплеснулся из Чечни и расползается по всейРоссии. Все чаще полем борьбы с вооруженным терроризмом становятсяИнгушетия,Дагестан,Карачаево-ЧеркесияиКабардино-Балкария.Способа стабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, по видимости,пока нет» [133]. Эхо экстремизма на Кавказе периодически доходит и достолицы. 29 марта 2010 года прогремели два взрыва на станциях метро«Лубянка» и «Парк Культуры», произведенные двумя российскимитеррористками-смертницамидагестанского61происхождения.Позднеетеракт в Домодедово 24 января 2011 года нанес новый удар по российскойсистеме безопасности. Пока ни в национальных окраинах, ни в остальнойчасти России не наступил период стабилизации в этнополитической сфере.Это значительно осложняет межэтнические и межрелигиозные отношения.Если в России исламская оппозиция - явление внутреннее, то в СШАона приходит извне.
На территории США действуют многочисленныеисламскиеэкстремистскиеорганизации(«Палестинскийисламскийджихад», «Исламские партизаны в Америке», «Афганская община вАмерике», «Нация Ислама», «Организация арабских студентов» и др.).Вместе с тем, террористические акции зарубежных экстремистов вплоть до90-х годов ХХ века были исключительно редким явлением, не былосоответствующих сетей поддержки.
Тогда как сегодня эти угрозы дляСША более, чем реальны. Деятельность экстремистских групп «черныхсепаратистов» («Нация Ислама»), «Черных пантер» имеет историю внесколько десятилетий. К 2008 году в США существовало не менее 100таких экстремистских групп [123]. К фундаменталистским исламскиморганизациям также относится «Джамаат аль-Фукр», которая действует внаправлении создания исламских гетто в США. «…По данным ФБР за2006 год в США действуют около 3000 активистов этой организации»[199].Борьбой с терроризмом в США, помимо правоохранительных структур,занимаются антитеррористические организации, в частности, «HomelandSecurity». Акцент в работе этих организаций делается на обеспечениибезопасности аэропортов, важных объектов инфраструктуры, безопасностиконтейнерных перевозок, кибербезопасности.
Организации имеют Центрскрининга террористов, ведут надзор за соблюдением и обновлениемсписков, рассматривают жалобы граждан на необоснованное внесение их всписки (несколько тысяч в год). За последнее время не было информации отеррористических актах, совершенных представителями этнических групп,исповедующих ислам, в США.62Американское государство также опирается на исламские организацииумеренного толка, сотрудничает с ними, в частности - в вопросах борьбы стерроризмом, не вмешиваясь в саму религию и не давая политическихоценок различным течениям ислама. «…Согласно выводам Пью центра, 68процентов утверждают, что американские мусульмане готовы и ужеактивно сотрудничают с правоохранительными органами» [83]. На это, какна один из положительных факторов, указывает Эндрю Маккарти,научный сотрудник института Нэшнл Ревью и специалист по проблемамтерроризма.