B.C. Автономов, О.И. Ананьин, С.А. Афонцев и др. - История экономических учений (PDF), страница 22
Описание файла
PDF-файл из архива "B.C. Автономов, О.И. Ананьин, С.А. Афонцев и др. - История экономических учений (PDF)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "экономика" из 5 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 22 страницы из PDF
Локк, французский философ К. Гельвеций, а также учитель А. Смита философ Ф. Хатчесон. Центральное понятие этики Бентама — польза, полезность (иЯ(гу). Отсюда название его морально-философской доктрины — «утияипим ризм . Согласно Бентаму, польза — это свойство предмета, благодаря которому он способен приносить бяагоделние, выгоду, удовольствие, добро иви счастье (чгпо в данном случае сводтпся к одному и тому эсе)», ° Природа, — писал ои, — поставила человека под управление двух верховных властителей — страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, нто мы можем делать, и указывать, епо мы дояэкны дело»ив».
В принципе полезности Бентам не только искал объяснение фактического поведения людей — он придавал ему и нормативное значение, в особенности для сферы законодательства. Согласно Бентаму, Среди немногих экономических сочинений Бентама: «Заи!итаростови!инества» (!737) — книга, написанная и России, где автор около двух лет гостил в белорусском имении Потемкина у своего младшего брата Сэмюэля, инженера и изобретатели, который в 1778 — !79! гг, в качестве гостя при дворе Екатерины !! работал в российском Адмиралтействе. ЭЗ «мораль в самом общем пояимании — зто учение об искусстве направлять действия людей таким образом, чтобы производить наибалыиую сумму счастья», Долг мыслителей он видел в том, чтобы доказывать, что «добродетельный поступок есть правильнгяй расчет, а поступок безнравствеян«чй — расчет неправил»яый», При этом Бентам особенно настаивал патом, что добродетель — это не только расчет: в ней есть еще и некоторое усилие, борьба, что «человек акертвует немедленным удовольствием ввиду больших будущих».
Этика Бентама инднвидуалистична. Общество, по его определению, — это «фиктивное тело», н, соответственно, общественный интерес — это не по иное, как сумма интересов отдельных членов данного общества. Однако в отличие от Л. Смита„который исходил из естественной гармонии интересов и верил, что следование частным эгоистическим интересам само способно обеспечить общественное благо, Бентам полагал, что гармония интересов возможна лишь как результат разумного законодательстпва, Вслед за Гельвецием и итальянским правоведом Беккариа основным пригпгипол«этики и законодательства Бентам считал принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Чтобы положить этот принцип в основу законодательства, Бентам выдвинул идею «арифметики счастья» ~ейск са!си!из).
В ее основе — своеобразная попытка ранжирования удовольствий и страданий, Так, удовольствия он оценивал по их: а) интенсивности; б) продолжительности; в) определенности/неопределенности; г) близости по времени; д) плодотворности (те, способности данного удовольствия производить новые); е) чистоте (несмешанности с попутными страданиями; ж) распространенности (способности доставлять удовольствие другим людям). По мысли Бентама, подобные ранжиры могли бы прилагаться к любому законодательному проекту или решению„затрагивающему интересы членов общества.
С этой целью он предлагал оценивать первичные, вторичные и производные удовольствия и страдания, доставляемые соответствующим законопроектом каждому члену обгцества, а затем суммировать эти оценки и подводить баланс. При невозможности непосредственно соизмерить различные характеристики удовольствий и страданий Бантам предлагал обращаться к их денежным оценкам. Сама идея суммирования удовольствий и страданий разных людей изначально предполагала принципиальную сопоставимость таких оценок„те.
возможность межличностного сравнения полезностей. Более того, с помощью «арифметики счастья» Бентам надеялся получить обьект явные оценки субъективных переживаний людей. 8В В своих рассуждениях Бентам предяосхитил принцип, который позже стал называться принципом предельной полезности. Так, он рассуждал, что если индивиду дать некоторую сумму денег, то это принесет ему определенное количество удовольствия.
Если же затем дать ему точно такую же сумму денег, то дополнительное удовольствие от нее окажется меньшим, чем от первой суммы. Соответственно, Бентам считал, что одна и та же сумма денег, будучи добавленной к доходу бедняка, принесет больше счастья, чем такая же сумма, добавленная к доходу богатого. Отсюда следовало, что определенное перераспределение доходов между богатыми и бедными способно увеличить суммарное количество счастья в обществе. Утилитаризм Бентама был воспринят многими экономистами, прежде всего участниками кружка «философских радикалов Дж.
Миллем н — с определенными оговорками — Дж. Ст. Миллем. Позднее идеи утилитаризма сыграли важную роль в распространении идей марзкиналистской революции (см. гл. 10). В то же время у Бентама всегда было много оппонентов, его идеи вызывали ожесточенные споры. Так, русский писатель Б.Ф. Одоевский посвятил этой теме специальный памфлет-утопию «Город без имени» (1839), где изобразил страну Бентамию, с тем чтобы показать нежизнеспособность утилитаристской морали . з Наиболее уязвимые стороны бентамовского утилитаризма связаны с упрощенностью принимаемой им модели человеческого поведения, размытостью основных понятий (полезность„счастье, удовол ьствие и тд.), отсутствием четкого разграничения позитивных и нормативных моментов. Еще одним характерным изьяном в системе Бентама был двойной стандарт в характеристике человеческого поведенияя — вот как эту проблему сформулировал известный философ и логик Б.
Рассел: «Если казкдый человек гонится за собственным удовольствием, во как мы сможем гарантировать, что законодатель будев заботиться об удовольствии человечества в целом.г.. Если бы ему (Бенталгу( поручили составить свод законов для некоторой свраны, он исходил бы при этом из того, что, как он был убежден, является интересами общества, Он не преследовал бы при этом свои собственные инте- ' Резко высказывался о Бентаме К. Маркс: Е«ми бы я обло«)а«смелоспмю моего друга Г. Гейне, — заметил он в одном из примечаний к первому тому «Капитала», — я назвал бы г-на Иеремию гением буржуазной глупости» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
2-е изд Т. 23. С. 624). С иных позиций, но не менее резко оценивал Бентама немецкий мысянтель О. 21)пенглер, называя представителем «великой моды полуобразованных слоев второй половины ХУ10 в. (Шпенглер 0 Человек и техника (( Культурология. ХХ в. М с Юристь, 1995. С. 455 — 45б). 100 расы или (сознательно) интересы своего класса. Но если бы он понял этот факт, ан должен бы бы изменить свое психологическое ученое» . 4 В конкретных вопросах экономической политики Бентам был прагматиком. Если в своей ранней работе о ростовщичестве он с либеральныхх позиций требовал отмены ограничений на величину ссудного процента„то позднее, в ходе дебатов вокруг хлебных законов, он высказывался за прямое административное ограничение цен на зерно. В ряду предлагавшихся им реформ были меры, предвосхищавшие идею социального страхования. В вопросах денежной теории и политики Бентам, в противовес правоверным рикардианцам, высказывался за активную денежную политику государства.
Именно в этой области некоторые идеи Бентама заметно опередили свое время и даже предвосхитили некоторые мотивы кейнсианства. Это касается трактовки денежной экспансии в качестве средства обеспечения полной занятости и в особенности постановки вопроса о возможности вынужденных сбережений или, в его терминологии, «вынужденной бережливости» (Хогсед)гибаВЯ, Обобщением социально-экономических взглядов Бентама стала его концепция аби<ественнаб политики. Он вылелил четыре главные цели такой полип<кн, ранжировав их по значимости, — обеспечение: а) прожиточного минимума; б) безопасности; в) достатка; г) равенства. Подобное понимание целей социальной политики в сочетании с убеждением, что разумное законодательство способно гармонизировать интересы в общее~ее, на первых порах проявлялось лишь в обшегуманитарных инициативах утилитаристов, касавшихся таких сфер, как образование или общественная гигиена.
Последовательное применение этих подходов в социально-экономической политике началось гораздо позже и знаменовало собой существенное переосмысление либеральной доктрины. Именно с тех пор слово «либер<т» у~ра~ило однозначность: вплотьдо сегодняшнего дня так называют и противников любого государственного вмешательства в экономику, и буржуазных реформистов, сторонников активной социальной политики государства. Джон Стюарт Милль Главным идеологом либерального реформизма выступил ученик и последователь Рикардо, последний крупный представитель классической школы Джон Стюарт Милль (1ьбб — 1373).
Джеймс Милль дал сыну блестящее образование, которое позволило Миллю-младшему проявить свои уникальные способности "Рассел Б. История западной философии. Нз Издательство Новосибирского университета, 1997. С. 712 — 713. 101 во многих сферах. Творчество Дж Ст. Милля оставило заметный след в целом ряде отраслей знания — в логике («Система логики», 1843), философии («Уюпилитаризм», 1863), политологии !«О свободе», 1859), политической экономии. К этому надо добавить успешную 35-летнюю карьеру чиновника и нескольколет членства в британском парламенте. Основные экономические сочинения Дж,Ст. Милля; «Очерки по некоторым нерешенным проблемам политическои экономии» (1844) и «Принципов политической экономии с некоторьини ее приложениями к социальной б!илособ)ии» (1848) — книга, семь раз переиздававшаяся при жизни автора и служившая обшепризнанным учебником политической экономии почти до конца Х!Х в.е В «Принципах...» Милль попытался обобшить теоретическое наследие классической школы в духе рикардианской традиции и одновременно отреагировать на то новое в экономике и идеологии, с чем пришлось столкнуться уже салюму автору.
Его интерпретация классической политэкономии содержала немало новых моментов, отношение которых к рикардианству и позднейшим тенденциям в экономической мысли до сих пор остается предметом дискуссий. Однако главная особенность и важнейший источник оригинальности Милля-зкономиста заключаются в том, что экономику вообще и ее рикардианское толкование в частности он рассматривал в широком обшественном контексте. Закономерным следствием такого подхода были и его либерально-реформистские идеологические установки. Свою социально-экономическую программу Милль строил, опираясь на комбинацию принципов, почерпнутых из классической политической экономии и бентамовского утилитаризма, и переосмысливая эти принципы на основе собственных методологических подходов. У классиков он заимствовал понимание труда как источника богатства в сочетании с приверженностью к рынку и конкуренции, у Бентама — индивидуализм в сочетании с установкой на благосостояние для максимального числа людей.