Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 1-2000 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 5
Описание файла
Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 1-2000" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Для историка философии это небезразлично,поскольку з 582 г. на Пифийских играх были введены мусические20состязания, в том числе состязания в мудрости. Так называемые семьмудрецов были названы здесь, и таким образом их мудрость получилавсегреческое признание. Среди мудрецов — много законодателей икрупных государственных деятелей. Сама письменная фиксация законов началась в этот период — во второй половине VII — начале VI в.После 594 г. в Афинах проводит реформы и издает законы Солон.В середине — второй половине VI в.
ведущим центром греческойцивилизации становятся ионийские города на побережье Малой Азии.Один из крупнейших — Милет, родина Фа леса, предсказавшегосолнечное затмение 25 мая 585 г., Анаксимандра, издавшего около546 г. первое у греков прозаическое сочинение, Анаксимена, научившегося писать стилем простым и безыскусственным, и Гекатея, авторамногочисленных прозаических сочинений по географии, этнографии,мифологии.Пифагор перебрался с Востока в Италию и основал свою школу в532 г. до н.э.
Ниже мы рассмотрим начало философии подробнее,сейчас же ограничимся этой датой в качестве исходной и зафиксируемодин очень важный для понимания всей античной философии момент:возникновение у пифагорейцев прообраза философской школы. Принявэто к сведению, мы через тысячу с небольшим лет обнаруживаем завершение античного этапа европейской философии в 529 г. н.э., когдаимператор Юстиниан издал Эдикт о закрытии языческих школ, и вскорости последний схоларх Академии Дамаский покидает Афины и снесколькими учениками и единомышленниками, в числе которыхПрискиан и Симпликий, устремляется на Восток.В 499 г. до н.э. Милет начинает ионийское восстание против персов,закончившееся разрушением города и захватом в 494 г.
Примерно вэто же время в результате заговора Пифагор перебирается из Кротонав Метапонт, где и умирает. В конце 60-х годов V в. в связи с развитиемдемократии в Южной Италии и Сицилии разгоняются аристократическиориентированные пифагорейские кружки и пифагорейцы лишаютсяполитической власти: их дома сжигают, а самих изгоняют и убивают.В связи с тем же развитием демократии в городах Запада и в Афинахначинает интенсивно развиваться красноречие, появляются первыеучебники и первые учителя красноречия — софисты.
Среди них —Протагор из Абдер, выдвинувший тезис "человек есть мера всех вещей"и осужденный в Афинах за безбожие в 411 г. до н.э. и тогда жеумерший в возрасте 70 лет; его младший современник Гиппий из Элиды,который специально занимался всем кругом дисциплин, необходимыхдля воспитания благородного юноши; Горгий из Леонтин, изобретательпоказательных речей, приезжавший в Афины в 427 г. до н.э. испроситьдля родного города помощь против Сиракуз.В 399 г.
до н.э. афинские демократы казнят Сократа. После егоказни во множестве возникают школы учеников Сократа в Афинах,Мегарах, Кирене, Элиде; среди них далеко не первой по временивозникновения, но безусловно первой по значению была школа, основанная Платоном около знаменитого гимнасия Академия в пригороде Афин.Школа Платона, возникшая после 387 г. до н.э., представляла собой21самое заметное явление в духовной жизни Афин 366 г. до н.э., когдав Академии появляется Аристотель, будущий основатель Ликея.Аристотель основывает свою школу через двенадцать лет послесмерти Платона, вернувшись в Афины в 335 г.
до н . э . , и черезтринадцать лет умирает. За-год до него умирает его ученик АлександрМакедонский, а через пять лет после его смерти Афины захватываетмакедонский военачальник Кассандр и отдает город в управлениеученику Теофраста Деметрию Фалерскому. После десятилетнего счастливого правления Деметрий был, тем не менее, осужден на смерть,когда Афинами в 307 г. до н.э.
овладел Деметрий Полиоркет, но емуудалось бежать в Александрию. В 306 г. до н.э. афиняне издают закон,запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские школы. И хотя через год этот закон был отменен, в Афинах таки остались четыре уже существовавшие к тому времени школы: Академия, Ликей, Портик и Сад.Около 280 г. до н.э. в Александрии Птолемеем Сотером при участииуже упоминавшегося перипатетика Деметрия Фалерейского основываются знаменитые Музей и Библиотека. При Аттале Первом иАтталидах расцветает Пер гам, чья библиотека уступала только Александрийской. Третьим центром эллинистической учености становитсяРодос.В 156 г.
до н.э. в Рим прибывает посольство из Афин, в составекоторого — академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диогениз Вавилона. Римлян поражает диалектическая сила и риторическаяотделка их речей, а также их моральная независимость. Римляне всебольше входят в сферу греческого культурного влияния: греческаяшкола постепенно начинает определять все формы речи, мысли и письмаримлян, о чем свидетельствуют уже сочинения Марка Порция Катона,написанные как раз в это время.В 86 г. до н.э.
Сулла во время похода против Митридата захватывает Афины. Среди прочих разрушений — гимнасий Академия с оливковой рощей и принадлежавший Платону дом с библиотекой. Но Афиныостаются еще какое-то время центром философии: Цицерон — первыйримский философ — в 79 г. до н.э. едет обучаться платоновской философии именно в Афины к Антиоху Аскалонскому, слушателем которогобыл также Марк Теренций Варрон, написавший во второй четвертитого же I века «Науки в девяти книгах», где впервые представленкруг "семи благородных искусств" (грамматика, риторика, диалектика;арифметика, геометрия, астрономия, музыка) вместе с медициной иархитектурой. К этому же времени получает распространение дошедшийдо нас корпус так называемых эсотерических (т.е.
созданных для нуждшколы) сочинений Аристотеля, изданных Андроником Родосским.Одним из главных центров философии на рубеже двух эрпродолжает оставаться Александрия: здесь представлены основныефилософские школы эллинизма, в частности энергично развиваетсяобъединяемый с пифагореизмом платонизм.
Значительный корпустекстов этого периода дошел от Филона Александрийского. В то же22время Рим, став центром мира, приобретает значение и центрафилософии. В первой трети I в. н.э. Трасилл, придворный астрологТиберня, издает дошедший до нас корпус сочинений Платона, разбитыхна тетралогии.В 65 г., вскрыв себе вены по приказу Нерона, погибает римскийфилософ-стоик Сенека. В 66 г. Нерон прибывает в Афины, где в этовремя у некоего Аммония из Александрии учится платоник и пифагореец Плутарх Херонейский. В 89 г.
Домициан изгоняет философов изИталии: среди изгнанных из Рима — стоик Эпиктет. От всех троихдошли представительные тексты (в особенности обширен корпуссочинений Плутарха), по которым мы можем судить о стоицизме,платонизме и пифагореизме этого времени.Вскоре после 120 г. умирает Плутарх и рождается Апулей, которыйучился в Афинах ок.
150 г. Между этими двумя датами пифагорейцыНикомах Геразскнй и Феон Смирнский восстанавливают математикув числе дисциплин, необходимых для философа-платоника. В серединевека в Риме умирает философ-платоник Фаворин, с которым былдружен Плутарх; в Пергаме преподает платоник Гай, в Смирне —платоник Альбин, которых слушает философ-врач Гален, в Афинах —платоник Кальвен Тавр; к этому же времени относится «УчебникПлатоновской философии» Алкиноя (вероятно, стоика) и «АнонимныйКомментарий к "Теэтету"» Платона. На это же время приходитсярасцвет философа-платоника Максима Тирского, неопифагорейцаНумения из Апамеи, тогда же набирает силу Перипатетическая школав Афинах.Около 176 г. император Марк Аврелий, философ-стоик, уженачавший в это время писать по-гречески свои «Размышления», сталвыплачивать жалованье профессорам четырех философских кафедр вАфинах (платоников, стоиков, перипатетиков и эпикурейцев).
В этовремя создаются «Халдейские оракулы», а на рубеж двух вековприходится деятельность "второго Аристотеля" — Александра Афродисийского.В 243 г. Плотин покидает Александрию и присоединяется к войскуимператора Гордиана в Месопотамии, надеясь попасть с ним на Востоки приобщиться мудрости персидских и индийских мудрецов; однако вфеврале-марте 244 г.
Гордиан был убит солдатами узурпатора ФилиппаАраба, и Плотин водворяется в Риме, тысячелетие которого былоотпраздновано в 247 г.; после десяти лет устных бесед в кружкеучеников Плотин под влиянием Амелия начинает записывать своисочинения. В 263 г. Порфирий приезжает в Рим из Афин, где онучился у ритора Лонгина, писавшего и философские трактаты. Диадохиплатоновской школы в Афинах — Теодот и Евбул. В 268 г. Лонгинуезжает в Пальмиру к царице Зенобии, к нему присоединяется Амелий;Порфирий уезжает в Сицилию — по совету Плотина, отговорившегоего от самоубийства; убит император Галлиен, покровительствовавшийПлотину и намеревавшийся дать ему землю в Кампании для основания_ _23там города философов Платонополиса. Через два года — одинокаясмерть Плотина.В 301 г. Порфирий, в возрасте 68 лет, пишет «ЖизнеописаниеПлотина» и издает его сочинения в виде Книги (платонической Библии),состоящей из шести разделов, в каждом из которых по девяти трактатов.Ученик Порфирия Ямвлих ближайшие четверть века ведет школуплатоновской философии в Сирии (вероятно, в Апамее).
В оппозициик нему — Феодор Азинский и его последователи. Под его влияниемнаходится школа в Пергаме и — через учеников и последователей —император Юлиан, приблизивший к себе, в частности, МаксимаЭфесского и Приска. После гибели Юлиана в 363 г. мы находим Прискав Афинах в 390 г., где последнюю четверть века жил также ученикбожественного Ямвлиха — Ямвлих Младший. Здесь платонизм ямвлиховской разработки попадает в благодатную среду: начиная с ПлутархаАфинского, его ученика Сириана наступает последний расцветязыческой Академии, давшей совершенный плод в лице Прокла.Латинский Запад также оказывается в сфере влияния плотинопорфириева платонизма.