_2015. Еще билеты (не соответствуют экз. вопросам) (Билеты и ответы 2015-го года), страница 13
Описание файла
Файл "_2015. Еще билеты (не соответствуют экз. вопросам)" внутри архива находится в папке "Билеты и ответы 2015-го года". PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Сам в детстве выучил греческий и латинскийязыки, окончил оксфордский университет и вошел в культурные слои. Его работы связаны с государством. Учение оравенстве и справедливости, добре и зле всегда жестко оспаривались, так как они напрямую связаны ссуществованием человека с его ценностями и в итоге упирались в частную собственность и приходили к проблеме,связанной с властью. «Если бы теорема по геометрии мешала бы власти, то, скорее всего, были бы сожжены все книгипо геометрии...»Приходит к выводу, что вне государства не может быть представления о справедливости, о добре и зле… Людинаходят наибольшее удовольствие во всяких сплетнях и доносах друг на друга, все стремятся не к общежитию друг сдругом, а к фиксации своей власти на любом уровне.
У государств такие же претензии друг к другу, как у дикихживотных...Какое мнение мы имеем о своих согражданах, если все время озираемся на других... Какое мнение мы имеем освоих близких и друзьях? Человека обвинять в этом нельзя - он действует как должен.Естественное состояние людей - все люди по природе своей равны, по физическим и по умственнымспособностям. В этом естественном состоянии отсутствует собственность, все имеют равные права.
=> они пытаютсяэти права реализовать и неизбежно возникает борьба и никого нельзя в ней считать виноватым. Естественноесостояние общества - война всех против всех. Пока не будет общей власти, эта война не прекратится. Где нет закона –нет и справедливости.По своей природе люди не злы, а зло - объективное состояние, которое формируется из соц. состояния. Людистремятся к удовлетворению своих потребностей.
Люди имеют равные права на жизнь => есть страх смерти, которыйобъединяет людей. И они образуют государство, которое контролировало бы выполнение этих прав. Стало бытьтеперь что государство наделяется безграничной властью. Появляются варианты, когда люди передают власть одномучеловеку (монархия) , представителям разных сословий (республика) или одному сословию (как правилоаристократии). Религия - одно из средств обеспечения мирового государства.Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677)Родился в Амстердаме в семье купца довольно богатого, но уже в 24 года его изгнали за сомнения о боге изеврейской общины с запрещением всем евреям общаться с ним, включая членов семьи, а потом и вообще выслали изАмстердама. На жизнь зарабатывал шлифованием стёкол и рисованием портретов.
Умел владеть своими страстями,никогда никого не ругал. Надо не ругать, а понимать. Своё наследство отдал сёстрам. Его обвиняли в атеизме (коливсё рационально, то нет места для таинства – Бога), хотя понятие Бога было центральным в его учении.В 1673 году ему предложили пожизненную пенсию от принца Конде, если он посвятит свое сочинение королю,но он отказался – «я пишу только про истину».Рационалист. Очень увлекла идея Декарта, что всё познание должно быть построено геометрически. Решилдовести идею геометрического разума до конца. Его «Этика» написана в геометрическом виде (определения, аксиомы,леммы, теоремы, следствия).Стоял на позициях пантеизма (пант-все, изм - бог) - все есть бог.Учение о субстанции – единого начала, которое лежит в основе всего сущего. Она вечна, не имеет начала,бесконечна во времен и пространстве она не состоит из частей, она причина самой себя не нуждается в внешнейпричине.
"Под богом я понимаю некое существо, абсолютно бесконечное - субстанцию". Человек – проявлениесубстанции. По сути Бог есть природа.Нужно объяснить мир исходя из него самого. Природа всё время творит себя, но нет точки, к которой онастремится. Нет ничего доброго или безобразного, порядка и беспорядка - это все наши оценки. Нет ответа на вопрос"для чего", "зачем". Универсальный принцип всего мирового развития - последовательность причин и следствий. Вмире все причинно обусловлено. Случайное событие - событие причину которого мы не знаем.
В природе ничегослучайного нет.4 способа познания мира•Понаслышке – религия. Способ не адекватен•На основе бепорядочного опыта. Способ не научен, не адекватен•Заключение на основе опыта - наблюдаем следствие и формулируем причину или из общего выводим частное.Научный, но не дает полного знания•Проникновение в суть вещей при помощи интуиции. Суть вещей может быть познана только интеллектом.
Интуиция- способ прониковения в суть вещей.О религии: страх порождает религию и всяческие суеверия и сохраняются они, пока есть страх. Все чемупокланялись - все это не представляет ничего кроме бреда испуганной души. Всякие чудеса - чистый абсурд. Религиябыла полезна на определенных этапах. Под видом религии легко внушается идея почитать всякую власть. Религия нетребует от людей ничего, кроме покорности. Религия и разум - две вещи, противоречащие друг другу.Говорит о равенстве всех от природы, но государство обладает абсолютной властью.
Это не означает, что ономожет действовать по произволу, оно подчиняется закону, как и всё в этом мире. Наиболее справедливымгосударством будет государство, основанное на разуме и управляемое разумом.26. Беркли, Юм - субъективный идеализмДжордж Беркли(1685 - 1753).Ирландец, дворянин. Закончил Дублинский Университет. Все основные труды написал до 35-летнего возраста, апотом стал епископом. Агностик, считается классиком субъективного идеализмаУчение о материи – основа скептицизма.«Всё, что мы знаем о предметах, сводится к восприятию этих предметов => любой предмет – совокупность нашихвосприятий.
Существовать – значит быть воспринимаемым»Непонятно почему, но среди людей распространено мнение, что всё, что нас окружает, имеет реальноесуществование, не зависимое от наблюдателя. Что есть все эти предметы, как не вещи, воспринимаемые нами вощущениях? Что же мы анализируем, как не наши восприятия? Вся наша картина мира строится на нашихвосприятиях этого мира и откуда следует, что за пределами этих восприятий что-то существует. Поэтому всематериалистические учения основаны на этом противоречии (что нечто существует, не будучи воспринимаемым, хотянечто существует, поскольку мы его воспринимаем).
Все учения о первичных/вторичных признаках направлены на то,чтобы обосновать идею вот такого объективно существующего мира. Не может быть деления на первичные/вторичныекачества, так как все качества субъективны. Всё бытиё сводится к способности быть нами воспринимаемым.Отвергает реальное существование материи. Реально существует только духовное бытиё: идеи (воспринимаемыенами качества, свойства предмета) и души (активны, деятельны). «Мир есть я и моё ощущение».
Если умрут все люди,то разве мир исчезнет? Нет, так как остаётся Бог, как воспринимающий субъект, который существует вечно.Давид ЮМ (1711-1776).Сын юриста, секретарь в посольстве.В основе любого общества лежат семейные связи. Двигателем общества является стремление к приобретениюсобственности. Общество – результат молчаливого соглашения, основанный на принципах полезности, практическойцелесообразности. Опора всякого общества – среднее сословие. Лучшая форма власти – соединение наследственноймонархии, правления дворянства и народного представительства.Предшественник позитивизма, сторонник новоевропейского агностицизма.Человеческому уму недоступно ничего кроме образов и восприятий.
Идеи можно сопоставлять только с идеями, аобразы – только с образами. Делит восприятия (а не качества!) на первичные и вторичные. Первичные – впечатленияот нашего внешнего опыта. Вторичные – впечатления внутреннего опыта (желания, страхи, любовь…). Восприятиямогут быть простыми («зелёный») и сложными («доска зелёная» - есть представления о доске и о зелёном цвете).Действия разума сводятся к комбинации этих идей, восприятий. Мы получаем ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете.Субъективно деление качеств на первичные и вторичные, но немного расширяет. Мы набираем восприятия,комбинируем их, упорядочиваем по сходству, по принципу смежности во времени и пространстве и по принципупричинности.
Эти принципы заимствуются из опыта (из нашего восприятия мира). Вопрос о том, что находится зарамками наших восприятий, по Юму в принципе неразрешим. У нас нет оснований отказываться от того, что этот мирсуществует, но нет оснований и соглашаться с этим.Мы не можем доказать, существует бог или нет. Мы ничего не можем сказать о нашем мире.Все предметы человеческого мышления Юм делит на 2 класса: истина идей (все положения математики, независят от опыта) и факты (логически недоказуемы; подброшенный камень падает на землю, но ничему непротиворечит то, что камень не упадёт).Ничего нельзя говорить о наличии причинности.