Диссертация (Эволюция государственно-церковных отношений в условиях социально-политической трансформации российского общества (на примере Русской Православной Церкви)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция государственно-церковных отношений в условиях социально-политической трансформации российского общества (на примере Русской Православной Церкви)". PDF-файл из архива "Эволюция государственно-церковных отношений в условиях социально-политической трансформации российского общества (на примере Русской Православной Церкви)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Дорская полагает, что «под ГКО следует понимать процесс |з Смл Мерзляков, И.Л. Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе: дис ... канд полит. наук 23.00.02 г'Мерзляков Илья Леонидович — Саратов, 2008. — С 38.
'4 Смл Суровцев А.И. 1 осударствснно-конфессиональные отношения. — М., 2011. — С 13 Володина, Н.В. Взаиьгоопгогпеггия государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе: Философско-правовой анализе дис. докгора философских наук: 0900.11 ! Володина Нина Витальевна — М 2004. — С 55 ы См. Топичиев. М С. !"осударогвенная политика регулирования конфессиональных отногпений в поликульгурпом Г; *., ег ионе; автореф.
дис.... канд, полит. наук: 23 00 02 ! Топичнсв Михаил Сергеевич. — Лстрахань, 2011. — С 10. ' Смл Исаев, Л.В. Сопиально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской православной Церкви в современной России: дис ... канд, полит. наук; 23.00.02 г' Исаев Ллексей Владимирович.
— Орел, 2011,— Слз. Н,В, Володина в своем диссертационном исследовании дает такое определение: «ГКО в современном обществе — это отношения между государственными органами и конфессиями, представляющие совокупность всех форм взаимосвязей государства и религиозных институтов в политической, юридической, хозяйственно-экономической и социально-культурной сферах деятельности»!', М.С.
Топичев пишет, что ГКО представляют собой «многогранную систему го взаимодействия государственных органов, конфессиональных организаций и верующей или неверующей личности, осуществляемый на основе международно- правовых стандартов, внутригосударственного законодательства и канонических норм» 18 В «Политической энциклопедии» сформулировано следующее определение: «государственно-церковные отношения — это один из видов общественных отношений, характеризующий уровень, глубину и характер взаимосвязи церкви, других религиозных организаций с государством, степень их интеграции или 1П дезинтеграции» Суммируя вышеприведенные определения, можно сказать, что государс77гг1снло-церковные отношения — это, прежде всего, сложное многоплановое явление общественно-политической жизни, представляющее собой исторически складывающиеся и изменяющиеся формы взаимосвязей государства, конфессий (церкви) и гражданского общества в политической, экономической, социальной, юридической и культурной сферах деятельности с целью реализации интересов и стратегий, в основе которых находятся законодательно закрепленные представления о месте религии в жизни общества, о функциях, сферах деятельности и компетенции субъектов этих отношений.
Можно выделить две группы субъектов государственно-конфессиональных отношений. К первой можно отнести органы всех ветвей власти, а также учреждения, реализующие функции в сфере государственно-конфессиональных отношений. Вторая группа субъектов — это религиозные группы и организации и их руководящие учреждения и органы, отвечающие за осуществление любой, разрешенной законом, деятельности.
В России государство выстраивает отношения с различными конфессиями (различными христианскими церквями, мусульманскими, буддистскими, иудейскими и иными общинами), однако основным партнером государственно-конфессионального взаимодействия является Русская Православная Церковь 1далее — РПЦ). и Смл Понятие «государственно-конфессиональвыс отношенияя в контексте мирового культурного рпвития; правовое измерение /! Диалог культур в условиях глобализапии: Х!1 Междунаролныс Лихачевские научные чтения, 17-18 мая 2012 г.
— Т 1; Доклалы 7науч. род, Д. С. Запесопквй. — СПб., 2012, — С. 416. "Алисова Л.11. 1'осударственно-перковпые отношения д Политическая зппиклопедия.!3 2т. '!' 1. Мл 2000. — С. 281. 21 Следует отметить, что со временем содержание государственно- конфессиональных отношений расширяется и начинает учитывать не только формы и взаимосвязи двух субъектов той или иной конфессии и государства, но и международные, канонические, исторические, правовые аспекты. В 1990-х и начале 2000-х гг. исследователи говорили о взаимодействии двух субъектов: государства и конфессий. В настоящее время ведется дискуссия о наличии трех и более субъектов в ГК02; чаще всего речь идет о том, что гражданское общество 2О выступает третьей стороной в этом диалоге.
Предметом государственно-конфессиональных отношений являются: ° в первую очередь, осуществление человеком права на свободу совести и вероисповедания; ° реализация гарантированных законом прав религиозных объединений и контроль за соблюдением законов и исполнением законодательно возложенных на них обязанностей; ° реализация принципа взаимодействия органов власти различного уровня, конфессий (религиозных организаций и объединений) и гражданского общества в соответствии с действующим международным и национальным законодательством; ° реализация принципа отделения религиозных объединений от государства; ° регулирование межконфессиональных отношений в случаях, порождающих общественный конфликт. Политологический характер исследования государственно-церковных отношений предполагает использование институционального, системного и исторического подходов.
Основания применения методологических подходов в исследовании ГЦО кратко изложены в таблице №1. со, Ска Дорская Л.Л 1'осуларствспао-копфсссиопаяв|пяс отпошсния; пробасив субискпиио состава Л !!равовая ипициатива. — 20!4, — № 2 — С 5 22 Таблица № 1 — Основания применения методологических подходов в исследовании государственно-церковных отношений Основания применения Методологические подходы Институциональный подход Позволяет изучить структуру церкви как социального института, его взаимосвязи с институтами государства в рамках реализации того или иного формата взаимодействия.
Системный подход Предоставляет возможность рассмотреть и проанализировать государственно-церковные отношения, учитывая системность, многовекторность, многоплановость взаимодействий между государством и це ковью. Исторический подход Предполагает освещение процессов формирования, утверждения, функционирования, удержания и развития политической власти в их хронологической последовательности, требует рассматривать предмет политологии таким, каким он является в конкретных о мах и оявления и азвития. Исследование ГЦО невозможно без изучения взаимодействия государства и церкви как политического и социального институтов. Данный подход, называемый институциональным, имеет достаточно давние традиции, о чем свидетельствуют работы Г. Спенсера, Э.
Дюркгейма, Г. Ландберга„Д. Хертлезера, Н. Смелзера. Политическими институтами обычно называют зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического 21 поведения и деятельности Государство является основным институтом политической системы и основным инструментом осуществления верховной политической власти. Исследователи, рассматривая государство в качестве института, говорят о 1 Запрулский 101 .
Институт политический д Словарь по политологии / отв рсл, В. Н Коновалов. — Ростов-наДону; РГУ, 2001. — С .85. его собственно политических чертах, таких как: 1) властное использование методов регулирования общественных процессов; 2) право определения высшими органами государственной власти вектора политического и экономического развития и эволюции общественно-политических процессов; 3) систематическая направленность усилий на поддержание баланса сил для сохранения стабильности в отношениях власти и гражданского общества, постоянная ориентация органов государственной власти на поддержание своей легитимности Опираясь на институциональный подход, государство можно рассматривать как особый политический институт, упорядочиваю 1ций человеческие взаимоотношения, обеспечивающий их устойчивость и формирующий организационные формы совместного общежития.
Следует особо отметить основные функции государства как политического института; 1) закрепление и воспроизводство совокупности общественных отношений; 2) регуляция, т.е. стандартизация и формализация общественных отношений; 3) трансляция, т.е. передача социального и политического опыта; 4) обеспечение коммуникации между различными социальными общностями и индивидами; 5) интеграция, содействие образованию сообществ индивидов.
Перечисленные функции описывают государство как институт в статическом состоянии. Однако при изучении государственно-церковного взаимодействия важны и динамические характеристики, т.е. процесс выполнения им социальной роли. Среди устойчивых функциональных характеристик государства следует отметить: 1) сложившуюся предметную деятельность в важнейших сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной, правовой; 2) непосредственную связь между содержательными, формальными характеристиками государства и его политическим назначением; 3) нацеленность на решение социально- экономических, политических и иных задач, достижение общественно значимых целей; 4) деятельность в определенных формах с применением властно- Соловьев А.И.
1'осударство как политическив инсгиаът: проблема теоретической идапификагппь Л Вестник В1'У. Серия История.11олитология. Социология. — 2014. — №4. — С. 124-129. 24 принудительных методов. Вторым объектом взаимодействия является институт религии, удовлетворяющий духовные потребности человека; он формирует нормы морали, эстетические и нравственные идеалы.