Диссертация (Терминология в зеркале обыденного и профессионального языкового сознания), страница 6

PDF-файл Диссертация (Терминология в зеркале обыденного и профессионального языкового сознания), страница 6 Филология (32208): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Терминология в зеркале обыденного и профессионального языкового сознания) - PDF, страница 6 (32208) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Терминология в зеркале обыденного и профессионального языкового сознания". PDF-файл из архива "Терминология в зеркале обыденного и профессионального языкового сознания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

и др.), многочисленныхсборников («Языковое сознание и образ мира» (2000), «Языковое сознание:формированиеифункционирование»(1998),«Язык-сознание-культура-социум» (2008), «Когнитивные исследования языка: проблемы языковогосознания» (2011), «Языковое сознание: парадигмы исследования» (2007),«Язык. Сознание. Культура» (2005), «Язык и сознание: психолингвистическиеаспекты» (2009)), монографий и учебных пособий («Обыденное метаязыковоесознание: онтологичские и гносеологические аспекты» (2009), «Динамикаязыкаисознания:психолингвистическийикогнитивныйаспектыисследования» (2012), [Борискина 2003], [Вепрева 2005], [Калентьева 1998],[Караулов 2009], [Крюкова 2004, 2007], [Никитина 1993], [Раевская 2006],[Уфимцева 2011], [Федченко 2006], [Фесенко 1999], [Чулкина 2007] и др.).Активное изучение языкового сознания не позволяет избавиться отнекоторой внутренней противоречивости самого термина.

С негативнойстороны ее можно охарактеризовать как эклектичность, с позитивной – какмеждисциплинарность. По замечанию Т.Н. Ушаковой, в термине «языковоесознание» «объединены две различные сущности: сознание — психическийфеномен нематериальной природы (его нельзя измерить по пространственнымпризнакам, он непространственен, нельзя услышать, посмотреть на него) – иматериальный феномен произносимой или записываемой речи, а такжефизиологический процесс формирования вербальных языковых связей.

Речьможно зафиксировать с помощью физических приборов, услышать, записатьмиограмму артикуляторных мышц, зарегистрировать ЭЭГ, специфическую дляпроизносимой речи, можно объективно зарегистрировать ход формирования иугасания межсловесной (языковой) связи и т.п. Речь — материальный процесс,несущий информацию» [Ушакова 2000; 17].30Объединение в одном понятии разных сущностей связано с идеей о том,что человеческое познание тесно связано с языком и что именно языкпредоставляет исследователям доступ к структурам сознания и мышления.

Темне менее, это положение не должно пониматься буквально. Например,А.А. Залевская отмечает, что «весьма наивной представляется вера некоторыхисследователей в то, что якобы можно описать содержание некоторой языковойединицы в том виде, в каком она присутствует в сознании носителей языка<…> Мы можем лишь строить определенные предположения, модели иподобное3 в отношении того, что не поддается прямому наблюдению»[Залевская 2003: 32].

Вопрос о соотношении языка и сознания неоднозначен, всвязи с этой проблемой в науке выделяются вербалистский (мышлениевербально) и антивербалистский (мышление довербально) подходы. Как бы тони было, «обращение к языку рассматривается сегодня как наиболее простойдоступ к сознанию не потому, что все структуры сознания изначальновербализованы, но потому, что все объяснения о любых объектах выступаютдля человека в форме вербального их описания» [Кубрякова1992; 11].Требуется сделать и другое терминологическое пояснение. В даннойработемыбудемконцентрироватьсянасобственнолингвистическихпроблемах, не пытаясь решить философский вопрос соотношении сознания имышления, относительно которого в науке не выработано единого мнения.Отметим, однако, что при всем многообразии точек зрения, некоторымиучеными эти понятия не разграничиваются: «для подобного неразличениясуществует немало оснований как потому, что содержание указанных понятийчастично пересекается и налагается друг на друга, так и потому, что жесткое ихпротивопоставление отчасти невозможно, отчасти же оно лишено особогозначения» [Краткий словарь когнитивных терминов 1996; 776].Относительно вербальности мышления и сознания существуют двепротивоположные точки зрения.

Традиционным3Курсив А.А. Залевской31считаетсяпостулат онеразрывнойсвязиязыкаисознания,согласнокоторомумышлениеосуществляется не иначе как в языке (еще древние греки обозначали мысль ислово одной единицей – logos), ср., например, такие высказывания: «формыязыка необходимо сопутствуют мышлению от начальной фазы зарождениямысли до момента отчуждения и передачи слушателю» [Кацнельсон 1984, 4];«Язык пронизывает все структуры бытия и сознания. Конечно, необходимоотличать существование внешнего мира от языка так же, как и отделять отязыка сознание. Однако осознание внешнего мира человеком настолько тесносвязано с языком, что стремление отдельных философов отделить сознание ибытие от языка – это противоестественный акт и по сути дела это невозможно.Ведь сознание бытия становится по необходимости полным лишь в языковыхформах и с помощью языковых средств, а выражение актов сознания и обменими (общение) без языка трудно представить» [Калашникова 2010; 140 – 141],«…язык проникает через речевую способность человека в самые глубинные,базальтовые уровни его телесной, психической, бессознательной организации ипревращается в естественный механизм сознания.

Если человек что-то неможет проговорить в речи, то, по-видимому, это и не осознается им, инаоборот, то, что не осознается им, о том трудно что-либо сказатьчленораздельное и тем более сказать так, чтобы это было понято другим» [Тамже; 142].С другой стороны, противники вербалистского подхода к мышлениюговорят о его довербальности и предполагают существование универсальногоязыка мысли. Так, советский лингвист и психолог Н.И.

Жинкин, заложившийосновы отечественной психолингвистики, выдвинул понятие универсальногопредметного кода (УПК) – кода «чистого мышления» внутренней речи, «скоторого возможны переводы на все другие языки», в том числе на«натуральный» [Жинкин 1964]. УПК состоит из единиц чувственногоотражения действительности в сознании: «Здесь нет последовательностизнаков, а есть изображения, которые могут образовать или цепь или какую-то32группировку. Этот код отличается от всех других тем, что обозначаемое другихязыков в этом новом коде является вместе с тем и знаком.

Когда мы говорим:Большой театр, то за буквами или звуками языка разумеем самое вещь –Большой театр. Когда же мы представляем себе Большой театр, то независимоот каких-либо букв или звуков, мы имеем в виду самое эту вещь как предмет,могущий породить множество высказываний (например, мысль о том, чтонаходится справа, слева, сзади от Большого театра и т.п.)» [Там же]. ТеорияН.И. Жинкина основывается на экспериментальных данных по исследованиювнутренней речи человека.

В частности, один из аргументов состоит в том, чтоиспытуемые вспоминают гораздо быстрее, чем впоследствии рассказывают освоих воспоминаниях, когда они выражают свою мысль вербально. Инымисловами, если бы мышление происходило на «натуральном» языке, они неуспели бы проговорить всего того, что они за это время подумали. Согласноэтой концепции, «смысл возникает не только в лексемах.

Он начинаетформироваться до языка и речи. Надо видеть вещи, двигаться среди них,слушать,осязать—словом, накапливатьвпамятивсю сенсорнуюинформацию, которая поступает в анализаторы. Только в этих условияхпринимается слухом речь с самого начала обрабатывается как знаковая системаи интегрируется в акте семиозиса» [Жинкин 1982; 83].Проанализировав данные, полученные специалистами в сфере логики,психологии, физиологии, психолингвистики, А.О. Корнилов делает вывод отом, что «языковость мышления» является не более, чем мифом: мышлениепредставляет собой МНОГОУРОВНЕВУЮ сущность, оно осуществляется наРАЗНЫХ уровнях, и исключительно в формах языка оно осуществляетсятолько на высоких уровнях абстракции (но не самых высших, как, например, втеоретической физике, где очень часто научная идея сначала воплощается лишьв виде формул и лишь затем мучительно пытается обрести словесноевыражение, которое может так никогда и не стать до конца адекватным самойидее)» [Корнилов 2003; 117].33Проблема соотношения мысли и слова не нова: ею занимались еще вантичности, ср.

высказывание Платона: «Не одно ли и то же рассудок и речь, —за исключением того только, что рассудком был назван у нас внутреннийдиалог души с собою, совершающий все это безгласно» (Soph. 263E). Напредположении о тождестве языка и мышления строилась логическаяграмматика. Большое влияние на трактовку этого вопроса в лингвистикеоказали изыскания Вильгельма фон Гумбольдта, из которых в конечном счетевыросла гипотеза лингвистической относительности. Считается, что Гумбольдтпервым в современной науке высказался о связи лингвистического ипсихического,поколебаввзглядылогицистов:сравнительномизученииязыков…»(1820)ив«Освоихтрудахразличии«Остроениячеловеческих языков и его влиянии на духовное различие человеческого рода»(1836) он выдвинул идею о взаимосвязи языка и (в соответствии сидеалистической линией немецкой классической философии) «духа» народа,введя понятия о языковом сознании народа, языке как деятельности иязыковом мировидении, сформулировав положение о том, что «различныеязыки — это не различные обозначения одного и того же предмета, а разныевидения его» [Гумбольдт 1984].

Согласно концепции Гумбольдта, «язык идуховнаясиланародаразвиваютсянеотдельнодруготдругаипоследовательно один за другим, а составляют исключительно и нераздельноодно и то же действие интеллектуальной способности» и «хотя мы иразграничиваем интеллектуальную деятельность и язык, в действительноститакого разделения не существует» [Гумбольдт 1984, 68].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее