Творческая эволюция Робера Десноса - поэтика общих мест
Описание файла
PDF-файл из архива "Творческая эволюция Робера Десноса - поэтика общих мест", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиРумянцев Дмитрий ВитальевичТворческая эволюция Робера Десноса:поэтика «общих мест»Специальность: 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)Авторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква – 2010Работа выполнена на кафедре истории зарубежной литературыфилологического факультета Московского государственного университетаимени М.В.ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорКосиков Георгий КонстантиновичОфициальные оппоненты:доктор филологических наук, профессорГальцова Елена ДмитриевнаИнститут мировой литературыимени А.М.Горького РАНОтдел литератур Европы и АмерикиНовейшего временикандидат филологических наукЛинкова Яна СергеевнаМосковский городской педагогическийуниверситетВедущая организация:Московский педагогическийгосударственный университетЗащита диссертации состоится «__» _________ 2010 года на заседаниидиссертационного совета Д 501.001.25 при Московском государственномуниверситете имени М.В.ЛомоносоваАдрес: 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус,филологический факультетС диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологическогофакультета Московского государственного университета имениМ.В.ЛомоносоваАвтореферат разослан «__» _________ 2010 г.Ученый секретарьдиссертационного совета,доцентА.В.
СергеевДиссертационная работа посвящена творчеству французского поэтаРобера Десноса (1900-1945): его произведения проанализированы с точкизрениясочетаниянаразныхэтапахэволюцииегопоэтикичертсюрреалистических и традиционных, из которых в качестве основополагающихвыбраны «общие места» и клише. Данный выбор основывался как нанеоднократно заявленном самим поэтом интересе к традиционным топосам,«готовому слову», так и на результатах ряда исследований (М.-К. Дюма, М.Мюра и др.), в которых впервые поднималась данная проблематика.Конкретный и обстоятельный разбор поэтического наследия Десноса позволяетоценить роль, которую играют в творчестве поэта «общие места» и готовыевыражения, а также выявить степень воздействия на него таких категорийэстетической программы сюрреализма, как «автоматическое письмо», «греза»,«сюрреальное».Объектом диссертации является эволюция поэтики Десноса, прошедшегопуть от ранних произведений, созданных в период участия в группесюрреалистов, до ангажированных, антифашистских текстов, которые в годыфранцузского Сопротивления распространялись подпольными изданиями.Внешние факты эволюции поэта согласованы с «имманентным» описаниемособенностей разных этапов творчества Десноса и их последовательнойсменой.Предмет исследования – центральный аспект творческой эволюцииДесноса: использование «общих мест» и клише.
Качественное изменениепоэтики автора прослеживается в изменении пропорций сюрреалистических итрадиционных черт в его произведениях. Одними из основных понятийофициальной эстетики сюрреализма являются «автоматическое письмо» итесно связанный с ним сюрреалистический образ, поэтому в работестихотворения разных периодов рассматриваются с точки зрения присутствия вних черт «автоматизма» и сюрреалистической образности.Литературным материалом анализа является весь корпус поэтическогонаследия Десноса, который практически целиком входит в «Собрание1сочинений» («?uvres», 1999),выпущенное главной исследовательницейтворчества поэта М.-К. Дюма.
Важно назвать и четыре ключевых книгипроизведений поэта: «Душой и телом» («Corps et biens», 1930), «Достояния»(«Fortunes», 1942) и «Calixto», составившая одно издание с циклом «Страна»(«Contree», 1962). Некоторые стихотворения анализируются по сборнику«Случайная судьба» («Destinee arbitraire», 1975), подготовленному все той жеМ.-К. Дюма. Это издание составили редкие или неизданные на тот моментпрежде тексты Десноса, но также некоторые произведения, которые позже невойдут в том «Собрания сочинений».Актуальность работы определяется выбранными критериями дляанализа и оценки изменений, происходивших в поэтике Десноса с течениемвремени.
На основе обращения поэта к «общим местам» и клише по-новомуоценивается своеобразие сюрреалистической поэзии Десноса, устанавливаетсяимеющееся в ней взаимодействие элементов общепринятых, ориентированныхна традиционность, узнаваемость, и элементов авангардной поэтики. Подобныйподход позволяет уточнить характеристики и временные рамки принятых внастоящеевремязанекуюданность«сюрреалистического»и«несюрреалистического» периодов его литературной жизни. С помощьювыбранного критерия удается установить константы, определяющие всетворчество Десноса, которое часто представляется сменой ничем не схожихмежду собой стилей и жанров.Для отечественного литературоведения актуальным представляется такжесамо обращение к творчеству Десноса, оказавшего большое влияние наразвитие сюрреализма в те годы, когда только закладывались его философскиепринципы и основные положения его эстетической программы.
С началадевяностых годов в связи со всплеском интереса к сюрреализму в Россииактивно издаются писатели-сюрреалисты и появляются работы, посвященныеважным элементам сюрреалистической теории и практики: Андре Бретон.Антология черного юмора / Пер., комм., вступ. cт. С.Дубина. М., Carte Blanche,1999; Пинковский В.И. Поэзия французского сюрреализма. Проблема жанра.2Магадан, Кордис, 2007; Гальцова Е.Д.
Театральность в художественнойсистеме французского сюрреализма, дисс. док. фил. наук, М., 2008. В 2007 годупод редакцией Т.В. Балашовой и Е.Д. Гальцовой выходит первый у нас в стране«Энциклопедический словарь сюрреализма». В таком контексте настоящийтруд является определенным шагом к более полному и основательномуосмыслению особенностей творчества Десноса и его места как в сюрреализме,так и в целом во французской поэзии ХХ века.Научная новизна работы состоит в рассмотрении эволюции творчестваДесноса с точки зрения «общих мест» и клише.
Априори это представляетсясовершенно естественным по отношению к его более позднему творчеству,поскольку в научной литературе можно встретить упоминания ряда топосов, ккоторым он обращался. Вместе с тем отсутствует планомерный анализфункционирования «общих мест» и готовых выражений в его произведенияхтридцатых и сороковых годов и, тем более, в период его сотрудничества сАндре Бретоном и активного участия в развитии сюрреалистической эстетики.Подобный анализ, во-первых, помогает представить эволюцию РобераДесноса как единый непрерывный процесс и провести более гибкие границымежду этапами разных «поэтик» его творческой эволюции, причем сразу надвух уровнях: содержательном и языковом. Наглядно показывается, какимобразом происходит смена поэтики и какими пробами и экспериментамипредваряются любые изменения.
Во-вторых, анализ использования топосов иклише в произведениях «сюрреалистического» периода дает возможностьсудить о том, насколько в двадцатые годы поэзия Десноса укладывается врамки эстетики сюрреализма и насколько она отклоняется от принципов,высказанных Бретоном в первом «Манифесте сюрреализма» (1924).Основная цель диссертационного исследования заключается в выявленииособенностей каждого из этапов творческой эволюции Робера Десноса иопределении положения, занимаемого в них топосами и клише, а также всоотнесении разных «поэтик» между собой для выявления общей динамикипоэтическогопутиДесноса.Попутно3необходимопродемонстрироватьпреднамеренность частого обращения поэта к «общим местам» и «готовомуслову».В соответствии с целью исследования его основные задачи можносформулировать следующим образом:1)Обозначитьспорныеместавпредставленияхисследователейтворчества Десноса о разных произведениях и этапах его поэтическойэволюции.2) Проанализировать произведения Десноса, написанные им в качествеучастника группы сюрреалистов, и выяснить степень их возможногоотклонения от теории «автоматического письма» и других сюрреалистическихкатегорий.3)УстановитьчастотностьихарактеробращенияДесносаклитературным «общим местам» и клише в разные периоды творчества, в томчисле «сюрреалистического».4) Доказать преднамеренность обращения поэта к «общим местам» иклише за счет демонстрации его активной работы с другого рода «готовымсловом»: клише речевым.5) Описать моменты изменения поэтики, смену одного этапа другим.6) Проследить за изменением логики использования Десносом «общихмест» и клише на протяжении всего его творчества для выявления одного илинескольких векторов развития.Методыисследования.Мыобращалиськсинхроническомуидиахроническому описанию, конкретному лингвистическому анализу языкапоэзии Десноса, когда нас интересовали фонетический, лексико-семантическийи стилистический уровни текстов поэта.
Использовались также интерпретацияи элементы формального метода, а функционирование текстов и их смысловойпласт разбирались с помощью текстового и мотивного анализа.Первостепенным для нас было проанализировать топосы, клише и ихроль в творчестве Десноса. Большое значение во время работы имели какмифопоэтический подход, с помощью которого литературное творчество4осмысляется с точки зрения присутствия и функций в нем мифологических ифольклорныхобразов,ситуаций,мотивовит.п.,такиэлементыинтертекстуального анализа.Общетеоретическая и методологическая основа работы. В трактовкесюрреализмакакцельноголитературно-художественногоявления,обладающего определенными хронологическими рамками, принципами иэстетикой,мыопиралисьнатрудымногочисленныхзарубежныхисследователей: М.