Диссертация (Функционально-семантическая категория аспектуальности в русском жестовом языке), страница 10

PDF-файл Диссертация (Функционально-семантическая категория аспектуальности в русском жестовом языке), страница 10 Филология (32131): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Функционально-семантическая категория аспектуальности в русском жестовом языке) - PDF, страница 10 (32131) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Функционально-семантическая категория аспектуальности в русском жестовом языке". PDF-файл из архива "Функционально-семантическая категория аспектуальности в русском жестовом языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Приложение 6) несколько раз совершает круговое движение.46изогнутая – пальцы полусогнуты (жест19СТОв РЖЯ). Пальцы, оставшиесяневыбранными, в зависимости от позиции выбранных пальцев могут бытьзакрыты (жест ОДИН20 в РЖЯ) или открыты (жест ГОРОД21 в РЖЯ) [Sandler, LilloMartin 2006: 151–153].Локализация жеста тоже имеет два признака: место исполнения жеста(place of articulation) и сеттинг (setting). Место исполнения жеста – несколькокрупных областей жестового пространства, где может исполняться жест:например, голова, корпус, нейтральное жестовое пространство (пространствоперед говорящим, где тот исполняет жесты, не содержащие контакта скорпусом тела). Сеттинг уточняет местоположение жеста внутри этой крупнойобласти жестового пространства: например, в пределах места исполнения,обозначаемого как «голова», выделяют такие локализации как «лоб»,«подбородок», «нос» [Sandler, Lillo-Martin 2006: 175].Ориентация как фонологический параметр определяет положение кистейрукпоотношениюккорпусутелаговорящего(ладонью/тыльнойстороной/ребром к говорящему) или по отношению друг к другу (зеркальнаяориентация).

Некоторые лингвисты признают ориентацию самостоятельнымпараметром жеста [Battinson 1978], другие считают, что это подкатегорияконфигурации, так как при ассимиляции выбранных пальцев в сложном словеориентация ассимилируется тоже [Sandler, Lillo-Martin 2006: 156]. Мы склоннырассматривать ориентацию как самостоятельный параметр жеста, так как врусском жестовом языке она выполняет смыслоразличительную функцию:например, жесты22ВЕСи23ЕСЛИразличаются только ориентацией ладони,совпадая во всех остальных параметрах жеста.19Указательный палец принимает форму крючка (конфигурация -Х – см. Приложение 6); остальныепальцы собраны в кулак.20Все пальцы кроме указательного собраны в кулак; рука ориентирована ладонью к говорящему.21Средний палец ведущей руки, расположенный по отноешнию к ладони под углом 45 градусов, рисует ввоздухе над ладонью вспомогательной руки круг и касается ее центра; остальные пальцы ведущей рукирасправлены.22Ладони со слегка расставленными пальцами, ориентированные вниз, поочередно движутся вверх-вниз.23Ладони со слегка расставленными пальцами, ориентированные вверх, поочередно движутся вверхвниз.47Движение отличается неоднородностью.

Выделяются несколько еговидов: первичные, вторичные и переходные. К первичным в свою очередьотносятся траекторное (перемещение руки от одной локализации к другой) ивнутреннее (изменение конфигурации или ориентации руки). К вторичнымотносятся внутренний повтор (повтор движения, входящий в исходную,словарную форму жеста) и колебание пальцев (тоже входящее в словарнуюформу жеста). Под переходным движением понимается перемещение отконечной конфигурации жеста к начальной конфигурации следующего жеста24[Sandler, Lillo-Martin 2006: 197–199].Немануальные маркеры – это значимые для передачи информациидвижения корпуса, головы и лица говорящего.

В жестовых языках они могутявляться обязательным фонологическим компонентом жеста [Pfau, Quer 2010](например,движениеголовысмыслоразличительнуюфункцию:вжестетак,приСПАТЬ)ивыполнятьодинаковомисполнениимануальным артикулятором (рука в конфигурации -Э25 движется вверх погруди) жестыСТРАХиСТРАХОВКАразличаются только немануальнымимаркерами – для жеста СТРАХ характерны поднятые брови и широко раскрытыеглаза.В звуковых языках набор фонем, из которых могут состоять значимыеединицы, ограничен.

В жестовых языках набор фонологически существенныхпараметров,изкоторыхмогутсостоятьжесты,тожеограничен.Фонологическая значимость реализации параметра жеста определяется спомощью нахождения минимальных пар – жестов, у которых совпадают всепараметры кроме одного (например, жестыРОДНОЙиСТРОИТЬразличаютсятолько конфигурацией руки).

Типологические исследования жестовых языков24Траекторное движение содержится, например, в структуре жеста ЛЮБИТЬ: рука движется от однойлокализации к другой – от губ к сердцу; внутреннее движение содержится, например, в структуре жестаслучиться и представляет собой смену ориентации ладоней: руки, ориентированные ладонями от говорящегорезко разворачиваются ладонями к нему; внутренний повтор содержится, например, в структуре жестаУЧАСТВОВАТЬ: большой палец ведущей руки два раза касается центра ладони вспомогательной руки; колебаниепальцев содержится, например, в структуре жеста ВРЕМЯ: большой палец касается подбородка и удерживается,пока остальные пальцы по очереди колеблются.25См. Приложение 6.48показывают, что наибольшие фонологические различия в жестовых языкахобнаруживаются в наборах фонологически существенных параметров, афонологические процессы в разных жестовых языках сходны [Sandler, LilloMartin 2006: 148].В настоящее время существует несколько моделей описания фонологиижестовых языков: модель У.

Стоуки [Stokoe 1960], модель «Hold-MovementHold» [Liddell, Johnson 1989], модель «Hand Tier» [Sandler 1989], просодическаямодельД. Брентари[Brentari 1998].Различиемеждуфонологическимимоделями заключается во взглядах на основные параметры жеста, соотношениелинейных и нелинейных структур.В модели У. Стоуки в структуре жеста имеются три основных параметра– конфигурация, локализация и движение. В модели «Hold-Movement-Hold»С. ЛидделлаиР. Джонсонарольфонемвыполняютстатическиеидинамические элементы. Динамические элементы в данной модели (сегментыдвижения – периоды времени, в которые какие-либо параметры жестаизменяются) аналогичны гласным звукам, а статические элементы (сегментыудержания – периоды времени, в которые параметры жеста остаютсянеизменными) – согласным звукам [Liddel, Jonson 1989].

Модель В. Сэндлер«Hand Tier» следует концепции трех параметров У. Стоуки. По ее мнению,статические элементы не являются единицами фонологического уровня: онимогут быть просодическими единицами или элементом морфологическихпроцессов [Sandler, Lillo-Martin 2006: 132–138]. В просодической моделиД. Брентари фонологические признаки жеста организованы в иерархическуюструктуру,основаннуюнаразграничениивнутренних(inherent)ипросодических (prosodic) признаков жеста.

Внутренние признаки жеста, такиекак, например, место артикуляции (голова, корпус, вспомогательная рука) неменяются никогда.Просодические же признаки могут меняться примодификации жеста: например, в пределах места артикуляции может менятьсяместоположение жеста [Brentari 1998: 22].49Взгляды на соотношение линейности и нелинейности в фонологическойструктуре жеста в рамках данных моделей тоже различны. У. Стоуки былпервым, кто указал на нелинейность фонологии жестового языка: в его работефонологическое устройство ASL рассматривается преимущественно с точкизрения одновременной реализации фонем в жестовой речи [Stokoe 1960].Модель «Hold-Movement-Hold» представляет фонологическую структуру жестакак сочетание линейных и нелинейных элементов, а жест в целомрассматривается как линейная последовательность движений и статическихэлементов [Liddell, Johnson 1989].

В модели В. Сэндлер «Hand Tier» в линейнуюпоследовательность организованы локализация и движение, в то время какконфигурация является автосегментным параметром, обладающим собственнойсложной структурой [Sandler, Lillo-Martin 2006: 132–133]. Согласно концепцииД. Брентари,внутренниепризнакижестареализуютсянелинейно,апросодические признаки жеста – линейно [Brentari 1998: 22].2.1.1.2.

Условие симметрии и условие доминантностиВ двуручных жестах активными могут быть обе руки или только однарука. Вторая рука как фонологический феномен жестовых языков являетсяпредметом дискуссий у лингвистов: предлагается рассматривать ее каквыполняющуюдверазныероли(теориядвухролей)[Stokoe 1960; Battison 1978] или как выполняющую одну роль (теория однойроли) [Brentari 1998]. Теория двух ролей, впервые предложенная У. Стоуки,заключается в том, что вторая рука может быть либо артикулятором, либоместом артикуляции в зависимости от отсутствия/наличия движения: если рукадвижется, она является артикулятором, если рука не движется, то она служитместомартикуляциизакономерности,[Stokoe 1960].касающиесяПозднееисполненияР.

Баттинсондвуручныхвывелжестов:двеусловиесимметрии и условие доминантности. Условие симметрии гласит: если оберуки являются независимыми артикуляторами, то конфигурация и движение у50обеих рук совпадают (например, в РЖЯ это жестыБЕЖАТЬ, ИГРАТЬ, ПЛАКАТЬ).Условие доминантности гласит: если конфигурации у рук разные, то одна изрук является вспомогательной, а ее конфигурация, как правило, принадлежит кчислу немаркированных конфигураций26 (например, в РЖЯ это жестыИСПОРТИТЬСЯ,ВЫИГРАТЬ)[Battison 1978].ПравилодоминантностиВЕРИТЬ,былопересмотрено В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее