Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)". PDF-файл из архива "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Он включает ипсихологическую задачу: «показать тончайшие отражения событий в10См. Реизов Б. Г. Французская романтическая историография (1815-1830). Л.: Изд-во ЛГУ, 1956. 535 с.Бейнарович О. Л. История и вымысел в романах А.Дюма: диссертация кандидата филологических наук:10.01.03. СПб, 2002. С. 43.117сознании и индивидуальном поведении людей.
Его цель – воплотитьконкретно-историческое содержание в целостном образе человека»12.В Литературной энциклопедии терминов и понятий (2003) историзм –это «художественное освоение конкретно-исторического содержания той илииной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита»13. Проблемаисторизма приобретает особый характер, когда речь идет об историческомжанре, то есть о «романе, поэме, драме, в которой ставится цель воссоздатьжизнь прошедших времен»14. Становление исторического жанра имелозначение для литературы в целом, поскольку «привело к осознанию самогопонятия историзма»15.
Обобщив вышеприведенные определения, можносделать вывод, что историзм вообще и романтический историзм, в частности,с точки зрения литературоведения – это воссоздание писателем в своемпроизведении определенной эпохи, далекого или недавнего прошлого, сопоройнадокументальные,хроникальные,мемуарныеисточники,исторические легенды и мифы, с введением в канву произведенияисторических персонажей, реально существовавших личностей, подчасиспользуя как основу сюжета исторические события.Полнее представить себе концепцию историзма первой половины XIXвека позволяет также рассмотрение суждений о ходе истории историческихроманистов эпохи романтизма: В. Скотта, А.
де Виньи, А. Дюма, П. Мериме,О. де Бальзака. Потрясения революции 1789 года и следующие за нейсобытиязаставляют писателей обратиться к прошлому в попыткепроанализировать его, найти в нем предпосылки происходящего внастоящем: «Кто будет придерживаться только настоящего, современного,тому не понять современного»16 (Мишле). Кроме того, установка романтиковна национальную историю подталкивает романистов изучить собственноепрошлое. Таким образом, процесс формирования в XIX веке историзма как12Там же. С. 43.Кожинов В. В. Историзм // Литературная энциклопедия терминов и понятий.
Под ред. А. Н. Николюкина.М.: НПК «Интелвак», 2003. Стб. 321.14Там же. Стб. 321.15Там же. Стб. 323.16Цит. по: Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. С. 24.138подхода к осмыслению действительности подготовил возникновение ирасцвет в этот период именно жанра исторического романа.§2. Исторический роман: зарождение и развитие жанра. Подходы ипроблемы в современном литературоведении.Рождение исторического романа как жанра связывается прежде всего сименем В. Скотта и его романом «Уэверли», вышедшим в 1814 году. Однако,кажется целесообразным обратить внимание и на предшествующуюромантизму литературу Просвещения, поскольку уже тогда создавалисьпроизведения, повествующие о прошлом. Кроме того, небезосновательнополагать, что исторический роман не мог возникнуть, не имея под собойникакой основы.В XVII-XVIII вв. появляются произведения, действие которых авторыпомещают в более или менее отдаленную эпоху.
В XVII веке особойпопулярностью пользуются античность и Средневековье («Астрея» О.д’Юрфе (1607-1627), «Клелия, римская история» (1654-1660) и «Артамен,или Великий Кир» (1649-1653) Мадемуазель де Скюдери). Тем не менее,некоторые обращаются и к недавнему прошлому: так, действие «ПринцессыКлевской» (1678) Мадам де Лафайет происходит при дворе Генриха II в1558-1559 гг.
Однако при более подробном рассмотрении видно, что,несмотря на помещение действия в прошлое и внешнее воссозданиесоответствующих атрибутов эпохи, авторы мыслят историзм иначе, нежелиписатели XIX века. Герои прошлого больше напоминают современниковавторов, лишь облаченных в костюмы соответствующей эпохи. Психология имотивировкапоступковсовременной.Так,персонажей«ПринцессавоКлевская»многихближеслучаяхскорееостаетсякроманупсихологическому, нежели к историческому роману в классическом его9понимании.
Тем не менее, иное понимание историзма и колорита необязательно означает, что этот колорит не является подлинным.В XVIII веке интерес к истории проявляется в популярности мемуаров,которые активно создаются в то время (мемуары Кардинала де Ретца (1717),сочинения Куртиля де Сандра17, «Мемуары шевалье де Граммона» (1713) А.Гамильтона и др.). Из исторических произведений стоит отметить«Английский философ, или историю господина Кливленда» (1732-1739)аббата Прево, действие которого происходит в эпоху правления лордпротектора Кромвеля, то есть в сравнительно недавнем прошлом.
В романеприсутствуютисторическиеперсонажи,которыесоседствуютвпроизведении с вымышленными героями, автор показывает историческиелица в их частной жизни, стараясь объяснить мотивировку их поступков.«Кливленд» Прево – не исторический роман в полной мере, но его вполнеможно назвать романом, написанном на историческом материале. Такимобразом, представляется возможным, что интерес эпохи Просвещения кистории и первые попытки, пусть иногда и своеобразные, ее объяснитьзаложили первый фундамент, в какой-то мере подготовивший зарождениежанра исторического романа как такового.С появлением исторических романов В. Скотта жанр приобретает своиотличительные особенности, формируется традиция, которая впоследствиибудет воспринята, осмыслена и развита французскими историческимироманистами первой половины XIX века (А.
де Виньи, П. Мериме, О. деБальзаком, В. Гюго), а позднее найдет отражение и в романах середины века(Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи). Прежде всего, это присутствиеместного колорита, описание нравов и обычаев – того, что способствуетпогружению в эпоху, воссозданию правдивой картины времени. Кроме того,исторические личности по ходу повествования активно взаимодействуют свымышленными героями, и главный персонаж оказывается втянутым вводоворот Истории, вынужден невольно принимать участие в исторических17«Мемуары господина д’Артаньяна» (1700), «Мемуары Графа Рошфора» (1701) и др.10событиях.
Какие именно приемы в изображении прошлого наследуют отВ. Скотта французские романисты, и как трансформируется к 40-50-м годамтрадиция, заложенная в 20-30-е годы XIX столетия, планируется рассмотретьв данной работе.Представляется необходимым изучить подходы литературоведов коценке жанра исторического романа, в особенности – что вкладывать впонятие «исторический роман» и как определить его жанровые границы, чтокрайне важно при анализе французских исторических романов «второйволны».Классическими работами в области исследования данного жанраявляются монографии Л. Мэгрона «Исторический роман в эпоху романтизма.Эссе о влиянии В.
Скотта»18 и Г. Лукача «Исторический роман»19. Теория Л.Мэгрона вписывается в концепцию понимания литературы культурноисторическойшколы:исследовательопираетсянапредставлениеолитературном жанре как живом организме, который рождается, развивается иумирает. В связи с этим он рассматривает французский исторический роман1820-1830-х гг. как жанр, чье развитие совпадает, хронологически иидеологически, с развитием самого романтизма: «Между подготовкой такоготечения, как романтизм, и ошеломляющим успехом исторического романасуществует тесная и неоспоримая связь»20.
Период развития историческогоромана романтической поры получается довольно короткий: к 1820 гг.исторический роман складывается как жанр и уже к 1830 г. начинает угасать.Исследование Г. Лукача является одной из фундаментальных работ,заложивших основы изучения жанра исторического романа21.
Однако в18Maigron L. Le roman historique à l’époque romantique. Essai sur l’influence de Walter Scott. P. : Champion,1912.19Лукач Г. Исторический роман // Литературный критик, 1937 – № 7, 9, 12; 1938 – № 3, 7, 8, 12.20Maigron L. Le roman historique à l’époque romantique.
Essai sur l’influence de Walter Scott. P. : Champion,1912. С. 13.21О Г. Лукаче и значении его работ для литературоведения см., напр.: Вопросы литературы. М., 2009. – №1.11методеученогоусматриваютсячертывульгарногосоциологизма:основываясь на марксистской модели борьбы классов, Лукач связывалрасцвет и упадок жанра с обретением и утратой буржуазией «прогрессивной»роли в поступательном развитии общества. Эпоха расцвета историческогоромана романтической поры, по мнению Г.
Лукача, начинается с выхода всвет «Уэверли» В. Скотта (1814), а с 1848 года жанр начинает угасать. Врамках этого периода Г. Лукач выделяет:- передовой (прогрессивный) исторический роман, к представителямкоторого он относит В. Скотта, О. де Бальзака и А. С. Пушкина- реакционный исторический роман (Шатобриан, А. де Виньи)- либеральный исторический роман (Стендаль)Более поздние авторы, такие как А. Дюма, Э. Сю или Г. Флобер, нерассматриваются. Форма исторического романа, выработанная В.
Скоттом всвоих романах, возведена в работе в ранг эталона, в соответствии с которымоцениваются все исторические романы. Помимо этого, романы, написанныеранее или созданные за пределами Европы, также не принимаются вовнимание.Важное место в изучении жанра занимает работа Бориса ГеоргиевичаРеизова «Французский исторический роман в эпоху романтизма» (1958).Литературовед определяет исторический роман как «художественноеповествование о более или менее отдаленном прошлом».22 По его мнению, всущественной степени возникновение нового жанра подготовила поэмаШатобриана «Мученики» (1809), огромное влияние на его развитие оказалотворчество В.