Становление и развитие изобразительно-выразительной системы в романтической поэзии А.С. Пушкина
Описание файла
PDF-файл из архива "Становление и развитие изобразительно-выразительной системы в романтической поэзии А.С. Пушкина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиЕмелин Илья АнатольевичСтановление и развитие изобразительно-выразительной системы вромантической поэзии А.С. ПушкинаСпециальность 10.01.01. — русская литератураАвторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква, 2011Работа выполнена на кафедре истории русской литературы филологическогофакультета Московского государственного университета им. М.В. ЛомоносоваНаучный руководитель -доктор филологических наук, профессорАлександр Андреевич СмирновОфициальные оппоненты -доктор филологических наук, профессорЧернышева Елена ГеннадьевнаМосковский педагогический государственныйуниверситеткандидат филологических наук, доцентПрохорова Ирина ЕвгеньевнаМосковский государственный университет им.
М.В.Ломоносова (факультет журналистики)Ведущая организация -ГОУ ВПО «Московский государственныйобластной университет»Защита состоится «__» _________ 2011 г. в __ часов на заседании диссертационногосовета Д501.001.26 при Московском государственном университете по адресу: 119991 г.Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус, филологический факультетС диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го учебного корпуса Московскогогосударственного университетаТекст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Московский государственныйуниверситет им. М.В. Ломоносова»:Автореферат разослан «__» ____________ 2011 г.Ученый секретарьдиссертационного советакандидат филологических наук, доцентА.Б. КриницынОбщая характеристика работыПредмет исследования.
Настоящая диссертация посвящена изучению становления иразвития изобразительно-выразительной системы в романтической поэзии А.С. Пушкина.Актуальность исследования определяется большим вниманием литературоведов кпроблемам эволюции поэтической системы раннего Пушкина, форм бытования различныхмотивов и образов в его лирических произведениях, формирования романтическойхудожественно-эстетической основы его творчества.Несмотря на то, что теме настоящего исследования не было посвящено отдельныхмонографических работ, она, тем не менее, оказывалась в поле зрения крупных историковлитературы. Такие ученые, как М.О.
Гершензон, Н.М. Колобова, Д.Н. Овсянико-Куликовский,В.М. Жирмунский, В.В. Виноградов, Г.А. Гуковский, Г.Н. Поспелов, С. Соловьев, Е.Г.Эткинд, затрагивая тот или иной аспект указанной проблематики, сделали ценный и весомыйвклад в изучение рассматриваемой нами темы.Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что впервыеизобразительно-выразительная система романтической поэзии Пушкина рассматривается сточки зрения формирования на доромантическом этапе ключевых образов и мотивов,получивших затем развитие в отношении изобразительности и выразительности в егопоследующем творчестве.Теоретической базой исследования послужили работы В.В. Виноградова, В.В.Кожинова, Н.К.
Гея, Р. Ингардена, Б.В. Томашевского, А.К. Жолковского, П.В. Палиевскогопо общим и частным вопросам поэтики и эстетики художественного текста.В отечественном литературоведении существуют различные трактовки понятия“изобразительность”. В одних работах средства изобразительности “понимают оченьрасширительно: к ним относят, по сути дела, все способы создания художественной тканипроизведения и все приемы его организации… все многогранные элементы и деталихудожественнойречи,сюжета,композиции”1.фабулы,Другаятрактовкасужаетрасширительное толкование и предполагает “обозначение известного круга художественноречевых явлений… прежде всего тропов, фигур, различных форм инструментовки иритмико-интонационной организации”2.
Третья трактовка выделяет “достаточно широкую имногообразную, но в то же время вполне определенную группу тех элементов речи, сюжета,12В.В. Кожинов. Изобразительные средства // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. С. 95.Там же. С. 95.1композиции, которые... участвуют в создании изобразительно сти , как таковой, т.е.
всоздании чувственной предметности…”3. Чувственно воспринимаемые ощущения, согласнопоследней из представленных выше трактовок, являются только первой ступеньюхудожественно-познавательного процесса, развивающегося посредством психологическихпредставлений и превращающегося в опыт на основании памяти. Предметность может бытьреализована в тексте не только в виде чувственных ощущений, но и как некотороепредставление.На изобразительном уровне различение компонентов предметного мира способствуетконкретизации внутритекстовых субъектно-объектных связей: прямых либо опосредованных,полных, частично полных либо неполных.
Изобразительность поэтических произведенийсоздает категорию поэтического представления, расширяющую “объем” образа, придающейзрительным феноменам чувственной созерцательности новые свойства. Эмоциональновоспринимаемыеощущенияявляютсятолькопервойступеньюхудожественно-познавательного процесса, развивающегося посредством психологических представлений ипревращающегося в опыт поэтической личности на основании памяти.План выражения, представляющий не только уровень художественной формыпроизведений4, может быть описан с помощью деления на “выражающее” и “выражаемое”.Помимо отношений субъекта и объекта, здесь не менее важными оказываютсяхарактеристикидействия,проявлениединамикидвижениялирическойэмоции.Выразительность поэтических произведений обусловливает категоризацию ощущений,возникающихвследствиедифференциациилирическим“я”зрительных,слуховых,осязательных рефлексов.
Выразительная сторона поэтического произведения способствуетформированиюкакассоциативных семантических внутритекстовых связей,такиэкспрессивности художественных деталей. Об особой “логике” семантических соединенийвыразительных элементов в лирическом стихотворении писал Г.А. Шенгели. В статье “Олирической композиции” (1925) он рассматривал поэтическое переживание, вызванное“выразительностью образов” и основанное на “родстве душ”, т.е. случайных свойствах инепроизвольных импульсах (такие переживания исследователь связывал с“внушающейсилой” стихотворения), и отличал его от “переживания”, имеющего своим источником34Там же.
С. 96.Термин “выразительность” обычно употребляют при рассмотрении формально-стилевых средств(стилистических фигур); главным отличительным признаком выразительности оказывается наличиеповышенного эмоционального тона речи, эмфазы и риторической осложненности поэтическоговысказывания (См.: Поспелов Г.Н. Художественная речь. М., 1974. С. 119-168).2силлогистические предпосылки и рациональную природу высказывания 5.Соотношение понятий изображения и выражения в аспекте художественнойобразности выявил Н.К.
Гей в книге “Художественность литературы” (1975). Согласно егоконцепции, функции изображения направлены на передачу предметного, вещественного,эмоционально воспринимаемого мира в его чувственной конкретности: сюда исследовательотносит цветовую насыщенность художественного пространства, пластику, область звуков идругие компоненты поэтического мира произведения. Выражение, по мысли ученого, служитраскрытию сущности того или иного явления, ориентировано на восприятие эстетическогопредмета в его условно-обобщенной форме: “Условно говоря, изобразительное начало — этоподлежащее искусства, выразительное — его сказуемое; изобразительное — мир передомной, выразительное — мир во мне.
Взаимообусловленное и глубоко диалектичноесоотношение изобразительного и выразительного момента в искусстве, по сути дела,способствуетхудожественному6человеческого” .Изображениепроникновениюивыражениевглубинныепредметаилисущностиявлениябытияспособствуетдвухстороннему — чувственному и интеллектуальному — постижению реальности.Взаимообусловленность двух начал (изобразительного и выразительного) порождаетпродуктивную для романтиков модель пространства и времени, характеризующуюсядиалектически двойственными признаками внешнего и внутреннего, абстрактного иконкретного, акустического и визуального7.Методология исследования. Методологически в работе реализован комплексныйподход: поэтический текст анализируется с точки зрения отражения в нем изобразительновыразительных тенденцийчерезсистемупоэтических мотивов,характернуюдляромантической поэтики Пушкина. При этом нередко применяются приемы и методысопоставительного, сравнительно-типологического и системного анализа, служащие задачераскрытия эволюции отдельных мотивов и образов.Принимая в расчет различие точек зрения и интерпретаций пушкинского творчества у5 Г.А.
Шенгели. О лирической композиции // Проблемы поэтики. М.; Л., 1925. С. 97.6 Гей Н.К. Художественность литературы. М., 1975. С. 142.7 Романтическое мироощущение отличает синтетический подход к восприятию цвета и звука, что,несомненно, явилось логическим следствием взаимодействия изобразительного начала с выразительным:“Цвет как украшающий покров придан всем формам природы, а звуки, в свою очередь, — добавление к игрекрасок.