Диссертация (Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)". PDF-файл из архива "Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
276].Радость Тобою, всем будет данная!..»[Никон 2004, с. 849].§ 2. 3. 3. ПовествовательностьЭпические черты поэзии Нового Иерусалима проявились и в отдельныхнадписях, и во многочисленных поэтических обращениях к сюжетам изжитий святых. Эти стихотворения, являющиеся отсылками к житийнымтекстам, принято относить к жанру похвальных, гимнологических песен[Позднеев 1958(б), с. 35]).На данный момент известно не так много стихотворных переложенийжитийной литературы, созданных представителями поэтических школ XVIIвека.Существуетопределеннонедатированныйсеверныйтекст,стилистически близкий произведениям конца XVII века, – «История освятом игумене Логгине, начальнике коряжемские святые обители, в стихах»[Власов 2011, с.
52-54]. Сам преподобныйскончался в 1540 году. Вжанровом отношении текст напоминает эпитафию, в нем говорится омножестве фактов из жизни святого, но при этом сказано и о каменнойцеркви, которая была построена уже после смерти Логгина, и о перенесении69мощей. Существует также стихотворное дополнение к Житию АлександраСвирского [РГБ 205, л. 134об-135], содержащее панегирик святому иминимум фактической информации — А. Е. Соболева называет редакцию сэтими виршами «украшенной» [Соболева 2015, с. 108-109].В гораздо большем объеме мы располагаем фольклорными текстамидуховныхстиховилиотдельнымипримерамистарообрядческогостихотворства на житийные сюжеты.
Связано это может быть с тем, что вновоявленной книжной поэзии, стремившейся обособиться от народнойстихотворнойкультуры,формировалсясвойобразныйязыкиповествовательное начало редко ставилось во главу угла. Однако вопрекитрадициям, сложившимся в приказной школе и ранних поэтических опытах,новоиерусалимские авторы не пренебрегали если не стихотворнымипереложениями, то упоминаниями об отдельных сюжетах.Исследователями (А. В.
Перетц [Перетц 1900, с. 37], Е. Е. Васильева[Никон 2004, с. 825]) уже вскользь отмечалась эпичность, присущая поэзиипсалмопевцев Новоиерусалимского монастыря. Их творчество впитало всебя стилистику и образность акафистов, псалмов и иных богослужебныхтекстов. Именно представители Никоновской поэтической школы оставилисреди своего внушительного стихотворного наследия любопытный сборник—цикл«Алфавит»,текстыкоторогорасположенывазбучнойпоследовательности (по первым буквам первых строк стихотворений).Наиболее полная его редакция [Никон 2004, с. 840-857] содержит 37текстов, хотя и не является первоначальной.
Очевидно, что в списке, окотором идет речь, есть некоторые ошибки. Так, в стихотворении под буквой«I» Богородицу называют «орган благодати... исполнь трав цветовных» [тамже, с. 847], тогда как в оригинале, конечно, «огород», что и отражено впубликации А. В. Позднеева [Позднеев 1958(б)]. Существует интересныйсписок стихотворения к букве «М», опубликованный А. А. Коринфским вкачестведуховногостиха,исполняемогокаликамиперехожими[Коринфский 2013, с.
328]. Список этот, безусловно, более позднего70времени, различия в нем по большей части грамматического характера, хотяобращает на себя особое внимание шестая строфа:Слоги соплетая, незлобну жертвуСлоги соплетая незлобно обвиту,приими, молим, главу миртом всю обвиту,Приими,верхпречестный,главу,миром всю облиту,отче Николае мироточивейший,отцеммолим,пастырюсветлейший [Коринфский 2013, с. 328].Отче Николае мироточивейший,Отцемверхпречестный,пастырюсвятейший [Никон 2004, с. 848].Семь из «житийных» текстов сборника «Алфавит» описывают ключевыесобытия из жизни и посмертные чудеса святых: Алексея человека Божия,Николая Чудотворца (ему посвящено два стихотворения), ЕкатеринеАлександрийской,ЕвдокииИлиопольской,ГеоргиюПобедоносцу,Параскеве Пятнице. Каждый из святых особо почитался на Руси, хотя и небыл уроженцем земли Русской.
А. В. Позднеев предположил, что именавыбраны по соответствию с членами царской семьи, Е. Е. Васильеваобратила внимание на связь выбранных святых с иконостасом вВоскресенском соборе.В цикле «Алфавит» отражены и иные эпические моменты, редкие длявиршеписания XVII в: битва новгородцев c суздальцами (чудо иконыЗнамение в гимне Богородице, под «I»), змееборческая сцена (к буквам «И»,«А»), стихотворноеосмысление 103 псалма («Д»), отголоски житий ихристианской гимнографической традиции.При этом сюжетном многообразии цикл остается цельным произведением.Внаукеестьверсияновоиерусалимскихобавторовиконичности—изображаемого«Алфавит»явноимеетвпоэзииобразно-композиционную идею, он выстроен вокруг икон и праздников; как заметилаЕ. Е.
Васильева, соседние стихотворения имеют пересечения-отсылки.71События из жизни святых отражены в стихотворениях «Алфавита» сразной степенью подробности. Например, вирши, обращенные к Алексеючеловеку Божию, в большей степени напоминают похвалу святому: в нихесть лишь беглое упоминание довольно общих житийных моментов: бегствои отказ от мирских благ, неузнанность родными, посмертные исцеления. Какафисту тяготеет и второй текст, посвященный Николаю Чудотворцу. Внем есть упоминания об архиерействе святого и сокрушении идолов, нонаибольшеевниманиеуделеносимволическимобразам:НиколайМирликийский предстает как воин, пастырь, садовник.Напротив, в стихотворениях, посвященных Георгию Победоносцу исвятой Евдокии, немало красноречивых деталей, по которым легковспоминаются те или иные сюжеты из житий.
В виршах к святому Георгиюсодержится даже прямая речь последнего с обличениями в адресимператора. С другой стороны, в этом же тексте есть элемент молитвы, вкотором автор от лица поющих просит святого научить правильнопрославить великомученика.Очевидно, что стихотворные тексты из «Алфавита» не заменяют собойоригинальное житийное повествование, – наоборот, они подчеркнутовторичны, в их задачи не входит ознакомление воспринимающего ссобытиями из жизни святых. Образы и поступки в этих стихотворениях нестолько описываются, сколько обыгрываются — сюжетный компонент всеже в текстах псалмов второстепенен, хотя его наличие характерно длятворчества поэтов этой школы.§ 2.
3. 4. Отказ от формулыОбычновсвязиспоэзиейНовогоИерусалимаговоритсяомногочисленных формулах-отсылках к канонам, акафистам, псалмам,молитвенным текстам. Впрочем, исследователи почти не приводятконкретных примеров заимствований из литургической поэзии, помимо72точечного использования самых общих мест («Слава в вышних»; «Радуйся,Благодатная»; «Аллилуиа» и др.). Но при тщательном рассмотрении этихтекстов складывается иное впечатление: определенно ориентируясь налитургические тексты, Новоиерусалимские поэты почти не заимствуютготовые словесные обороты, помимо тех, которые стали традиционными вхристианской культуре. Новоиерусалимское стихотворство сравнительнонеформульное.
И если иные поэтические школы (в особенности, болееранняя приказная) формировалицелые комплексы словесных штампов,зачастую с широко распространенным набором традиционных рифм, поэтыНовоиерусалимскогомонастырядажеввидусвоеголитургическиориентированного репертуара делают шаг за пределы средневековойэтикетности.На конкретном примере более показательна слабость заимствования.Рассмотрим стихотворение из цикла «Алфавит» на букву «Л» «(Ликсоставим песенный…») [Никон 2004, с. 848], посвященное Алексеючеловеку Божию, и сопоставим его с литургическими текстами (таблица 1).Таблица 1СтихотворениеИз литургических текстов об АлексееНовоиерусалимской школычеловеке Божиемпеснетворчества[Никон 2004, с.
848]И плоть яко светилник девством якочистотысветильникпресветелвся светяшепоказася (тропарь)Отбеже брака честна, честнейше сего ради дом родителей твоих и всеизбравый,богатство их оставил еси, нищету жеДевство в нищету окрест сладко вольную избрал еси (акафист, кондак 2)одеявыйПрезре земную славу, вкупе и богатству текущу Небесное предпочелбогатство,Стяжаеси (канон, песнь 1)мздупоношенми,Небесное царство73От своих непознанный, бисер каковнутрь храняшеЧудеснылучиоткрывает…вовратехродителейтвоих,многолетне, якоже некий адамант, терпеляви,еси (канон, светилен)верным с хартиею на лице,солнцеподобнымилучамиежесияше(акафист,<о посмертных чудесах>икос 9)Как видно из таблицы, большинство пересечений являются несоставляющими поэтического языка какой-либо школы или традиции, неуникальными характеристиками конкретного святого, но общекультурнымипонятиями.