Диссертация (Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)), страница 4

PDF-файл Диссертация (Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)), страница 4 Филология (31916): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественн2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)". PDF-файл из архива "Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

При этом наблюдаетсяфункциональная дифференциация двух типов чтения – «бумажное» чтение чаще1515всего является рекреационным, а электронное – познавательным и деловым. Болеетого, те, кто совмещают бумажное и электронное чтение, оказались более активнымичитателями и покупателями книг, а также более частыми посетителями библиотек.Не менее интересным открытием стало и сохранение традиции домашнего чтения –большинство пользователей электронных книг предпочитает читать именно дома.И все же «цифровое» [110] чтение отличается от чтения традиционного.

Вэлектронном формате, как правило, читающий приучается торопливо «сканировать»информацию, проглядывая текст и быстро извлекая из него нужные сведения, приэтом не вникая в так называемый «план выражения», т.е. в то, как это написано ипочему. Иначе говоря, чтение становится нелинейным, избирательным, читательперестает концентрироваться на одном тексте и нередко, не дочитав его, берется задругой. Если в печатном тексте порядок прочтения определен автором, то причтении «гипертекста» читатель сам решает, в какой последовательности он будетосваивать информацию и какими ссылками он будет пользоваться. Постояннаянеобходимость делать выбор – на какую ссылку теперь перейти? – все дальшеуводит читающего от задачи выявлять истинный смысл исходного текста. Вместоцелостного восприятия написанного, мы выхватываем лишь часть информации,причем не всегда самую важную.Многие исследователи заявляют также о принципиальном когнитивномотличии экранного чтения от чтения традиционной книги: с точки зрениявосприятия, скорости, когнитивного фокуса, работы мозга и т.п.

[134] Например, начтение «гипертекста» затрачивается гораздо больше усилий. Однако в связи с тем,что читатель вынужден постоянно делать выбор, усилия эти направлены не на болееглубокое понимание прочитанного, а на постоянные переходы с ссылки на ссылку,что мешает сосредоточиться на целостном тексте и его смысле. Экранное чтениетакже характеризуется многозадачностью: во время чтения с компьютера многиеотвлекаются и на другие действия (проверка электронной почты, поиск информациив интернете и т.п.), что приводит к постоянной смене фокуса внимания. Экранноечтение влияет и на память: вместо того, чтобы запоминать саму информацию,читатель запоминает то место – ссылку, закладку, адрес сайта – где ее при1616необходимости можно будет найти.

Как следствие, непосредственное приобретениезнаний часто подменяется наличием легкого доступа к информации [134].Сложившуюсяситуациюнекоторыезарубежныеавторыназывают«культурными сумерками» [134], все чаще выражая беспокойство о будущеммолодого поколения, выросшего в окружении новых технологий и привязанного кним с самого детства. В таких условиях меняется и отношение к чтению литературы,«впервые книга и другие печатные издания оказываются в конфронтации среальными и потенциальными читателями, которые привыкли использовать другиесредства коммуникации…» [38, стр. 464] Так, например, в докладе американскогоНационального фонда искусств за 2004 год [119] всерьез поднимается вопрос обугрозе для чтения.

Согласно результатам исследования, впервые в истории большеполовины взрослого населения США не занимается чтением литературы в свободноевремя. Авторы доклада уверены, что отказ от культуры чтения в пользу цифровыхинформационных средств может привести к тяжелым последствиям для общества вцелом, в т.ч. к снижению культурной, общественной и политической активностиграждан, к неспособности осуществлять сложную коммуникацию, к снижениюуровня образования и т.п.Сегодня многие отечественные ученые – филологи, социологи, историки,педагоги, специалисты библиотечного дела и др. – также всерьез говорят овозникшем в российском обществе кризисе чтения: уменьшается количествочитающей публики, падает интерес к чтению, ухудшается качество печатнойпродукции [43]. Возникает проблема т.н.

«вторичной неграмотности» [18], т.е.недостаточной развитости навыков чтения на таком уровне, когда от читателятребуется умение анализировать прочитанное.В целом можно сказать, что такая неутешительная тенденция является частьюобщемировой проблемы, связанной с упадком популярности чтения во многихстранах. Как и в целом на Западе, одной из главных причин того, что современныероссияне стали меньше читать, является широкое распространение аудиовизуальныхи электронных средств массовой информации (телевидение, интернет).Помимотого, что уже было отмечено в связи с данной проблемой ранее (см. стр. 4-5, а такжеработы, специально посвященные чтению как прагмалингвистической проблеме,1717например [5; 52]), можно сказать, что, как правило, электронные СМИ предлагаютдовольно стандартные по содержанию и языковому оформлению сообщения [43], нетребующие от читателя / зрителя особых интеллектуальных усилий для освоенияпредставленной информации.

Такое положение дел способствует вытеснениюклассического вербального способа общения, и книга как социальный феноменстановится фактически мало востребованной.Среди прочих факторов, негативно влияющих на отношение к чтению,выделяется «переходное» состояние современного российского общества, книжныйдефицит в провинции [43], проблемы школьного образования, уделяющегонедостаточно внимания обучению культуре чтения [18], а также навязываниепотребительских стандартов – в том числе и в чтении книг, что превращает их в«предмет сиюминутного использования» [39].Какпоказываютпоследниесоциологическиеикультурологическиеисследования [18], системный кризис читательской культуры в России можетпривести к серьезным глобальным последствиям для всего общества.

Ведь именночтение оказывает существенное влияние на интеллектуальное,эмоциональное исоциокультурное развитие личности, способствует сохранению преемственностикультуры и передаче знаний из поколения в поколение, а также воспроизводству«интеллектуального потенциала общества».Более того, ученые утверждают, что в самом широком пониманиипренебрежение чтением – т.е. основным способом освоения и использования знаний,ценностей и норм прошлого и настоящего – представляет собой угрозу социальнойбезопасности [43].

Человек, не приученный к культуре чтения, оказываетсянеспособным ориентироваться во все возрастающих объемах информации, мыслитьсистемно, категориально и, что не менее важно, независимо [18]. Кроме того,«начитанность» человека напрямую влияет на уровень владения речью и письмом, наобъемы памяти и способность к творческому мышлению [18].Для решения возникших проблем необходимо предпринимать масштабные икомплексные меры во многих сферах жизни общества. Но, пожалуй, главной задачейявляется повышение социального престижа чтения и пробуждение интереса к немукак к приоритетному источнику информации среди молодежи, а также среди1818образованных работающих россиян [43].

И, конечно же, далеко не последнюю роль врешении данной задачи играет университетское образование. Особенно важными иактуальными в данной связи представляются филологические исследования,направленные на изучение механизмов чтения, способов анализа текста (в т.ч.художественного), а также разработку новых подходов к обучению студентовчтению.1.2. Вопрос о чтении в отечественной филологииПроблема чтения и анализа текста неоднократно становилась объектомфилологических дискуссий, а непосредственно художественный текст являетсяпредметом исследования в самых различных направлениях языкознания.

Говоря оподходах к анализу художественного текста в современной отечественнойлингвистике, представляется необходимым остановиться, хотя бы кратко, на технаправлениях, которые особенно энергично развиваются в последние десятилетия.Прежде всего, следует упомянуть непосредственно лингвистический анализтекста, направленный на изучение языковой организации словесно-художественногопроизведения [13]. В рамках данного подхода все элементы и категории языкарассматриваются с точки зрения их функционирования в системе анализируемоготекста [9].

Исследователями предпринимается попытка выяснить, как с помощьюязыковых средств автором выражается определенное идейно-художественноесодержание [13].Лингвистический анализ художественного текста может идти в различныхнаправлениях.комментированиеОсобый–интереспредложенныйздесьпредставляетН.М. Шанскимметодлингвистическоеисследованияхудожественного текста [77].

Имеется в виду, по выражению исследователя,внимательное чтение произведения под «лингвистическим микроскопом». Впроцессе лингвистического комментирования выявляются и разъясняются наиболеенепонятные для читателя элементы текста: устаревшие слова и выражения,иностранные заимствования, слова, которые следует читать согласно старойпроизносительной норме и т.п. Однако, как подчеркивает ученый, такой подход ктексту не ограничивается лишь поверхностной работой со словарем. Он должен1919быть основан на хорошем знании всей системы языковых средств, которые былииспользованы писателем. По мнению исследователя, важно разграничивать полныйи выборочный типы комментирования, а также, по отношению к моменту первогопрочтения художественного текста, – предваряющее, синхронное и последующеекомментирование [13].

По мнению Н.М. Шанского, без вдумчивого восприятияязыковой формы литературного произведения невозможно его полноценноевосприятие, а беглое чтение художественного текста, связанное со стремлениемпростоизвлечьизнегоопределеннуюинформацию,делаетучеников«безразличными к … красоте и выразительности настоящего литературного языка»[77, стр. 272].Наиболее плодотворным и тщательно разработанным подходом к изучениютекста является лингвостилистический анализ. Здесь в центре внимания оказываютсясемантический и метасемиотический уровни функционирования языковых единиц, атакжеразграничение«собственносмысловогосодержания»словаинакладывающихся на него экспрессивно-эмоционально-оценочных коннотаций [35].В принципе подход универсален и может быть применен к любому произведениюречи.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее