Диссертация (Рецепция творчества романтиков-предшественников в прозе Й. Эйхендорфа), страница 14

PDF-файл Диссертация (Рецепция творчества романтиков-предшественников в прозе Й. Эйхендорфа), страница 14 Филология (31893): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Рецепция творчества романтиков-предшественников в прозе Й. Эйхендорфа) - PDF, страница 14 (31893) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Рецепция творчества романтиков-предшественников в прозе Й. Эйхендорфа". PDF-файл из архива "Рецепция творчества романтиков-предшественников в прозе Й. Эйхендорфа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Длясмысла песни значим контекст, в котором она звучит: на празднике поэтическиодаренная молодежь договаривается сопровождать каждый тост импровизацией вчесть возлюбленной, и лишь Фортунато остается в одиночестве: место в егосердце занято тоской по «небесному» (II, 530).Однако вторая часть диптиха подчеркнуто многозначна: небесный вестникмало напоминает ангела, его прекрасные бледные губы и венок из мака скорееподходят духу сна или фантазии.

Звезды – одновременно и символ «небесного», инеотъемлемая часть образа прекрасной дамы («глаза-звезды», II, 557), и они жетрадиционно воплощают «ночную» стихию мира. Звезды становятся символомвнутренней жизни Флорио, его фантазий о неземной красоте: «Только отдельныеволшебные лучи утра пробивались … в его мечтательно горящее сердце,находившееся еще во власти иной силы. Ибо в нем все еще очерчивали своимагические круги звезды, меж которыми с новой, непреодолимой силойподнимался образ прекрасной мраморной статуи…» (II, 539). В целом песняФортунато отражает мироощущение ранних романтиков, в частности Тика,которое «основано на чередовании радостного переживания жизни божественнойполноты и творческой преизбыточности жизни и грустного, взволнованного140Ср. напр.: Деян.

7:56, Гал. 4:6.60томления по полноте и радости еще большей, в которой – последнееудовлетворение для ищущей бесконечного души» 141 . Это отношение к мируразделяет и Флорио, поэтому его последующие приключения и внутреннееперерождение оказываются своеобразным комментарием к произведениямпредшественников писателя.В дальнейшем Фортунато, напротив, учит Флорио ценить красоту мира,противопоставляя ее меланхолии ночных мечтаний: «Утро, … этот здоровый,дикий красавец, посылающий с высочайших гор свой радостный клич в спящиймир, смахивает слезы с цветов и … не особенно-то заботиться о нежныхчувствах» (II, 537).142Только художник может полностью оценить красотуманящих звуков и привлекательных образов, но он же – единственный, ктоспособен воспринять призыв мира невидимого.Песня Фортунато ставит вопрос о соотношении этого «иного мира» с миромВенеры и о содержании владеющего художником томления, которое постепенноразрешается в ходе действия новеллы.

Вначале главный герой доверчиво отдаетсячувству тоски, с детства охватывавшей его при виде «голубых гор вдалеке» (II,526):отправившись в странствие, он «будто вышел из тюрьмы», все его«стародавние желания … внезапно вырвались на свободу» (II, 526-527). Зов мирапосюстороннего звучит для него как песня «волшебного музыканта» о«прекрасной дали» и «великом, неизмеримом наслаждении» (von großerunermeßlicherLust»,II,527).БолееопытныйФортунатоподхватываетпоявившееся в речи героя сравнение и предупреждает его о «волшебной горе,откуда еще никто не возвращался» (II, 527). Выясняется, что в душе поэтасмешиваются два разных влечения: с одной стороны, его манит «стараяблагочестивая песня, которую он часто слышал в детстве» и почти забыл во времястранствий, с другой – образ прекрасной дамы, также знакомый с раннего детства(II, 555).141142Жирмунский В.М.

Религиозное отречение в истории романтизма. М., 1919. С. 20.О противопоставлении Авроры, утренней зари у Эйхендорфа метафизике ночи Новалиса см. SchwarzP.P. Aurora. Zur romantischen Zeitstruktur bei Eichendorff. Bad Homburg u.a., 1970. S. 230.61Перед главным героем встает задача различить земное и небесное всобственном поэтическом даре. Он охвачен чувством любовного томления,предмет которого неизвестен и ему самому: фантазия поэта так изменяет образ егопервой возлюбленной, Бьянки, что ночная серенада обращена уже не к ней, а кнекоему образу неземной красоты (II, 536), – эту «возлюбленную, которую давноискал», он узнает в мраморной статуе Венеры (II, 537).

Вначале он обманывается,принимая рыцаря Донати, служителя Венеры, за небесного вестника (II, 533);рыцарь отвлекает его от первой любви, обещая встречу с поразившей еговоображение таинственной незнакомкой. Не вписывающаяся в атмосферупраздника меланхолия этого персонажа, действительно соответствующая тонупесни Фортунато, вызвана тем, что его не удовлетворяет даже самая радостнаяповседневность. «Безумный огонь его глубоко посаженных глаз» говорит острастях, которые могут найти успокоение только в царстве Венеры: лишь тамФлорио застает его спящим (II, 541).

Герой и сам переживает подобное состояние,когда спасается бегством из дворца прекрасной дамы (грота Венеры), вновьпревратившейся в статую: «Неописуемая красота дамы … оставила всокровеннейших глубинах его сердца такую бесконечную грусть (Wehmut), чтоему непреодолимо хотелось умереть на месте» (II, 558-559).От этой тоски его излечивает в финале вторая песня Фортунато: на сменуокаменевшей Венере приходит образ девы Марии, держащей на руках Младенца(II, 561), 143вдохновляющий Флорио на новое стихотворение, в котором онпразднует свое освобождение и возвращение к Отцу: «Вот я, Господи!.. / Теперь ясвободен!.. / Отче, ты все же принимаешь / И не оставишь меня!» («Hier bin ich,Herr! ... / Nun bin ich frei! … / O Vater, du erkennst mich doch, / Und wirst nicht vonmir lassen!» II, 562-563).Подчеркнуто христианские темы звучат как ответ на «языческую» картинумира, отразившуюся в «Руненберге» Тика, где земная девушка – лишь143Здесь намечается параллель с Виталисом-Виктором из «Поэтов и их подмастерий» (1833).«Возлюбленная моя строга и серьезна», – утверждает он, показывая, что образ Жуанны сменилсянебесной любовью (II, 505).62несовершенное подобие горной красавицы: «юность ее миновала, и я уже не могус тоской (Sehnsucht) ловить взгляд ее глаз; итак, я своевольно пренебрег высшим,вечным счастьем, чтобы обрести земное и временное», –так размышляетКристиан (Tieck II: 77).

Герой Эйхендорфа, напротив, в итоге излечивается от«ослепления», «волшебного тумана», застилавшего его взгляд, и начинает видетькрасоту Бьянки. Союз с ней, впрочем, не становится новым символом«исполнения»: Флорио отказывается от мистического опыта, связанного ссотворенным миром, и окончательно выбрает одно из двух разрывавших егостремлений.В «Поэтах и их подмастерьях» тема томления получает дальнейшееразвитие: если в «Предчувствии и действительности» это свойство главного герояхарактеризуется положительно как проявление глубокого характера, то во второмромане картина заметно более сложная.

В романе четыре персонажа-странника, вразной мере заслуживающие наименования «художник».144«Томление» внаибольшей степени свойственно Отто, одному из поэтических «подмастерьев»:такое состояние оказывается сродни болезненности (не случайно этот персонажумирает от измождения после продолжительной болезни). Сам он описываетглавную составляющую своего характера в почти стершихся выражениях: еговлечет за собой «волшебный музыкант из Венериной горы, приходящий с каждойвесной, когда солнечный свет весело ложится на поля» (II, 319).

Дальнейшеесимволическое описание томления подчеркивает сонно-дремотное состояние: «онем в душный полуденный час поет одинокая птица, о нем спутанно шумят ручьипри лунном свете, и купающиеся никсы поют, будто во сне, в тихой, золотойночи…» (там же). Речь природы для Отто спутанно-косноязычна, все обманчиво,как во сне – и такой же туманной, недосказанной оказывается его «потерянная»жизнь (II, 439).Мечтательное «томление» Отто подвергается критике прежде всего со144Так преломляется высказанное еще в 1797 г. Ф.Шлегелем представление, что основным содержаниемромана является изображение «всей духовной жизни некоего гениального индивида» («Критическиефрагменты», №78.

Цит. по Сулейманов А.А. «Вильгельм Мейстер» в оценке иенских романтиков.Романтическая теория романа // Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина. 1968. № 304. С. 60.)63стороны персонажей-прозаиков. Его дядюшка подчеркивает болезненностьюноши, вспоминая о своей «веселой и здоровой» молодости (II, 319). Вальтер,старший друг Отто, опасается, что тот «всѐ сильнее теряется и дичает впроцветающем одиночестве» под воздействием беспредметной тоски (Heimwehohne Heimat). Впрочем, и граф Виктор оспаривает право мечтателя называтьсяхудожником: «И не говори мне о поэзии, о поэтическом призвании… у тебя его небольше, чем у влюбленной девушки» (II, 439). С его точки зрения, «подмастерью»недостает решимости и силы, чтобы отделить подлинное искусство от ложного:как признается сам Отто, он не в состоянии «без вреда для себя следовать заволшебным потоком звуков» и «управлять волшебством» (II, 319).

Таким образомво втором романе Эйхендорфа «томление» включает в себя тоску, направленнуюна «земное», отвлекающая художника от его призвания.Поэтому опасность обмана и самообмана подстерегает Отто на протяжениивсего пути, достигая предела при встрече с Анниди, его «прекраснойнезнакомкой». Юноша пребывает в уверенности, что у нее он «учится поэзии»,поскольку ее присутствие, «как утренняя зоря, все очаровывает и преображает» (II,415). На деле возлюбленная через некоторое время после свадьбы заявляет поэту:«при твоем усердии тебе должно же быть, в конце концов, все равно, что писать.Напротив нас живет молодой писарь, и у тебя почерк лучше, чем у него… Асколько он зарабатывает, а насколько лучше он живет!» (II, 422).

В итоге онапредает мужа ради богатства и блеска, который готовы предоставить богатыемеценаты. Женитьба Отто наносит серьезно препятствует его становлению какпоэта; это становится очевидно по сравнению с Фортунатом, который нашел вФьяметте неиссякаемый источник поэтического вдохновения.Сон, мечтание – характерное состояние Отто. Манящий «звон колоколов вдалеком Риме» (II, 422) с детства слышится ему во сне; его идеал обретаетконкретные черты в облике римской красавицы Анниди.145Еще не успевразочароваться в этом воплощении мечты, он вновь, уже наяву, слышит звон145В в оригинале Рим – в женском роде, «Roma» (II, 422), в отличие от обычного в немецком языкесреднего рода «Rom».64колоколов, но «тихо-тихо, издалека, как будто есть и еще один Рим далеко заэтими темными холмами» (там же). Разные планы действительности начинаютсмешиваться в его сознании.

Измена жены и осознание ошибочности своеговыбора заставляют Отто оставить все и вернуться в Германию, но в дороге он ещераз дает себя «околдовать». В поисках случайно встреченной прекраснойнезнакомки он попадает в «волшебный сад» заброшенной усадьбы (II, 469);знакомые по «Мраморной статуе» мотивы ожившей статуи и храма Венерыпридают новой встрече с ней атмосферу таинственного. Наслаждаясь этойатмосферой, Отто намеренно не пытается выяснить реальные обстоятельстважизни новой возлюбленной и отождествляет ее с феей Мелюзиной из своегособственного цикла романсов (II, 468). В дальнейшем раскрывается «пошлаяизнанка жизни», стоящая за их таинственными встречами, непременнопроходившими ночью и только в определенные дни: незнакомка оказаласьсодержанкой некоего графа, который и поселил ее в заброшенном дворце, чтобыизбежать огласки (II, 473).Однако в душе Отто присутствует и подлинный талант, который заставляетего стремиться к «самому высшему (nach dem Höchsten in der Welt)» (II, 465);тоска по «дому», подлинной высшей реальности, охватывает его «как швейцарцана чужбине при звуке альпийского рожка» (II, 470): продолжается линия,намеченная в «Мраморной статуе» в образе Флорио.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее