Диссертация (Рецепция творчества романтиков-предшественников в прозе Й. Эйхендорфа)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Рецепция творчества романтиков-предшественников в прозе Й. Эйхендорфа". PDF-файл из архива "Рецепция творчества романтиков-предшественников в прозе Й. Эйхендорфа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваНа правах рукописиЧерепанов Даниил ДмитриевичРецепция творчества романтиков-предшественников в прозе Й. ЭйхендорфаСпециальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)Диссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорЧавчанидзе Джульетта ЛеоновнаМосква – 20142СодержаниеВведение ................................................................................................................... 3Глава 1. Трансформация ключевых романтических идей и мотивов в романахЭйхендорфа ............................................................................................................ 15Проблемы эпохи .................................................................................................
15Искусство и трансцендентное начало .............................................................. 39Новая трактовка романтического «томления» ................................................ 55Глава 2. Хронотоп в романе Эйхендорфа: традиция и переосмысление ......... 70Пейзаж в структуре романтического хронотопа ............................................. 70Открытое и замкнутое пространство: поэтика свободы и «дома» вромантическом романе ...................................................................................... 76Вертикальное измерение и его аллегорический смысл ............................... 107Заключение........................................................................................................... 116Библиография ...................................................................................................... 1193ВведениеВ истории романтизма один из важнейших моментов – становлениенемецкой прозы.
При том,что продолжают творить такие авторы какК.М. Виланд, К.Ф. Мориц и Жан Поль, а также И. В. Гѐте, серьезнейший этапэтого жанра приходится именно на романтизм: в течение всего лишь полуторадесятилетий выходят самые значительные романы Л. Тика, Новалиса, Фридриха иДоротеи Шлегель, К. Брентано, А. фон Арнима и Й. фон Эйхендорфа. Особоезначение приобретает жанр новеллы, разработанный именно немецкимиромантиками: помимо перечисленных писателей, в нем работают В.Г. Вакенродер,А. фон Шамиссо, Э.Т.А. Гофман.Отличительной чертой и особым достижением немецкой романтическойпрозы является ее философичность. Если, например, французскому романтизму ссамого начала в особой мере свойственен психологизм, то в Германии основнымпредметом осмысления становится соотношение видимого и невидимого,конечного и бесконечного; положение человека в мире изображается с точкизрения его связи с высшим, абсолютным началом.Главная тема немецких романтиков, к которой могут быть сведены всепрочие, – это искусство.
Именно благодаря феномену искусства художникполучает доступ к высшей реальности и становится посредником между высшими видимым миром.Особый интерес представляет трансформация содержания прозаическихпроизведений от иенского к гейдельбергскому периоду. В произведениях иенскихромантиков утверждается абсолютное значение искусства и независимостьличности художника от внешнего мира. Для романтиков младшего поколения,помимо трансцендентного начала, по-прежнему сохраняющего свои позиции,становятся все более значимы внешний мир и земная реальность. По-новомурешается вопрос о соотношении личности художника и реальности; позицияромантиков-предшественников оценивается как чрезмерно индивидуалистическая.4Изменяетсяигейдельбержцыпредставлениеобращаютсяоквысшейдействительности:надиндивидуальномудуховномуписателиначалу,приобщение которому немыслимо без отречения от индивидуализма.Этоделает особенноважным исследование трансформации прозынемецкого романтизма на материале романов и новелл Эйхендорфа, писателя,которому неизменно уделялось большое внимание.
Немецкая литература о немвесьма многообразна и объемна. Краткий очерк рецепции писателя предлагает,например, статья Эберхардта Леммерта 1 , более полный обзор критическойлитературы можно найти в нескольких библиографических справочниках иработах по истории науки 2 . О неослабевающем на протяжении более ста летинтересектворчествуписателясвидетельствуетдеятельностьсоюзовисследователей Эйхендорфа, существовавших в Германии с 1913 г., которыепубликовали результаты своей работы в отдельных периодических изданиях:ежегоднике «Календарь Эйхендорфа» («Eichendorff-Kalendar», 1910-1930), вжурнале «Страж» («Der Wächter», 1918-1961) и ежегоднике «Аврора» («Aurora»,1953-2011); в библиографическом разделе последнего регулярно публиковалисьсведения о новых исследованиях.
Выходившее с начала ХХ века полноекритическое издание его произведений прервалось в конце 1920-х гг., но былопродолжено после 1962 года; с 1984 г. довоенное издание перерабатывается нановом уровне 3 . В ХХ веке было осуществлено издание полного собраниясочинений (Neue Gesamtausgabe der Werke und Schriften in vier Bänden. Hg. VonGerhart Baumann u. Siegfried Grosse. Stuttgart, 1957f.). Помимо этого регулярновыходят издания отдельных произведений и сборников, среди которых нужноособо отметить изданный в Мюнхене пятитомник4.
Регулярно появляются новые1Lämmert, E. Eichendorffs Wandel unter den Deutschen. Überlegungen zur Wirkungsgeschichte seinerDichtung // Die deutsche Romantik. Poetik, Formen und Motive / Hg. von H. Steffen. Göttingen:Vandenhoeck & Ruprecht, 1967. S. 219-252.2Lick T. Eichendorff-Bibliographie. Forschungsliteratur zu Leben und Werk Joseph von Eichendorffs 1926–1995. St. Katharinen, 1998. Riemen A. Ansichten zu Eichendorff: Beiträge der Forschung 1958 bis 1988.Sigmaringen: Thorbecke, 1988.
Goebel R.O. Eichendorff’s Scholarly Reception. Camden House, 1993.3Eichendorff J.v. Sämtliche Werke: Historisch-kritische Ausgabe / Begr. von Wilhelm Kosch u. August Sauer.Fortgef. u. hrsg. v. Hermann Kunisch u. Helmut Koopmann. – Regensburg, Stuttgart u.a. 1908ff.4Eichendorff J.v. Werke. In 5 Bdn. München. Bd. 1, Bd. 2. – 1970. Bd.
3. – 1976. Bd. 4. – 1980. Bd. 5. – 1988.5биографии писателя, учитывающие последние достижения исследователей 5 имонографии об отдельных аспектах его творчества6.В России Эйхендорф известен, прежде всего, как лирик: его стихипереводили, А. В. Карельский7, В.В. Левик8 и другие. Проза немецкого писателя –за исключением новеллы «Из жизни одного бездельника»9– известнаотносительно мало.
10 В отечественном литературоведении роман Эйхендорфадавно не становился предметом специального рассмотрения: после диссертацииИ.К. Белоусовой (1990)11 о нем писал К.Г. Ханмурзаев в своей общей работе онемецком романтическом романе (1998)12 и В.И.Грешных (2001)13.Этим обусловлена актуальность работы, исследующей в контекстеновейших достижений отечественного и западного литературоведения вопрос отрансформации опыта романтиков-предшественников в романе Эйхендорфа итаким образом заполняющей пробел в отечественном литературоведении.История вопроса. Вопрос о значении для писателя творчества раннихромантиков, впервые вставший при выходе в свет «Войны филистерам»,рассматривался5преждевсеговрамкахреконструкцииромантическогоStöcklein P.
Joseph von Eichendorff in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1963.Frühwald W. Eichendorff-Chronik: Daten zu Leben und Werk. München: Hanser, 1977. Schiwy G.Eichendorff: der Dichter in seiner Zeit: eine Biographie. München, 2000.6Eberhardt O. Figurae: Rollen und Namen der Personen in Eichendorffs Erzählwerk.
Würzburg, 2011. 529 S.Ders. Eichendorffs «Marmorbild»: Distanzierung von Dichtung nach Art Loebens. Würzburg, 2006.7Бог Нахтигаль. Немецкая и австрийская поэзия двух веков в переводах А.Карельского. М., 1993. С. 1118. См. также Поэзия немецких романтиков. М., 1985.8Европейская поэзия XIX века. М., 1977. См. также Йозеф Эйхендорф. Стихотворения / Пер. с нем. П.Карпа. Л., 1969. Лирика.
Вступ. ст., пер. и подборка А. Гугнин // Балтийский филологический курьер.2007, №6. С. 161-169.9Из жизни одного бездельника / Пер. Д. Усова // Избранная проза немецких романтиков. В 2 тт. Т. 2. М.:Художественная литература, 1979.10См. также Эйхендорф Й. Осеннее волшебство / Пер. с нем.
А. Русаковой // Сказки немецких писателей.Л., 1989. С. 95-108.11Белоусова И.К. Проза Эйхендорфа. Вопросы метода и стиля. Дис. ... к.ф.н. М., 1990.12Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман. Генезис. Поэтика. Эволюция жанра. Махачкала,1998.13Грешных В.И. Мистерия духа. Калининград, 2001.
С. 263-274. Посвященные творчеству немецкогописателя работы Е.Р. Ивановой и И.Г. Назаровой сосредоточены на его лирике и новеллистике:Иванова Е.Р. Поэзия и новеллистика Йозефа фон Эйхендорфа: К вопросу об эволюции творчестванемецекого романтика. Автореф. дис. … кандидата филологических наук. М., 1994.
Назарова И.Г.Лирика Йозефа Эйхендорфа. Дис. ... к.ф.н. СПб., 2000. См. также Исрапова Ф.Х. «Поэзия на ходу» влирике Гѐте и Эйхендорфа // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 5.— М.: Языки славянской культуры, 2009. С. 147-157.6мировоззрения. В фундаментальной работе Г.А. Корфа Эйхендорф отнесен кэтапу «зрелого романтизма (Hochromantik)»: исследователь стремится показатьпринципиальную связь этого этапа с предшествующими, представить его как«продолжение, доведение до предела, раннеромантических устремлений»14.Заложив основу для исследования вопроса с точки зрения истории идей, Г.А.Корф по необходимости лишь кратко и односторонне рассматривает произведенияЭйхендорфа.
Эта попытка построить историю романтизма на основе эволюцииидей оказались достаточно уязвимой; ее результаты уточняют и дополняютР. Ибель15 и К. Зомерхаге16, уделяющие при рассмотрении романтизма как целогоособое внимание писателю и его связи с предшественниками. Отдельноенаправлениеисследований,которомуизначальноуделялосьповышенноевнимание – вопрос о «религиозном начале» и преломлении религиозных иметафизических представлений предшественников в творчестве Эйхендорфа.Впервые последовательное рассмотрение текстов иенских и гейдельбергскихромантиков в этом аспекте предпринял В.М. Жирмунский, в работах которогопоказано движение от мистики иенцев, «для которых земное и божественноеслиты»17, к «дуалистическому взгляду на жизнь и аскетическому отрицанию злогоземного существования»18гейдельбергского периода.
На Западе в схожемнаправлении двигалась Амалия Вайе 19 , работа которой посвящена значениюНовалиса для раннего творчества Эйхендорфа.С тех пор вышел ряд работ, посвященных отдельным аспектам религиознойтематики и способов ее разработки у Эйхендорфа 20 : попытку представить14Korff H.A. Der Geist der Goethezeit: Versuch einer ideellen Entwicklung der klassisch-romantischenLiteraturgeschichte. In 5 Bdn. 3. Aufl. Leipzig: Amelang, Köhler, 1953-1960. S. 1.15Ibel R. Weltschau deutscher Dichter: Novalis, Eichendorff, Mörike, Droste-Hülshoff.