Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»), страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
соч.: В 30 т. — Л. : Наука, 1972–1990. — Т. 28-2. — С. 241.18нежели Мышкина. Иллюзия бездействия вызвана отчасти тем фактом, чтовсе остальные сюжетные линии в романе (революционная деятельность Петра Степановича, брожение в городе, история Степана Трофимовича) связанымежду собой теснее, чем линия Ставрогина с каждой из них.Трудно также понять концепцию этого героя: если образы Мышкина илиРаскольникова с этой точки зрения более или менее ясны, то в Ставрогинеможно видеть лишь великую силу, воплощение идеи о «Великом грешнике».В исследовании показывается, что характеристика Ставрогина как волевогои хладнокровного человека вступает в противоречие с тем, как он по ходудальнейшего повествования то и дело теряет самообладание.
В исследовательской литературе отмечалось, что Ставрогин, который воочию предстаётперед читателем, не тот же человек, что идейный вдохновитель Кириллова и Шатова37 ; таким образом, полярность трактовок этой эволюции можетбыть косвенным свидетельством отсутствия в тексте полной определённостина этот счёт.В работе приводятся примеры образов второстепенных героев романа«Идиот», которые претерпевают резкие и неестественные изменения по ходу повествования. Например, бедности сословия, к которому принадлежитЛебедев, посвящено целое отступление в начале романа, что не мешает емувпоследствии купить у Птицына дачу в Павловске.
Ипполит, о любви которого к маленьким братьям и сёстрам говорит в начале романа Коля Иволгин, в«необходимом объяснении» признаётся, что часто жаловался на детей, зная,что мать их за это будет колотить.Лучше всего неустойчивость границ образа демонстрирует Хроникёр из«Бесов». В диссертации разграничиваются ипостаси, в которых этот персонаж предстаёт перед читателем: он выступает в качестве то повествователя(и на этом месте его то и дело сменяет голос автора), то посредника между37Иванов Вяч.
Указ. соч. — С. 512, 511; Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. — С. 154–155;Криницын А. Б. Исповедь подпольного человека. — М. : МАКС-Пресс, 2001. — С. 362.19героями (есть нечто комическое в том, как он самозабвенно бегает по поручениям всех подряд) и свидетеля, то второстепенного героя — но ни в однойиз них образ не получает завершённости.В третьем параграфе говорится о проявлениях героев в идеологическом измерении. Анализ того, как в черновиках прорабатывались репликиперсонажей, показывает, что диалоги создавались часто независимо от сюжета и концепций героев, из-за чего связь между двумя ипостасями их образоввесьма условна. В черновиках, как правило, нет ни подробностей обстановки,в которой происходит разговор, ни деталей, касающихся поведения участников диалога.В.
Б. Шкловский отмечал, что герои «говорят статьи»38 ; особенно яркоэто видно на примере диалога Шатова и Ставрогина. В работе доказывается,что диалог героев автономен, не обусловлен напрямую текущей сюжетнойситуацией, жестикуляция и движения героев безличны, так как их задачасводится лишь к ритмической организации диалога. Ряд высказываний Шатова, посвящённых идее народа-богоносца, обладают внутренней цельностью,будто их в самом деле можно свести в одну статью.В диссертации обращено внимание на трансформацию, которую претерпевают собеседники высказывающихся героев-идеологов в ходе диалога: герои превращаются в виртуальных собеседников-ответчиков, функция которых сводится к ритмической организации реплик их собеседников и провоцировании их на острые высказывания.
Этот процесс (превращение личностив виртуального вопрошателя) особенно ярко виден в диалогах с участиемкосноязычного Кириллова: столь разные по смысловому наполнению фигуры, как Хроникёр и Ставрогин, выступая в роли виртуальных вопрошателей,становятся одинаково безликими, и это позволяет косноязычному Кирилловувысказаться развёрнуто.38Шкловский В. Б. Герои Достоевского // Вольная философская ассоциация: 1919–1924 /Под ред.Е.
В. Ивановой. — М. : Наука, 2010. — С. 334.20Анализ высказываний второстепенных героев романа «Идиот» (Лебедева и Гани Иволгина) позволяет предполагать, что на идейном уровне образыкаждого из них обладают несколько большей целостностью, чем на сюжетном. Важным для проблемы целостности образов героев становится вопросо степени независимости их «голосов» от «голоса» автора: от ответа на негозависит, можно ли утверждать, что они и проблематика их высказыванийобеспечивают целостность романным структурам Достоевского.Впрочем, ряд высказываний князя Мышкина восстаёт против такогопонимания образа: воспоминания о смертной казни, рассуждения о русскихпреступниках, спор с Евгением Павловичем и князем Щ.
об извращении понятий, критика католической церкви не только воспроизводят идеи, которыеДостоевский высказывал либо от имени персонажей других произведений(например, Шатов говорит в «Бесах» о католицизме то же, что и главныйгерой романа «Идиот»), либо от своего собственного — в «Дневнике писателя». В работе показана неестественность подобных реплик в свете того, чтоизвестно об этом герое из других частей текста.Решение М. М. Бахтина, предлагавшего в таких случаях рассматриватьидеи Достоевского как «идеи-прототипы» идей, высказываемых от лица героев39 , не вполне соответствует поэтике Достоевского хотя бы потому, что, всвете отсутствия у героев лиц, мимики, жестов и других проявлений личностив сюжетном измерении, идея героя оказывается последним и слишком хрупким прибежищем его индивидуальности, чтобы образ героя не рассыпалсябы от подобного авторского произвола.Говоря о естественности полифонии для художественного мышления Достоевского, М.
М. Бахтин приводит пример из «Дневника писателя», где Достоевский представляет свою идею через диалог виртуальных носителей двухпротивоположных идей40 . Однако в работе приводятся другие подобные при3940Бахтин М. М. Указ. соч. — С. 154–155.Бахтин М. М. Указ. соч. — С. 157.21меры из публицистических высказываний современных Достоевскому авторов, и это доказывает, что он никоим образом не составлял исключительнуючерту стиля писателя. Скорее идеологические споры героев отражают привычки Достоевского-публициста, нежели в публицистике проявляется мастер«полифонического» романа.Можно говорить о генетической связи между жанрами романа Достоевского и «Дневника писателя», так как оба жанра подразумевают произвольное смешение самых разных типов и приёмов повествования художественного, публицистического, философского, памфлетно-сатирического.
В диссертации доказывается, что значительную роль в цементировании структурыромана у Достоевского играет заглавие: во многом, именно слова «идиот»и «бесы», вынесенные в заголовок, заставляют видеть символические ряды,при помощи которых традиционно интерпретируются соответствующие произведения. Слово «Идиот» выдвигает на передний план образ Мышкина (ане, например, историю Настасьи Филипповны или честолюбивых устремлений Гани), а название романа «Бесы» заставляет видеть единство даже там,где его нет (например, в преувеличенной оценке значения сюжетной связиСтаврогина и Степана Трофимовича для интерпретации целого).Так же формально «сбиты» в единое целое образы героев — лишь посредством имени и в некоторых случаях некоторой базовой идеи, стоящей заобразом.
Не случайно в исследовательской традиции придаётся такое значение понятию характерологии, то есть, в случае с поэтикой Достоевского, классификации повторяющихся типажей. Горизонт ожидания, формируемый заглавием романа и именами персонажей, слишком широк; жанровое сходстворомана и «Дневника писателя» у Достоевского, равно как и возможность типологически классифицировать образы героев, позволяют утверждать, чторяд романов Достоевского образуют целое в той же, если не большей, степени, что и каждый из романов, взятый по отдельности.22Глава 4. Сериальный аспект поэтики ДостоевскогоВ главе 4 говорится о сериальном аспекте поэтики Достоевского в связи с проблемой целостности.
Факт параллельного издания и написания Достоевским романов «Идиот» и «Бесы», а также его стремление учесть и использовать серийный принцип издания в своих целях привели к тому, что вроманах, наряду с традиционным делением на части и главы, появились другие осязаемые границы — на стыке опубликованных эпизодов-серий. В первом параграфе показано, как эти вторичные границы могут сказываться навосприятии романа «Идиот», во втором параграфе анализируется, как сериальное начало проявляется в романе «Бесы». Приведённый в диссертацииразбор стыков между «порциями», которыми публиковался роман, поворотовсюжета в каждой из них и эволюции образов от выпуска к выпуску наглядноиллюстрирует, что каждая из «серий» обладает значительным внутреннимединством. При «посерийном» чтении этих романов резкие изменения в характерах героев и в системах персонажей воспринимаются более естественно.В частности, такое прочтение позволяет увидеть изменение функции Ставрогина в «Бесах» (а именно постепенное низведение его в ранг второстепенногоили по крайней мере не-центрального героя), что косвенно также подтверждает возможность отказа Достоевского от главы «У Тихона» на позднейшемэтапе работы над романом.В заключении диссертации делается вывод об отсутствии целостностив сюжетных структурах романов «Идиот» и «Бесы» в силу открытости ихкомпозиции.
Традиционные описания позволяли дать упрощённый пересказсюжета, но при этом множество явлений в романах оказывались за пределаминаучного изучения. Отсутствие целостности имеет значение и в случае, казалось бы, сугубо текстологической проблемы главы «У Тихона»: из-за многочисленных случайностей в тексте невозможно ответить на вопрос, насколькодля понимания романа необходимо учитывать текст главы. Образы героев23также не обладают целостностью ни на сюжетном уровне, ни в идеологических высказываниях, так как в обе области автор вторгается произвольно, помере надобности. Это позволяет увидеть в романах Достоевского принципиальную установку на многожанровость, которую обычно видят в «Дневникеписателя».