Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»)

Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»)

PDF-файл Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы») Филология (31820): Диссертация - Аспирантура и докторантураПроблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»): Филология - PDF (31820) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

На правах рукописиНеклюдов Степан АлексеевичПроблема целостности романовФ. М. Достоевского(на примере романов «Идиот» и «Бесы»)Специальность:10.01.01 – русская литератураАвторефератдиссертации на соискание учёной степеникандидата филологических наукМосква – 2013Работа выполнена на кафедре истории русской литературы филологическогофакультета Московского государственного университета имени М. В. ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорКатаев Владимир БорисовичОфициальные оппоненты:Орлицкий Юрий Борисовичдоктор филологических наук,Российский государственныйгуманитарный университет,редактор отдела электронных изданийКучерская Майя Александровнакандидат филологических наук,Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики»,профессор Факультета филологииВедущая организация:Московский городскойпедагогический университет»2013 г.

вчасов на заседанииЗащита состоится «диссертационного совета Д 501.001.26 при Московском государственномуниверситете имени М. В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинскиегоры, МГУ, д. 1, стр. 51, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологическийфакультет.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московскогогосударственного университета имени М. В. Ломоносова.Автореферат разослан «»Ученый секретарь диссертационного советакандидат филологических наук, доцент2013 г.А. Б. КриницынОбщая характеристика работыОбъектом исследования в данной работе является поэтика Ф. М. До­стоевского, а точнее, целостность сюжетной и композиционной структур вроманах «Идиот» и «Бесы».В силу многих биографических причин (таких как необходимость писатьк сроку, публикация глав романа по мере написания без возможности правкицелого, влияние поэтики фельетонного романа, стремление Достоевского при­дать как можно бо́льшую злободневность своим произведениям, наконец, кон­фликты с редакцией журнала «Русский вестник») возникают обоснованныесомнения насчёт того, мог ли писатель, работая в таких условиях, продуматьвзаимосвязь многочисленных деталей и их место в картине целого.Целью работы является определение того, насколько указанные рома­ны Достоевского обладают целостностью с точки зрения традиционной эсте­тики1 ; и если в их структуре всё же находится место множеству элементов,мешающих восприятию романов как целого, то необходимо выяснить, что яв­ляется тем цементирующим началом, которое всё же позволяет видеть в нихцелостные художественные произведения.Соответственно, задачи исследования состоят в следующем:1.

описание различных элементов текста, не связанных напрямую с ком­позицией целого, — таких как, например, нереализованные намёки навозможные сюжетные линии, появление случайных персонажей, еди­ничные упоминания о каких-либо загадках, не получающих никакогообъяснения;2. выявление связи главы «У Тихона» с содержанием остальных частей1«.

. . поэтики разных школ настаивают на некоторой версии целостности и единства построения, необ­ходимости каждой детали для целого и такой форме завершения, которая разрешает всякую неопреде­лённость. В поэтике не может быть случайных элементов; то, что кажется героям случайностью, в кон­це концов оказывается частью всеобъемлющего замысла. Поэтика зависит от доверия читателя единойтворческой интенции, которая отвечает за целое и за каждую часть» (Морсон Гэри Сол.

«Идиот», посту­пательная (процессуальная) литература и темпика // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современноесостояние изучения / Под ред. Т. А. Касаткиной. — М. : Наследие, 2001. — С. 8–9).1романа «Бесы», степени сюжетной зависимости канонического текстаромана от изъятой главы;3. анализ строения образов героев с целью ответа на вопрос, могут ли онисоставлять основу целостности романов;4. проверка представления о независимости «голосов» героев от «голоса»автора как о первооснове поэтики Достоевского;5. указание на ряд особенностей поэтики Достоевского, обусловленныхвлиянием поэтики фельетонного романа;6.

выявление и описание одной из основных структурных единиц компо­зиции романов «Идиот» и «Бесы» — «серии», т. е. той «порции» текста,которая предназначалась для публикации в отдельном номере «Русско­го вестника».Сложившаяся в современной науке о Достоевском ситуация определяетактуальность данного исследования. Литературная критика часто ругалапроизведения Достоевского за «растянутость», отсутствие единства, хаоти­ческое нагромождение персонажей.

В таком духе о произведениях писателяотзывались В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин; сто­ит также отметить знаменитую лекцию В. В. Набокова2 .Критика создала Достоевскому репутацию небрежного писателя, и этопривело к утверждению в литературоведении своеобразного «обратного обще­го места»: исследователи стали видеть в Достоевском гениального стилиста,творца сложнейших и внутренне непротиворечивых композиционных струк­тур3 . Такие утверждения часто приводились как аксиомы, истинность кото­рых проверена временем — от предметного же обсуждения проблемы литера­туроведение часто удалялось.

Кроме того, на рубеже XX–XXI вв. вновь оказа­2Набоков В. В. Лекции по русской литературе. — М. : Изд-во «Независимая газета», 2001.См., например: Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. — М. : Советский писатель, 1989. —С. 246; Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. — М. : Советский писатель, 1990. — С. 39; Степа­нян К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М.

Достоевского. —М. : Раритет, 2005. — С. 258; Щенников Г. К. Целостность Достоевского. — Екатеринбург : Изд-во УрГУ,2001. — С. 3.32лись востребованными исследования, в которых произведения Достоевскогоизучались преимущественно с философских позиций. Актуализация ученияМ. М. Бахтина о природе диалога в применении к Достоевскому, восприятиеряда высказываний писателя как пророческих привели к распространённомуубеждению, что Достоевский — гениальный провидец и что, следовательно,он непогрешим и как художник.

В действительном существовании проблемыможно убедиться на примере полемики С. Г. Бочарова и Т. А. Касаткиной, входе которой был поднят вопрос о соотношении «религиозного литературове­дения» и традиционных критериев научности4 .Разумеется, презумпция гениальности Достоевского уместна, но она неимеет никакого отношения к презумпции непогрешимости. Закрывая глаза навозможные «противоречия», наука о Достоевском лишает себя возможностисоставить адекватное представление о творческой манере писателя.Описание подобных недоговорённостей, сюжетных лакун, произвольныхизменений характеров персонажей в свете влияния поэтики фельетонного ро­мана составляет научную новизну данного исследования.

Хотя сюжетными стилистическим клише авантюрной литературы в произведениях писате­ля было уделено достаточное внимание со стороны как литературоведения,так и критики, «сериальным» аспектам поэтики Достоевского было посвя­щено незначительное количество научных работ5 . Интерес Достоевского кпроработке сюжетной интриги, стремление к злободневности, планированиеи издание романов «по сериям» делают очевидным продуктивность описа­ния композиции романов «Идиот» и «Бесы» с учётом границ, возникавшихна стыке «выпусков». Такой метод соответствует истории написания рома­нов, позволяет по-новому взглянуть на жанровое новаторство Достоевскогои выявить новые смыслы.4См.: Бочаров С. Г.

От имени Достоевского // Сюжеты русской литературы / С. Г. Бочаров. — М. :Языки русской культуры, 1999.5Самыми известными, пожалуй, являются статьи У. М. Тодда III: Тодд III У. М. «Братья Карамазо­вы» и поэтика сериализации // Русская литература. — 1992. — № 4; Его же. Достоевский как профессио­нальный писатель: профессия, занятие, критика // Новое литературное обозрение. — 2002.

— № 58.3Методологическую основу исследования составляет традиционныйгерменевтический подход (в понимании Фридриха Шлейермахера и Вильгель­ма Дильтея), нацеленный на выявление авторской интенции. Одна из основ­ных задач поэтики заключается в описании общих принципов строения произ­ведений того или иного писателя, знание которых приближает к пониманиюавторского замысла. Соответственно задачам исследования применяется ис­торико-литературный метод, ограниченно — приёмы сравнительного литера­туроведения (на материале текстов, генетическая близость поэтики которыхк поэтике Достоевского устанавливается документально).На защиту выносятся следующие положения:1. с точки зрения традиционной эстетики, предполагающей значимостькаждого элемента (детали, сюжетного хода, жеста) для понимания це­лого, романы «Бесы» и «Идиот» лишены сюжетной и композиционнойцелостности;2.

характеры героев в романах Достоевского проявляются прежде всегов двух измерениях — сюжетном и идеологическом, — которые зачастуюсвязаны между собой лишь механически;3. ряд высказываний героев перекликается со взглядами, высказаннымисамим Достоевским в публицистике (в первую очередь в «Дневнике пи­сателя»), причём далеко не всегда можно утверждать, что эти репликиорганичны для героев, которые их произносят;4. образы героев подвержены произвольным и непредсказуемым измене­ниям не в меньшей степени, чем сюжет и композиция романа; в единоецелое образы героев связываются лишь именами и (иногда) базовымиконцепциями (то есть наиболее общими представлениями об их харак­терах), которых явно недостаточно, чтобы придать образам закончен­ность;5. многие из перечисленных противоречий легко устраняются при помощипрочтения романов с учётом вторичного деления на «выпуски».4Апробация работы проводилась в докладах на IV Международнойконференции молодых филологов (Варшава, Варшавский университет, 2010),Второй Международной конференции молодых исследователей «Современ­ные методы исследования в гуманитарных науках» (Санкт-Петербург, Пуш­кинский Дом, 2010), XI и XIII Международных конференциях молодых фило­логов (Таллин, Таллинский университет, 2010; 2012), Международной науч­ной конференции «Феномен заглавия.

Финальный комплекс текста» (Москва,РГГУ, 2013). По материалам работы опубликовано четыре статьи, ещё две на­ходятся в печати.Структура работы: диссертация состоит из введения, четырёх глав,заключения и библиографии.Основное содержание работыВо введении обосновывается актуальность проблемы, определяется объ­ект изучения, формулируются цели и задачи исследования, описывается ме­тодологическая основа работы.Глава 1. Терминология. Проблема целостности в исследованияхпоэтики ДостоевскогоВ первом параграфе главы 1 даётся определение термина «целост­ность» и объясняется его связь с интерпретацией произведения и поэтикой.Комментирование произведения, устранение исторических и биографи­ческих барьеров, мешающих читателю понять текст, можно считать однойиз важнейших задач литературоведческого исследования.

Целостность тек­ста, т. е. умышленность и обязательность его составляющих, является необхо­димым условием интерпретации. Последовательное разграничение того, чтосоставляет основу целостной структуры текста и может восприниматься какотражение в нём единого авторского замысла, и того, что явилось резуль­5татом биографической случайности или авторской небрежности, позволяетописать характерную для данного произведения систему акцентов. С её по­мощью можно удовлетворительно интерпретировать произведение, не впадаяпри этом в постраничный пересказ комментария.Во втором параграфе приводится очерк тех литературно-критиче­ских откликов на произведения Достоевского, в которых говорится о «техни­ческой» стороне его произведений, а именно: об их композиции, рыхлом сюже­те, погрешностей против структуры целого. По всей видимости, знаменитыевысказывания В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее