Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
М. Бесы / Под ред. Л. П. Гроссмана. Предисл. П. П. Парадизова. — М. ; Л. :Academia, 1935. — Т. 1; Его же. Бесы: Роман в 3 ч. «Бесы»: Антология русской критики; Его же. Полное собрание сочинений / Под ред. проф. В. Н. Захарова. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2010. — Т. 9.Приложение : Бесы : роман : опыт реконструкции журнальной редакции ; Текстологическое исследование,комментарии.14зя: в романе «Бесы» и так присутствует множество сюжетных случайностей иреликтов черновиков.
Отсылки к изъятой главе теряются на фоне других шероховатостей, к ней уже отношения не имеющих. Текст романа недостаточноцелостен, чтобы дать надёжную опору для однозначного решения проблемыглавы «У Тихона».Приходится возвращаться к спору о мотивах, побудивших Достоевскогоотказаться от публикации главы. Прежде всего, стоит признать, что боязньскандала — всего лишь весьма шаткое предположение. Повесть о «некрасивом преступлении» Ставрогина была создана тем же человеком, что и история Свидригайлова и образ нецеломудренного Фёдора Павловича Карамазова, и поверить, что этот человек был столь сильно напуган, что так и нерешился высказаться в защиту растоптанной редакцией «Русского вестника»главы, достаточно трудно. Да и в самом «Русском вестнике», по наблюдениюЮ.
Ф. Карякина, публиковались материалы весьма различные34 .Допустимо обратное предположение: Катков мог убедить Достоевского,что глава «У Тихона» смотрится как лишняя в романе (тем более, что похожий спор уже имел место при публикации «Преступления и наказания»), —на то, что Достоевский мог усомниться в собственной правоте, могут указывать его попытки прочесть эту главу друзьям и проверить тем самым оценкуКаткова.
Во всяком случае, демонизировать редакцию «Русского вестника»едва ли следует: отказ Любимова, соредактора Каткова, продолжать изданиеромана прежде, чем Достоевский пришлёт значительную его часть, можновоспринимать не только как попытку затянуть время, чтобы вырезать главувопреки воле писателя, когда текст будет целиком в их распоряжении, но ибуквально — в конце концов, Достоевский достаточно часто срывал сроки публикации, подводя редакцию (хотя бы как в случае с романом «Идиот», когдаредакция демонстрировала редкое понимание трудной жизненной ситуации,в которой оказался писатель).
Нелогично требовать от Достоевского выслать34Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. С. 324–325.15окончание романа с тем, чтобы вырезать потом из него значимую часть, —ведь никто же не может гарантировать, что роман будет написан так, чтоэто будет легко сделать; насколько проще было бы предъявить зависимомуот редакции Достоевскому ультиматум, объяснив всё прямо.Существует ряд биографических указаний, что Достоевский активно перерабатывал окончание романа — причиной могло быть изменившееся видение общего плана романа, при котором главе «У Тихона» места уже не было.Не стоит преуменьшать значение позднейшей правки романа (в частностиэпизод трактовки Евангелия Степаном Трофимовичем).
В итоге спор о главе «У Тихона» приводит к вопросу о содержании этой правки, а именно отом, была ли она относительно случайной или она отражала существенноеизменение замысла.Большинство участников спора говорят о степени законченности образаСтаврогина: одни утвреждают, что без главы он не полон, другие — что разгадка этому образу уже дана в каком-то виде. Однако, в сущности, изменения,произошедшие с изъятием главы «У Тихона», более глубокие: потеряв правона «исповедь», образ героя отошёл на второй план (встав в один ряд со Степаном Трофимовичем и даже отчасти Лебядкиным), тогда как центральнойстала интрига «романа-памфлета» (или проблема «отцов и детей»).
Изменению всей системы образов способствовало не только изъятие главы, но иэпизод чтения Евангелия в конце романа; для раскрытия же образа Ставрогина история с женитьбой на Хромоножке оказалась достаточно постыднойи яркой.Из разбора истории спора вокруг главы «У Тихона» можно сделать двавывода. Первый актуален для собственно спора вокруг главы «У Тихона»:предположение о позднейшем изменении замысла (и, следовательно, о неправомерности помещения главы в текст романа) гораздо менее неразумно, чемпринято предполагать. Второй же касается собственно проблемы целостности: именно из-за отсутствия в тексте романа «Бесы» достаточной степени16единства, нельзя однозначно ответить на вопрос о месте «главы девятой» вромане.Глава 3.
«Целое в виде героя»: две ипостаси бытования персонажав текстеПредметом обсуждения в главе 3 являются способ создания образовгероев и степень их целостности. В первом параграфе формулируется основная проблема, а именно способность героев романов Достоевского претерпевать произвольные и непредсказуемые изменения. В ряде случаев (в основном, это касается центральных героев) некоторый горизонт ожидания задаётобщая концепция персонажа, то есть самое общее представление об идее, стоящей за характером героя (например, князь Мышкин — человек добрый исмиренный, Рогожин — тип страстный и решительный), но большинство героев лишено и этого.В.
В. Набоков отмечал, что, как правило, внешность героев у Достоевского описывается лишь единожды35 ; но портрета порой не получают дажеглавные герои (например, практически невозможно найти описание внешности Даши из «Бесов» или Аглаи из романа «Идиот»). Жесты и иные внешниепроявления героев также лишены индивидуальности: вскрикивания, восклицания, содрогания героев призваны лишь передать глубину эмоций, накалстрастей, а не более выпукло представить характер, как это делают при помощи портретного лейтмотива Л. Н.
Толстой или И. С. Тургенев.Герои могут проявлять себя лишь в двух измерениях — сюжетном и идеологическом. Для понимания сюжетных проявлений героев, о которых говорится во втором параграфе, важно, как характеры разрабатывались в черновиках. В исследовании демонстрируется, что, как правило, Достоевскийсосредотачивал внимание на интриге, очерчивая характеры одной – двумяфразами, часто отсылающими к узнаваемым амплуа фельетонного романа.35Набоков В. В. Указ. соч. — С. 183.17Очевидно, что такая техника создания романа не способствует целостностиобразов героев. Приводятся примеры того, как ряд мотивов из набросков к роману «Идиот» проявляется в романе «Бесы», сближая Степана Трофимовичаи князя Мышкина, побег Настасьи Филипповны из-под венца с демаршамиЛизы Тушиной.В ходе работы над романом «Идиот» Достоевский приходит к мысли,что «целое <.
. . > выходит в виде героя»36 , однако образ князя Мышкинакак раз является иллюстрацией того, как подобная техника создания произведения сказывается на структуре целого. В работе приводятся примерысцен первой части, в которых Мышкин представлен как искренний и наивныйчеловек, впрочем, сохраняющий достоинство в ситуации скандала, и сопоставляются с рядом эпизодов остальных частей романа, в которых видна новаячерта характера главного героя — проницательность и способность видеть интриги окружающих.
В работе также показывается, как трансформируютсяотношения Мышкина с другими героями романа: Ганя Иволгин, претендующий на роль антагониста, с началом второй части стремительно отходитна второй план. Существуют биографические свидетельства, что на моментиздания первой части Достоевский ещё не до конца представлял себе характеры Мышкина и Аглаи, и это сказалось самым непосредственным образомна целостности образов этих героев.Образ Ставрогина, которого Достоевский на определённом этапе работынад романом «Бесы» видел в качестве центрального героя, также не демонстрирует внутреннего единства, даже если не принимать в расчёт изъятуюглаву «У Тихона».
Часто говорят, что у Ставрогина нет сюжетно значимыхпоступков; впечатление это, впрочем, обманчиво: разбор сюжетной линииглавного героя «Бесов» (дуэль, женитьба на Хромоножке, фактический наймФедьки Каторжного и косвенное участие в смерти жены, сближение с Лизой)показывает, что Ставрогина можно считать героем даже более деятельным,36Достоевский Ф. М. Полн. собр.