Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Идиот» и «Бесы»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Г. Белинского во «Взгляде на русскую литературу 1846 года», Н. А. Добролюбова в статье «Забитые люди», М. Е. Салтыкова-Щедринао композиции «Идиота», равно как и менее известные реплики вроде пародииД. Минаева на роман «Бесы», сформировали представление о Достоевскомкак о неряшливом писателе, не работавшем над отделкой формы.
О ряде аспектов поэтики Достоевского (например, необходимости издавать по частям,нагромождении избыточных сюжетных линий и персонажей) говорили и вокружении Достоевского (К. П. Победоносцев, Н. Н. Страхов).В третьем параграфе говорится о состоянии изучения проблемы целостности в науке о Достоевском. Термины «целостность», «авторская позиция» часто применяются по отношению к философской стороне творчестваписателя, к идейному содержанию его произведений6 , что практически неимеет отношения к формальной стороне его творчества.
В качестве исключений можно указать исследования отдельных западных учёных: о нелогичныхс точки зрения целого сюжетных ходах и действиях героев говорил JosephFrank7 , примеры «изъянов» в строении романа «Идиот» приводит Гэри СолМорсон8 .6См., например, книгу Г. К. Щенникова, где много говорится об идейной целостности творчестваДостоевского: Щенников Г. К. Указ. соч. Или: Касаткина Т. А. Авторская позиция в произведенияхДостоевского // Вопросы литературы. — 2008.
— №1.7Frank J. Dostoevsky: The Miraculous Years, 1865–1871. — Princeton (N. J.) : Princeton Univ. Press, 1995.8Морсон Гэри Сол. Указ. соч.; Morson Gary Saul. Conclusion: reading Dostoevskii // The CambridgeCompanion to Dostoevskii / Ed. by W. J. Leatherbarrow.
— Cambridge : Cambrdige Univ. Press, 2002.6Чуть больше об этой проблеме говорилось в связи с «Бесами»: о сторонних сюжетных ходах писал Ф. И. Евнин9 , произвольная смена повествовательных форм в «Бесах» анализировалась Я. О. Зунделовичем10 , В. А. Тунимановым11 , Ю. Ф. Карякиным12 , Г. Б. Пономарёвой13 . О трудностях в пониманииромана «Бесы», возникших из-за изъятия главы «У Тихона», писали А. С. Долинин, А. Л. Бём, Н. Савченко, Л. И. Сараскина14 , В. Н.
Захаров15 и многиедругие.Впрочем, ряд смежных вопросов (таких как описание главных сюжетных линий в «Бесах», специфика построения образов героев, влияние фельетонного романа, проблема Хроникёра в «Бесах» и полемика вокруг главы«У Тихона») был раскрыт в литературоведении. Проблема целостности многогранна, поэтому об основных вехах в изучении каждого из её аспектов говорится по мере надобности в соответствующих главах.Глава 2. Особенности построения сюжета в романах ДостоевскогоВ главе 2 разбираются техника разработки интриги, которую Достоевский использовал в черновиках, и сюжетные структуры романов «Идиот»и «Бесы».
В первом параграфе разъясняются биографические основаниядля постановки проблемы, говорится о тех особенностях поэтики Достоевского, которые самым явным образом сказываются на целостности его романов.Хорошо известно, что Достоевский часто был вынужден писать и издавать романы наспех и по частям: главной причиной была постоянная нехват9Евнин Ф. И. Роман «Бесы» // Творчество Ф. М. Достоевского. — М., 1959.Зунделович Я. О. Романы Достоевского.
— Ташкент : Сред. и высш. школа УзССР, 1963.11Туниманов В. А. Рассказчик в «Бесах» Достоевского // Исследования по поэтике и стилистике. —Л. : Наука, 1972.12Карякин Ю. Ф. Зачем хроникёр в «Бесах»? // Достоевский. Материалы и исследования. — 1983.
—№ 5.13Пономарёва Г. Б. О недостаточности хроникёра // Достоевский и мировая культура. Альманах. —1997. — № 9.14Статьи А. С. Долинина, А. Л. Бёма, Л. И. Сараскиной можно найти в издании: Достоевский Ф. М.Бесы: Роман в 3 ч.. «Бесы»: Антология русской критики. — Сост., подгот., коммент. Л. И. Сараскиной. —М. : Согласие, 1996; Савченко Н. Место исповеди Ставрогина в замысле романа Достоевского «Бесы» //Русская и зарубежная литература. — 1969. — № 1.15Захаров В. Н.
Имя автора — Достоевский. Очерк творчества. — М. : Издательство «Индрик», 2013.107ка денег, вызванная целым рядом обстоятельств (закрытием журналов «Время» и «Эпоха», принятием на себя Достоевским долгов старшего брата, непрактичностью в денежных делах). Достоевский жаловался, что он не имеет возможности работать свободно, так как ему приходится писать к сроку и «портить мысль». Для романов Достоевского характерно очень сложное строениесюжета с большим количеством действующих лиц, и поэтому вопрос о том,насколько было возможно в таких условиях создавать произведения без сюжетных случайностей и композиционных неровностей, кажется вполне естественным. В этом плане особенно интересны романы «Идиот» и «Бесы»: онисоздавались за границей («Бесы» были там начаты) в условиях жёстко заданных сроков и заранее взятых на себя Достоевским обязательств, такжемешали участившиеся припадки эпилепсии, пошатнувшие здоровье писателя.Очевидно, что все эти жизненные обстоятельства препятствовали разработке целостной романной структуры.
Однако некоторые исследователи,споря со сложившимся в критике мнением о Достоевском, отмечали, что вчерновиках видна тщательная работа писателя над отделкой своих произведений16 . Но едва ли одно связано с другим: проведённый в работе анализчерновиков демонстрирует, что важное место в процессе создания произведения занимала разработка сюжета, причём велась она посредством перебораразнообразных сюжетных клише фельетонного романа. Достоевский обдумывал множество сюжетов, но этот факт не доказывает, что Достоевский могтщательно разрабатывать структуру целого.Особенности черновой работы Достоевского заставляют обратить внимание на жанр фельетонного романа. Достоевский интересовался не толькороманами Эжена Сю (влияние на Достоевского оказал роман «Парижские16См., например: Гроссман Л.
П. Достоевский — художник // Творчество Ф. М. Достоевского /Под ред. Н. Л. Степанова. — М., 1959. — С. 163–165. Или: Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьёв. Достоевский / К. Мочульский ; Под ред. В. М. Толмачёва. — М. : Республика,1995. — С. 219–220.8тайны», который был важен для петрашевцев, в том числе из-за ряда близких фурьеристам представлений, в нём высказанных; также М. Джоунс писало влиянии романа «Матильда» на «Неточку Незванову»17 ), но и творчествомА. Дюма, Фредерика Сулье. Влияние фельетонного романа прослеживается ив произведениях того периода биографии Достоевского, который начался после каторги (например, на уровне сюжета в «Униженных и оскорблённых»;о генетической связи образа Ставрогина с героями бульварного романа писал Л.
П. Гроссман18 ). В работе приведены параллели между «Мемуарамидьявола» Фредерика Сулье и «Бесами» Достоевского: традиционно образыСтаврогина и Петра Верховенского трактуются в контексте «высокой» культуры в сопоставлении с Фаустом и Мефистофелем; сравнение, приведённоев данной работе, показывает, что они во многом схожи с бароном Луицци иДьяволом из романа Сулье.
Столь очевидное сходство заставляет задуматьсяи о других особенностях фельетонного романа, сказавшихся в поэтике Достоевского.Одной из них можно считать характерное для романов Достоевского восприятие времени. Обычно о нём говорится как о «драматическом» времени19 ,времени либо чрезвычайно замедленном20 , либо очень сжатом и насыщенномсобытиями; также его связывают с философскими представлениями Достоевского о природе времени вообще или говорят о стремлении всё сопоставить водновременности21 .
Однако практически такими же характеристиками пользуются исследователи авантюрного романа22 .17Джоунс М. Романтизм в творчестве Ф. М. Достоевского: «Неточка незванова» и «Матильда» Эженасю // Достоевский: Дополнения к комментарию / Под ред. Т. А. Касаткиной. — М.
: Наука, 2005.18Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского. — М. : ГАХН, С. 56.19Казаков А. А. Ценностная архитектоника произведений Ф. М. Достоевского. — Томск : Изд-во Том.ун-та, 2012. — С. 150.20Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского. — Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1989. —С. 17.21См.: Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.
— М. : Художественная литература, 1972; Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. —1978. — № 3.22Мошенская Л. Мир приключений и литература // Вопросы литературы. — 1982. — № 9. — С. 182–183;Вулис А. З. В мире приключений. Поэтика жанра. — М. : Советский писатель, 1986. — С. 237.9Такое восприятие времени соответствует открытой структуре бульварного романа — т. е. авантюрного романа, издающегося по частям, для которого характерна установка на развлекательное повествование.
Подобный жанрне подразумевает непременной целостности структуры: это объясняется каксериальным способом издания, так и самой фактурой сюжета, похожей на калейдоскоп приключений и случайностей. Фельетонный роман также не подразумевает целостных образов героев: для их понимания читателю достаточнолишь моральной оценки («хороший»/«плохой»), что не подразумевает верность характера самому себе на протяжении всего романа.Все эти особенности так или иначе сказались в творчестве Достоевского.Разумеется, нельзя сводить всё сложное многообразие его художественногомира к бульварной литературе: проблематика его романов значительно глубже, да и образы его героев намного сложнее.
Сравнение творческой манерыДостоевского с бульварным романом, приводимое в данной работе, лишенокакой бы то ни было оценочной составляющей: речь идёт лишь о выявленииряда особенностей его романов, без которых слишком многое в них будетневозможно понять. Хотя с наибольшей очевидностью особенности фельетонного романа выступают в «Униженных и оскорблённых», «Подростке» и«Братьях Карамазовых», они также присутствуют и в романах «Идиот» и«Бесы», которые, однако, обычно интерпретируются в более философском(символическом) ключе.Анализ сюжетов романов «Идиот» и «Бесы», представленный во втором параграфе, подтверждает наличие в них большого количества намеченных побочных сюжетных линий, которые оказались невостребованны впоследствии.
Самыми яркими примерами в романе «Идиот» можно считатьлинию Евгения Павловича (и его отношений с Мышкиным), несостоявшуюся дуэль с участием Мышкина, кражу кошелька у Лебедева и ряд обстоятельств, связанных с Ипполитом и его «необходимым объяснением». Многотаких примеров и в сюжете «Бесов»: с точки зрения целого невостребован10ными оказываются, например, история женитьбы Степана Трофимовича наДаше, несколько сюжетных линий с участием Лизы Тушиной, дуэль Ставрогина и Гаганова-младшего, эпизод с продажей Степаном Трофимовичемрощи.Традиционные интерпретации романа «Идиот» обходят проблему композиции романа, либо ограничиваясь тематическим анализом романа23 , либососредотачиваясь на образе главного героя24 .