Диссертация (Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)". PDF-файл из архива "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Вслед за Себастьяном Фердинанд, увидевший отца, произносит следующиеслова, звучащие уже как более общая интерпретация происходящих в естественном миресобытий и одновременно как отказ от своего прежнего восприятия окружающейдействительности:Though the seas threaten, they are merciful70;67 Шестов Л.
Шекспир и его критик Брандес // Шестов Л. Апофеоз бесчувственности. М, 2000. С. 32.68 Гаспаров М. Л. Избранные труды, Том I. О поэтах. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 531.69 Пер. М. А. Донского. Далее по умолчанию русскоязычный текст пьесы «Буря» приводится по этому переводу.70 Здесь и далее в цитатах из произведений Шекспира, Брука, Пэйнтера, Рэли и Монтеня курсив наш. – Т. Ш.31I have cursed them without cause. (The Tempest, V.1.178)Далее в своем исполненном радости монологе (V.1.200-213) Гонзало обращается ко всемключевым событиям, составляющим фабулу пьесы, и емко характеризует их как частицелостного и благого божественного замысла. Таким образом, перемена к лучшему вшекспировских пьесах, особенно в поздних трагикомедиях, приводит героев кглобальному переосмыслению своей судьбы (С2) и сущности правящей ими высшей силы(С1).Третий тип ситуаций, в которых особенно часто звучат рассуждения героевШекспира о судьбе и воле, – момент принятия судьбоносного решения.
В качествепримера рассмотрим фрагмент монолога Елены, который звучит в конце первой сценыпервого акта пьесы «Конец – делу венец».Our remedies oft in ourselves do lie,Порой мы способны помочь себе сами,Which we ascribe to heaven: the fated skyА вместо этого ожидаем помощиGives us free scope, only doth backwardсвыше.pullЧто бы ни судило нам небо, оноOur slow designs when we ourselves areпредоставляет нам свободу, и лишь неdull71. (All’s Well That Ends Well,дает осуществиться нашим замыслам,I.1.112-115)когда мы сами глупы (или:«нерешительны»)72.Особого внимания в этом монологе заслуживают в контексте данной работы следующиеслова: “…The fated sky/ Gives us free scope”.
Исходя из того, что в Оксфордском словареслово “fated” трактуется на примере данной реплики как «наделенный властьюопределять судьбу» (“invested with the power of fatal determination”)73, можно перевестиэту фразу следующим образом: «Небеса, предопределяющие будущее, предоставляютнам свободу действия». Это утверждение содержит парадокс, привлекающий к себевнимание, в частности, благодаря аллитерации: “fated sky” – “free scope”. В целом же71 Приведем для сравнения один из поэтических переводов, значительно искажающий, на наш взгляд, смыслоригинала:Когда помочь себе ты можешь сам,Зачем взывать с мольбою к небесам?Нам выбор дан.
Те правы, что посмели;Кто духом слаб, тот не достигнет цели (М. А. Донской).72 Так как существующие переводы достаточно сильно искажают смысл оригинала, привожу наш (Т. Ш.)прозаический перевод.73 Oxford English Dictionary оn CD-ROM, 2nd ed. Vers.4.0. [Электронный ресурс] Oxford: Oxford University Press,2009.32особое значение этих строк в структуре пьесы подчеркивается тем, что они образуютпервый катрен сонета, где героиня четко формулирует свое намерение, от которого неотступится вплоть до самого финала. В этом парадоксальном сочетании представлений опредопределении (‘sky’ может рассматриваться в данном контексте одновременно какметафора высшей силы и как метонимия небесных светил) и о свободе воли можноусмотреть отражение той тенденции к компромиссу в области богословия и религиозныхпрактик, которая в начале 17-го века возобладала в религиозной мысли Англии.Наконец, четвертый тип ситуаций, мгновенно актуализирующих существующие вовремена Шекспира концепции судьбы и воли, – появление духов, ведьм, прорицателей.
Всвязисэтимиэлементамисюжетавпьесахвстаютвопросыосущностисверхъестественных сил, действующих в человеческой жизни, о том, имеют ли ониреальную власть над волей человека, означает ли знание о предстоящих событиях ихполную предопределенность, и целый ряд других вопросов, которые волновалифилософов и теологов со времен античности74.
Кратко рассмотрим основные подходы,существующие в современной литературе, к анализу пророчеств в шекспировских пьесах.Дж. Уилдерс приходит в своей работе к следующему выводу: точность исполненияпророчеств в сюжете хроник Шекспира позволяет утверждать, что в них находитотражение идея жесткого детерминизма, предельно ограничивающего свободучеловеческой воли. Не зная своей доли или руководствуясь лишь обрывочными знаниямио будущем, герои каждым своим действием приближают то, что уготовано судьбой75. Приэтом пророчества оказываются, в сущности, бесполезными. Герои прибегают кпредсказаниям и молитвам в надежде оказать воздействие на ход событий, нопространство, отведенное их воле, слишком мало, чтобы они могли что-то изменить всвоей судьбе (С2, С3). По мнению исследователя, обращение Шекспира к оккультнымпрактикам, связанным с попыткой узнать будущее и воздействовать на него, обусловленоне столько внутренними требованиями сюжета, сколько неимоверным интересом егоаудитории ко всякого рода предсказаниям и предсказателям76.74 См., например, Цицерон «О дивинации» и спор с ним Августина в трактате «О граде Божием» (АвгустинАврелий.
О Граде Божием. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 222-229).75 Wilders, John. Op. cit. Pp. 43-44.76 Ibid. P. 64.33К практически противоположному выводу приходит Т. Дж. Хоран77. В своейдиссертации он доказывает, что предсказания и пророчества вовсе не исключают свободуволи в пьесах Шекспира. Кроме того, он утверждает, что они, как правило, являютсяважнейшими структурными элементами в композиции сюжета отдельных произведенийи целых циклов пьес78. Так, предсказание короля о восстании Нортумберлэнда в хронике«Ричард II» (Richard II, V.1.55-68) сбывается в первой и второй частях Генриха IV.Отводя существенную роль в шекспировском мире Провидению и оккультнымсилам, Хоран в то же время показывает, что человек способен избежать уготованной емуучасти79. В качестве примера автор приводит пророчество Маргариты в «Ричарде III» окоролеве Елизавете, которое сбывается не полностью благодаря разумным действиямсамой героини и ее сына.
Маргарита предсказывает, что королева умрет бездетной,однако один из ее сыновей – Дорсет – избегает гибели: он присоединяется к Ричмонду,таким образом принимая сторону Бога и оказывая сопротивление направленным противнего дьявольским силам80. Анализируя шекспировские хроники, автор приходит к выводуо том, что героем, который проявляет наибольшую независимость от внешних сил в своихрешениях и действиях, является Генрих V81. При первом появлении в роли монарха юныйкороль заявляет о своем намерении действовать назло пророчествам (“to frustrateprophesies” – Henry IV, Part 2, V.2.127) и добивается успеха.Рассмотрев четыре основных типа ситуаций, в которых вопросы судьбы и волиобретают особую актуальность в пьесах Шекспира, перечислим те типы высказываний,которые могут как имплицитно, так и эксплицитно выражать целую совокупностьпредставлений о соотношении судьбы и воли и которые, следовательно, заслуживаютнашего пристального внимания:- слова, которые произносит герой в момент принятия особенно важного решения;- интерпретация произошедших событий в аспекте причины и/или цели;- непосредственное обращение к высшей силе (С1), которой герой приписываетвласть над своей судьбой (С2);Ногаn, Timothy J.
"То Frustrate Prophecies": Free Will and Occult Prognostication in Shakespeare's History Plays. PhDDissertation. New York: St. John's University, 2001.78 Ibid. P. 280.79 Ibid. P. 282.80 Ibid. P. 288.81 Ibid. P. 282.7734- философские умозаключения о соотношении судьбы и воли;- предсказания, пророчества и словесная реакция на них;- проклятие, благословение;- молитва.Предварительный анализ перечисленных ситуаций и типов высказываний в рядешекспировских пьес («Тит Андроник», «Ричард III», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатаяночь», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Мера за меру», «Конец – делу венец»,«Тимон Афинский», «Буря») показал, что большинство вопросов и частных проблем,которые ставятся в шекспировских пьесах в связи с проблемой судьбы и воли, можносистематизировать при помощи следующей схемы.Все вопросы, которые при этом возникают, сводятся к попытке понять, в какихотношениях находятся сверхъестественные силы (в том случае, если их существованиепризнается), естественный мир (включая звезды) и сам человек (его воля) к человеческойсудьбе (п.
1, 2, 3) и друг к другу (п. 4, 5, 6). В рамках каждой из сосуществующих в эпохуШекспира философско-теологических концепций судьбы и воли эти вопросы неизбежноставились, обсуждались и получали свои более или менее четкие ответы. При этом однии те же вопросы могли оказываться как в центре, так и на периферии каждого отдельногоучения.Рассмотрению культурно-исторического контекста рассуждений шекспировскихперсонажей о судьбе, выявлению наиболее устойчивых и влиятельных концепций,которые особенно часто находят отражение в творчестве драматурга, посвященследующий раздел данной главы.351.3. Рассуждения о судьбе в контексте философско-теологических диспутовэпохи ВозрожденияВ целом ряде исследований82, посвященных философии и литературе Возрождения,отмечается множественность концепций судьбы и воли, сосуществовавших напротяжении эпохи.