Память и нарратив в современной английской литературе - М. Эмис и Дж. Барнс
Описание файла
PDF-файл из архива "Память и нарратив в современной английской литературе - М. Эмис и Дж. Барнс", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиПЕРЕХОДЦЕВА ОЛЬГА ВСЕВОЛОДОВНАПАМЯТЬ И НАРРАТИВВ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:М. ЭМИС и ДЖ. БАРНССпециальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)Авторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква – 2013Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы и журналистики Институтафилологии и журналистики Саратовского государственного университетаим.Н.Г. ЧернышевскогоНаучный руководитель:доктор филологических наук, доцентКабанова Ирина ВалерьевнаОфициальные оппоненты:Гениева Екатерина Юрьевна,доктор педагогических наук,Всероссийская государственная библиотекаиностранной литературы им. М.И.
Рудомино,генеральный директорМуратова Ярослава Юрьевна,кандидат филологических наук,Литературный институт им. А.М. Горького,старший преподаватель кафедры иностранных языковВедущая организация:Пермский государственный национальныйисследовательский университетЗащита состоится «____» ___________ 2013 года в ____ часов на заседаниидиссертационногосоветаД.501.001.25приМосковскомгосударственномуниверситете им. М.В. Ломоносова по адресу: ГСП-1, 119991, г. Москва, Ленинскиегоры, МГУ им.
М.В. Ломоносова, 1-й учебный корпус, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственногоуниверситета им. М.В. ЛомоносоваАвтореферат разослан «____» __________ 2013 годаУченый секретарьдиссертационного совета,кандидат филологических наук, доцентСергеев А.В.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫНастоящая диссертация посвящена вопросу о том, как обращение кпроблематике индивидуальной памяти влияет на организацию повествования влитературном произведении.В сегодняшнем информационном обществе многие ощущают кризис памяти,угрозу утраты прошлого. Переизбыток информации рождает страх забвения; по меретого, как осознается хрупкость и ненадежность живой человеческой памяти,создаются гигантские архивы памяти искусственной.
Эти объективные процессыактуализируют в гуманитарном знании интерес к проблематике памяти, стимулируютизучение памяти в культурах прошлого и в настоящем. Разрабатываютсяклассификации типов памяти, постигаются ее внутренние механизмы, глубжеосознается роль памяти в познании, в функционировании культуры, в литературномтворчестве.Считается, что в литературе ХХ века первыми дали современную постановкупроблематики памяти М. Пруст и Х.Л. Борхес.
В английской литературе рубежа ХХXXI вв. растет число произведений, в которых предметом изображения становитсяработа индивидуальной, или автобиографической, памяти. Параллельно, начиная с1980-х гг., идет развитие междисциплинарной области исследований памяти, в рамкахкоторой осмысляется внутреннее единство двух антропологических механизмов дляработы со временем – памяти как средства сохранения и передачи живого опыта инарративакаксредстваорганизациисодержимогопамяти;утверждаютсяпредставления о нарративной природе памяти, выдвинутые с позиций философииПолем Рикером1 и с позиций психологии – Джеромом Брунером2. Они же показали,что процесс самоидентификации личности есть по существу процесс нарративизациипамяти. Этот комплекс основополагающих для нашего подхода идей о связи трехметакатегорий (память – нарратив – идентификация) разрабатывается сегодня вразных гуманитарных дисциплинах.Рикер, П.
Время и рассказ. В 2 т. Т. 1. Интрига и исторический рассказ / Пер. Т. В. Славко.М.; СПб.: Университетская книга, 1998; Рикер, П. Память, история, забвение / Пер. с фр. И.И. Блауберг. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004; Ricoeur, Paul. Narrative Identity //Philosophy Today. 35:1. Spring, 1991. P. 73-81.2Bruner, Jerome. Actual Minds, Possible Worlds. Cambridge, Mass.: Harvard University Press,1985; Bruner, Jerome.
The Narrative Construction of Reality // Critical Inquiry. №18. 1991. P. 121; Bruner, Jerome. Life as Narrative // Social Research. Vol. 7. № 3. 2004. P. 691-710.13В литературоведческих исследованиях чаще всего речь идет об одной из формколлективной памяти – исторической или культурной, памяти жанра; режелитературные произведения рассматриваются с точки зрения воплощения в них техилииныхфилософских,научныхконцепцийпамяти3.Посколькукаждыйхудожественный текст так или иначе воплощает работу индивидуальной памяти, этапоследняяявляетсявездесущим,трудноуловимымобъектомдлялитературоведческого исследования. Интерес к репрезентации индивидуальнойпамяти пока осуществляется в литературоведении прежде всего в исследованияхжанра автобиографии4, в котором рефлексия над проблемами памяти являетсяорганичнойжанровойсоставляющей;поэтомунашеисследование,такжевключающее в себя образцы автобиографического письма, ограничивается и в жанреромана произведениями со сходной повествовательной формой, то есть романами, вкоторых повествование идет от первого лица и очевидно вращается вокругпроблематики индивидуальной памяти.
Нас интересует то, как повествовательнаяорганизация литературного произведения, сюжет и композиция, вся образная системаобнаруживают зависимость от авторской концепции памяти.Актуальность исследования состоит, таким образом, в попытке интегрироватьсовременные представления об индивидуальной памяти в литературоведческийанализ, прежде всего на уровне анализа повествовательной структуры текста.Выработанные в теории представления о единстве памяти и нарратива определяютвзаимообусловленность двух сторон анализа: нарратив становится материалом длявыявления воплощенной в нем концепции памяти, а концепция памяти помогаетраскрыть особенности нарратива.Объектом исследования является влияние авторских концепций памяти наспособы организации автонарратива, или повествования от первого лица, в3King, Nicola.
Memory, Narrative, Identity: Remembering the Self. Edinburgh: EdinburghUniversity Press, 2000; Wolf, Philipp. Modernization and the Crisis of Memory: John Donne toDon DeLillo. Amsterdam; N.Y.: Rodopi, 2002; Witmarsh, Tim. Narrative and Identity in theAncient Greek Novel: Returning Romance. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.4Olney, James.
Memory and Narrative: The Weave of Life-writing. Chicago: University of ChicagoPress, 1998; Brockmeier, Jens, Carbaugh, Donal A. Narrative and Identity: Studies inAutobiography, Self and Culture. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company,2001; Fivush, Robyn, Haden, Catherine A. Autobiographical Memory and the Construction of aNarrative Self: Developmental and Cultural Perspectives. L.; N.Y.: Routledge, 2003.4творчестве ведущих современных английских писателей Мартина Эмиса и ДжулианаБарнса.Предмет исследования – конкретные воплощения связки «память-нарратив» вхудожественных текстах с повествованием от первого лица, что включает в себянеобходимость внимания к следующим моментам. Следует выявить, во-первых,представления автора о процессах памяти и забывания; во-вторых, удельный вес изначение проблематики памяти в произведении; в-третьих, влияние художественногоизображения механизмов памяти на общую структуру повествования, и, наконец,установить зависимости между жанром произведения и приемами уподобленияавтонарратива механизмам автобиографической памяти.Цель работы в свете вышесказанного может быть сформулирована каквыявлениеисистематизациязависимостеймежду обращениемписателякпроблематике индивидуальной памяти и способами ее воплощения в нарративе отпервого лица.Поставленной целью определяются задачи исследования:•Дать очерк современных концепций памяти и нарратива по отдельности и в ихточках пересечения в рамках нарративной психологии, и создать тем самымтеоретический инструментарий для практического исследования.•Выявить моменты сходства и различия в обращении Барнса и Эмиса кпроблематике памяти: ее удельный вес в произведениях, ее влияние на организациюнарратива и соотнесенность с концепцией личности у этих авторов.•Проанализировать роман «Деньги» и автобиографию «Опыт» Эмиса с точкизрения проблематики памяти и способов ее воплощения в нарративе.•Проанализировать в том же ключе автобиографическую книгу Барнса «Нечегобояться» и роман «Предчувствие конца».Методологияисследованияопределяетсяпоставленнымизадачамиисинтезирует традиционные методы академического литературоведческого анализа,прежде всего положения нарратологии (Р.
Якобсон, Ж. Женнет, Ю.М. Лотман, В.Шмид и др.) с идеями, высказанными в указанной выше группе работмеждисциплинарной направленности, которые исследуют взаимосвязь памяти инарратива. Эти последние базируются на идеях, высказанных Полем Рикером вмонументальном труде «Время и рассказ» («Temps et récit», 1983-85) и развитых в5последующихработахфранцузскогофилософа,иравнымобразомнанарратологической модели субъекта Джерома Брунера, которая изложена впрограммных статьях и монографиях американского психолога 1980–2000 гг. Такжеучтен опыт отечественного литературоведения в обращении к проблематике памяти,преимущественно на материалах русской литературы.5Научная новизна исследования состоит в том, что, ставя вопрос о влияниипроблематики памяти на повествовательную структуру, оно способствует развитиюприемов нарратологического анализа литературного произведения.