Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения". PDF-файл из архива "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
МакКормик приводитнесколькоубедительныхпримеров,демонстрирующихвозможностиплодотворного анализа житийных текстов, в сочетании, например, с7Travel in the Byzantine World, Papers from the Thirty-fourth Spring Symposium of Byzantine Studies,Birmingham, April, 2000. Ed. By R. Macrides. Newcastle-upon-Tyne, 2002 (далее: Travel).8Pilgrimage in the Byzantine Empire: 7th–15th Centuries. Dumbarton Oaks Symposium 2000//DOP.Vol. 56, 2002.9McCormick M.
Byzantion on the Move: Imagining a Communications History // Travel, р. 3-33.9археологией. Несмотря на очевидную легендарность многих текстов игероев, детали странствий для своих протагонистов агиографы старались, повозможности, заимствовать из реальности. И в этом смысле житийныепутешествия отличаются от тех, что изображены в византийских романах XIIв.,действительновоспроизводящих весьмаусловноегеографическоепространство.Большинство статей сборника Travel in the Byzantine World посвященоконкретно-историческим фактам, касающимся путешествий.
Это вопросысостояния дорог, сухопутных и морских транспортных возможностей,качество флота, навык византийских моряков, маршруты, сроки путешествийи т.д. Что касается паломничества, то в выпуске Dumbarton Oaks Papersпредставлены некоторые отдельные аспекты проблемы, как например,региональное паломничество10, посещение чудодейственных мощей с цельюисцеления11 или посещение здравствующего святого12. Из материалов с болееобщей темой выделяется статья М.
Каплана «Паломничества святых всредневизантийскую эпоху (VII-XII вв.)»13, которая полностью основана нажитийных текстах и представляет собой обзор самых ярких паломническихпутешествий,описанныхвагиографии.Авторконцентрируетсянаразнообразных причинах, которые побуждают людей отправляться в дальнийпуть, фиксирует основные центры притяжения паломников, анализируетсложности пути, отмеченные в текстах.
В этой работе важно и ново то, чтоавтор выделяет проблему, связанную с терминологией, использованнойсамими византийцами для обозначения паломника или паломничества. Висследуемыйпериодтрудновыделитькакое-тооднозначноиспользовавшееся слово, и не ясно, можно ли считать паломничеством то,что обозначено словами ξενιτεία или ὁδοιπορία, или, например, глаголом10Foss C.
Pilgrimage in Medieval Asia Minor// DOP. Vol. 56, 2002. P. 129-151.Talbot A.-M. Pilgrimage to Healing Shrines: The Evidence of Miracle Accounts// DOP. Vol. 56, 2002.P. 153-173.12Greenfield R. Drawn to the Blazing Beacon: Visitors and Pilgrims to the Living Holy Man and theCase of Lazaros of Mount Galesion//DOP. Vol. 56, 2002. P.
213-241.13Kaplan M. Les saints en pèlerinage à l'époque mésobyzantine (7e-12e siècles)// DOP. Vol. 56, 2002. P.109-127.1110κυκλεύω. Получается, что сами для себя византийцы не строго выделялиданный тип путешествий из всего их разнообразия. По крайней мере, вагиографии святые могли осуществлять какие-то паломничества в рамкахкаких-то других путешествий, или в пределах одного большого путешествиясочетать хозяйственно-деловые цели и желание поклониться определеннымили случайно попавшимся святым местам. Также Каплан делает однонебольшое, но очень ценное замечание в наиболее важном для нас аспекте - олитературном воплощении пути. Наблюдение касается характера описанийтех святых мест, куда идет герой, и заключается в том, что авторы всегдагораздо больше пишут о самом пути, чем описывают собственно цельпутешествия.В 2001 г.
вышла еще одна статья о средневизантийском паломничестве:«Византийское паломничество в Святую землю с VIII по XV вв.»14. Э.-М.Тэлбот оценивает как недостаток отсутствие в упомянутой нами книгеКюльцера«PeregrinatiograecainTerram Sanctam»агиографическихисточников и предлагает обзор текстов, которые могут быть полезны дляпополнения наших знаний о состоянии паломничества в Святую землю послетого, как Византия потеряла эти территории. Автор убедительно доказывает,что привлечение житийных источников действительно необходимо, так каксобственно паломничеств или итинерариев у нас ничтожно мало. И это самопо себе ставит вопрос, на который сегодня не существует однозначногоответа15.
Таким образом, если проигнорировать и агиографию, то можноприйти к выводу, что в какие-то периоды вообще прекратились какие-либопутешествия,включаяпаломнические.Однако,дажеповерхностноезнакомство с паломничествами, упомянутыми в жизнеописаниях святых,позволяет расширить горизонты наших представлений об этом явлении. Впервую14очередь,становитсяочевиднымзначительноеколичествоTalbot A.-M. Byzantine Pilgrimage to the Holy Land from the Eighth to the Fifteenth Century // TheSabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present, ed. J.
Patrich. Leuven,2001. P. 97–110 (далее: Talbot A.-M.).15Подробнее об этом см. гл. 4, с. 144.11паломничеств, их можно насчитать порядка тридцати. Во-вторых, оченьважно отношение к ним, отразившееся в текстах. Агиографы не пишут опаломничестве как о чем-то из ряда вон выходящем, а как о вполнеобыденной практике.Как мы показали, самое главное, что объединяет все вышеупомянутыеработы,этособственнореставрироватькакие-тоисторическийаспект.фактическиеВсеониособенности,стремятсякасающиесяпутешествий.
Помимо них есть несколько статей, которые написаны с болееширокой культурологической позиции, где путешествия представлены каксоциальный феномен, а также оценивается их восприятие обществом. Самыйяркий пример - статья К. Галатариоту, которая так и называется«Путешествие и восприятие в Византии»16, но она, к сожалению, нерассматривает ни одного житийного источника.
Основываясь на несколькихпамятниках XII в., где есть описания путешествий, исследовательницаприходит к выводу, что общее отношение к ним было отрицательным, ивизантийцывоспринималинеобходимостькакой-либопоездкикакнеприятность, грозившую множеством опасностей17. Однако, такой тезиспозднее был оспорен. Несмотря на то, что данное диссертационноеисследование не посвящено вопросу восприятия путешествий, наблюдения,сделанные в нем, также поддерживают противоположное мнение.Что касается непосредственно агиографических источников, то по нимсуществует статья 1999 г. С. Эвфимиадиса «Воображаемые и реальныепутешественники в Византии VIII, IX и X вв.»18, где автор рассматриваетагиографические путешествия в историческом контексте повседневнойжизни.Онобстоятельств,представляеткраткийспособствовавшихили,обзорконкретно-историческихнаоборот,препятствовавшихпередвижению людей в период VIII – X в., а также анализирует отражение16Galatariotou C.
Travel and Perception in Byzantium //DOP. Vol. 47, 1993. P. 221-241 (далее:Galatariotou).17Подробнее см. гл. 4, стр. 143.18Euthymiades S. Νοεροί και πραγματικοί ταξιδιώτες στο Βυζάντιο του 8ου, 9ου και 10ου αιώνα//Byzantina 20, 1999. P. 155-165 (далее: Euthymiades).12этих движений в агиографической литературе. Он выделяет круг текстов,которыеможноназвать«путешествующейагиографией»,посколькупутешествия в них составляют основное содержание. Помимо основныхперсонажей в этих произведениях, автор говорит и о читателях как ополноправныхгерояхэтойлитературы,посколькулитературныйпроцесс,безнихнельзякоторыйвсегдапредставитьполноценныйдвусторонен.По мнению С.
Эвфимиадиса, эти путешествия былинеобходимы читателям как средство эскапизма, как возможность хотя бымысленно преодолеть географическую замкнутость жизни. Такое явление влитературе отражало стремление людей увидеть мир за пределамипространства своей привычной жизни. Несмотря на то, что в этой статьезатрагиваются сугубо литературные вопросы, там нет анализа того, какименно описываются эти странствия.Более специальное внимание литературоведческому анализу уделяетсятолько в двух работах: статья М. Маллетт «В опасности на море: литературао путешествиях и непредвиденные обстоятельства»19 и небольшая глава опутешествиях в книге Т.
Пратша «Агиографический топос: греческие житиясвятых в средневизантийское время»20.ФундаментальноеисследованиеТ.Пратшапредставляетсобойогромный систематический каталог агиографических топосов, а такжесодержит оценку их значения в формировании и развитии житийнойлитературы. Автор рассматривает многочисленные путешествия святых какодин из устойчивых мотивов и приводит их классификацию, беря за основуцель или, в отдельных случаях, причину, побудившую героя отправиться впуть.
Выделяются четыре основных типа: странствия без определенногопункта назначения, путешествие в конкретное место, путешествие к святымместам и к святым людям. Такая классификация позволяет получитьнекоторое общее представление о житийных путешествиях, но в целом19Mullett M. E. In Peril on the Sea: Travel Genres and the Unexpected// Travel, р. 259–284 (далее:Mullett).20Pratsch, s.
147-160.13выглядит достаточно условной, впрочем, как и любая другая классификация,основанная на анализе по одному параметру. Пратш и сам указывает, чтообозначенные типы очень часто смешиваются. Ведь хождение в Иерусалим –это и путешествие с определенным пунктом назначения, и паломничествоодновременно. Кроме того, по пути в Иерусалим святые могут посещатьсколько угодно других мест и людей, а иногда путь становится такимдлительныминеорганизованным,чтопостепенноприобретаетвидстранничества, поскольку в данном случае герой не отличается от техстранников, которые все время бродят от одной святыни к другой.Рассматривая такую классификацию, надо отметить, что, с однойстороны, это вполне литературоведческий подход, так как топос – частьименно литературы, но с другой стороны, в этой главе совсем непредставлено литературное воплощение этих путешествий, как именно ониописываются, насколько кратко или подробно, на чем расставлены акценты ит.д.
В ходе диссертационного исследования мы показываем, что путешествиямогут быть описаны весьма по-разному.Единственноеисследование,построенноенасугуболитературоведческом подходе, это статья М. Маллетт в уже упомянутомвыше выпуске Dumbarton Oaks Papers за 2002 г., где автор исследует мотивморских приключений и опасностей в различных жанрах византийскойлитературы, его функцию в этих жанрах и собственно форму, т.е.
как именноэтот мотив воплощается в текстах. При этом значительную часть составляютнаблюдения именно по интересующему нас периоду.Сравнивая морские приключения в античном и византийских романах,в агиографии и в эпистолографии, автор отмечает как сходства, так иразличия в использовании мотива путешествий. Общей для романов иагиографии является исключительная важность этого мотива для составлениясюжета.Кораблекрушения,похищенияпиратами,бурииштормыобеспечивают разворачивание сюжета.