Диссертация (Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова)), страница 31
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова)". PDF-файл из архива "Онирический мотив - структура и особенности функционирования (Огненный Ангел В.Я. Брюсова)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 31 страницы из PDF
Границы онейросферы столь широки(онирическая составляющая основных событий, характер аффектов), чтотекст романа можно назвать онирическим. Топос мотива характеризуют такиегруппы сравнений, как «лабиринт», «тюрьма», «бездна», блок «море, корабль,ветер,шторм».Реализацияонирического141мотива,представленнаяв«Огненном ангеле», обладает актантами с характеристиками «опьянение»,«безумие», «растения», «дети», «статуарность», «болезнь», «мертвенность»,«пытка», «казнь», причем перечисленные группы сравнений (особеннопоследние две, являющиеся скорее предикатом, чем атрибутом) могуторганизовывать мотивную ситуацию. Мотивная ситуация же может бытьсвязана с группами сравнений «омертвение», «дезориентация», «власть»,«охота».Сам же онирический мотив в романе Брюсова «Огненный ангел» какструктуру, состоящую из предиката (пребывание в переходном состояниисознания);топоса,обладающегопризнаками«выгороженности»,«бесформенности», «безмолвия», «шума», «холода» / «жара, духоты»;хроноса (преимущественно ночь); актантов, атрибутами которых являются«статуарность» / «неестественная гибкость», «омертвение» / «оживление»,«опьянение», «страх».
Такие характеристики, как «безмолвие», «шум»,«холод» / «жар, духота» относятся к онирическому топосу, но одновременноявляются признаками еще одного актанта, собственно организующего этоттопос. Онирический мотив прикрепляется к образам разных героев и, какможно заметить, играет конституирующую роль в тексте романа.На уровне художественной стратегии столкновение разных традицийинтерпретации онирического является механизмом моделирования сюжета,одним из способов привлечения читательского интереса и инструментом дляобеспечения плюрализма точек зрения, который должен быть снятвдумчивым читателем.
Онирический мотив, таким образом, выступает каксредство кодирования текста, рассчитанного на разные уровни понимания, ипозволяет фильтровать читательскую аудиторию.142Список литературы.1. Абрамович С. Д. Женские образы в исторических романах В.Я.Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. Ереван,1985. - С.114-125.2. Абрамович С. Д. Историческая проза В.Я. Брюсова // Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата филологическихнаук. Львов, 1974.3. Абрамович С.Д. Вопросы историзма в романе В.Я. Брюсова «Огненныйангел» // Вопросы русской литературы.
Вып. 2 (22). Львов, 1973. С.8894.4. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.П., Гринцер П.А.,Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох //Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественногосознания. М., 1994.5. Акатова О.И. Поэтика сновидений в творчестве М.А.Булгакова:Автореф. дисс ... канд. филол. наук. Саратов, 2006.6. Акатова О.И. Поэтика сновидений в творчестве М.А.Булгакова: Дисс...канд. филол. наук. Саратов, 2006.7. Ашукин Н.С., Щербаков Р.Л., Брюсов.
М., 2006.8. Бальмонт К.Д. Лунная гостья //Мистика Серебряного века /Сост.И.Панкеев М., 2002 С.200-204.9. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996.10. Белецкий А.И. Первый исторический роман В. Я. Брюсова // Ученыезаписки Харьковского пед. ин-та.
Харьков, 1940. Т. 3. С. 5-32 ИлиБелецкий А.И. Первый исторический роман В. Я. Брюсова //http://az.lib.ru/b/brjusow_w_j/text_0370-1.shtml11.Белецкий А.И.Избранные труды по теории литературы. М.,1964.12.Белов С.В. Статья А. Бема о традициях Пушкина в творчествеДостоевского// Русская литература XIXв. Вопросы сюжета икомпозиции. Горький, 1972. С.
106-107.13.Белый А. Начало века. М., 1990.14314. Белый А.Огненный ангел // Весы.1909.№9. С.91-93.15.Бем А.Л. К уяснению историко - литературных понятий //Изв. Отд. Рус.яз. и лит-ры АН. 1918 Т.23 Кн.1 СПб., 1919 С. 225-245.16. Бенькович М.А. «Огненный ангел» Валерия Брюсова: этапинтеллектуальной дуэли // Из истории русской литературы илитературной критики.
Вопросы русского языка и литературы:Межвузовский сборник. Кишенев, 1984. С. 18-36.17. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1987.18. Богданов А.А. «Красная звезда» Л.-М., 1925.19.Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001.20.Брюсов В.Я.
Земная Ось. Рассказы и драматические сцены. М., 1907.21. Брюсов В.Я.Огненный ангел СПб., 2006.22. Введение в литературоведение: учебник для студ. высш. учебн.заведений / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред.Л.В. Чернец. М., 2010.23.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.,1940.24.Веселовский А.Н. Избранное: ИсторическаяВеселовский; сост. И.О. Шайтанов. М., 2006.поэтика/А.Н.25.Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения. Проблема поэтики.СПб.,2002.26.Волошин М.А. Театр как сновидение // Волошин М.А. Ликитворчества. М., 1988.С.394-355.27.Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М. 1994.28.Генис А. Поле чудес.
Виктор Пелевин// Генис А. Иван Петрович умер.Статьи и расследования. М., 1999. С. 113-122.29.Гершензон М.О. Сны Пушкина: сб. первый/под ред. Н.К. ПиксановаМ., 1924.30.Гёте И.В. Об искусстве. М., 1975.14431.Гуревич Л.Дальнозоркие // Русская мысль. 1910. Кн.3. С. 143-155.32.Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.33.Диккенс Ч.Собр. соч.: В 30 т. М., 1963 Т.1234.Добролюбов Н.А.Собрание сочинений: В 3 т. М.,1952 Т.235.Докукина М.А. Парадигма концепта "сон" в русских былинах //Лингвофольклористика. Курск, 2004.Вып.8.С.47-55.36.Достоевский Ф.М.
Собр. соч.: В 10 т.М., 1957 Т.5.,Т.1037.Дрейфельд О.В. Воображаемый мир героя как понятие теоретическойпоэтики// Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наук. М, 2015.38.Друскин Я. Сны. // Даугава, 1990 №3. С.114-121.39. Ельницкая Л.М.
Своеобразие историзма в романе Валерия Брюсова«Огненный ангел» // Научные труды Тюменского государственногоуниверситета. Сб. 30. Проблемы мировоззрения и метода. Тюмень,1976. С. 58-76.40. Ельницкая Л.М. Сновидения в художественном мире Лермонтова иБлока: миф о демоне// Сон – семиотическое окно. Сновидение исобытие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст.XXVIВипперовские чтения. М., 1993.С.109-113.41. Ерофеева Н.Н.
Сон Татьяны в смысловой структуре романа Пушкина«Евгений Онегин» // Сон – семиотическое окно. Сновидение и событие.Сновидение и искусство. Сновидение и текст.XXVI Випперовскиечтения. М., 1993.С.96-108.42. Жирмунский В. М. Метафора в поэтике русских символистов.
//http://magazines.russ.ru/nlo/1999/35/zhir.html43.Жолковский А.К. Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности.М., 1996.44.Иванов В.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994С.199-217.45.Изотова Е.С. Мотивный комплекс "сон – бессонница" в лирике Ф.И.145Тютчева // Культура и текст 2005.Барнаул, 2005.
Т. 1.С. 132-140.46.Ильев С.П. Русский символистский роман. Аспекты поэтики. К.,1991.47.Ильин И.П. Метарассказ // Западное литературоведение ХХ века.Энциклопедия, гл.ред. Цурганова, Е.А., М., 2004. С.251-253.48. Калениченко О.Н."Сон смешного человека" Ф.М. Достоевского влитературе Серебряного века // Диалектика рационального иэмоционального в искусстве слова.
Волгоград, 2005. С. 238-244.49. Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л., 1934.50. Камышова А.Е.Сравнение и его функции в структуре прозаическоготекста (на материале прозы В.Брюсова): Дис…канд.филол. наук. СПб.,2006.51.Каневская М. История и миф в постмодернистском русском романе//Известия АН. Серия литературы и языка. 2000 Т.59 №2 С. 37-47.52. Карасев Л.В.в «Метафизике сна»: «Сон всегда помнит о смерти» //Сон – семиотическое окно. Сновидение и событие.
Сновидение иискусство. Сновидение и текст.XXVI Випперовские чтения. М., 1993.С.135-143.53. Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы М., 1910.Т.3,Вып.2.54. Кондратьев Б.С. Сны в художественной системе Ф.М. Достоевского.Мифологический аспект, Арзамас, 2001.55. Коробкова А.А. Свободные мотивы в эпическом произведении :наматериале повестей Н.С. Лескова // Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2009.56.Краснов Г.В.
Мотив в структуре прозаического произведения: Кпостановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980.С. 69-81.57.Краснов Г.В. Сюжет, сюжетная ситуация // Литературоведческиетермины (материалы к словарю). Коломна,1997 С. 47-49.58.Кузмин М. О прекрасной ясности: Заметки о прозе // Аполлон. 1910.
№1464. С.5-10.59.Кунарев А.А."Ах, батюшка, сон в руку!" (Фрагмент комментария ккомедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та.- М., 2004.N 4. C. 66-69.60.Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.61. Лакшин В. Я. Новые материалы об А. Н. Островском //http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0860.shtml62. Лакшин В.Я. Об отношении Добролюбова к Островскому (по новымматериалам) // Вопросы литературы. 1959. №2. С. 192-195.63.Левинсон А.
Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века, вдвух частях // Современный мир. 1909. № 3. С. 124-126.64.Липовецкий М. Паралогия русского постмодернизма // Новое лит.Обозрение 1998 №2 (30) С. 285-304.65.Литвин Э.С. Эволюция исторической прозы В.Я. Брюсова // Рус. лит.Л., 1968. №2. С.155-162.66. Ломтев С.В.Проза русских символистов. М., 1994.67. Лотман М.Ю. Сон – семиотическое окно // Ю.М.
ЛотманСемиосфера.Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи.Исследования. Заметки СПб.2000 C.123-126.68. Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературеначала XIX века //Учен. Зап. Тартуского гос. ун-та. Вып.365.Тарту,1975.С.120-142.69.Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л. 1969.70.Максимов Д.Е. Поэзия Валерия Брюсова. Л., 1940.71. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта итипологии жанра: на материале русской литературы XIX – начала XXвека: Дис…канд. филол.