Народные названия церковных праздников в русской и болгарской православной традиции, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Народные названия церковных праздников в русской и болгарской православной традиции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
При этом наблюдается, что характерной чертой русскихнародныхгеортонимов-«памятей»являетсязаменагенитивныхформмесяцеслова на номинативные в составе геортонима. В ходе исследованиявыявлено большое количество народных номинаций, где «разрывается» связь стем лицом, в честь которого установлен праздник (ср. календ. Прп. Василия,епископа Парийского, Прор.
Илии, Равноапостольных царя Константина иматери его царицы Елены –> народн. Василий Парийский, Илья пророк, Елена –> народн. Василий теплый, Илья наделящий, Елена-завивальница).В параграфе 2 «Лексико-грамматическая классификация геортонимов,называющихпраздники-памяти»осуществленаклассификациярусскихнародных геортонимов этого типа, выделено 11 групп монокомпонентныхноминаций и 10 групп поликомпонентных номинаций. При разделениигеортонимов на группы и подгруппы учитывались структурные особенности12геортонимической формулы и мотивы номинации.
В результате удалосьустановить следующее: и моно-, и поликомпонентные геортонимы-«памяти» вбольшинстве своем сформировались под действием народной этимологии, втомчислетакназываемой«ассоциативнойхронологии».Данныйсловообразовательный процесс сопровождался процессами: контаминации(Макрида–календ.Прп.Макрины),контаминациииспецифичнойтрансонимизации (Палелей, Палей – календ. Великомученика и целителяПантелеимона), контаминации и сингуляризации (Маковей – календ.
Семимучеников Маккавеев), деминутивации (Марфуша, Ильюшечка, Ильюшка –календ. Мчч. Тимофея и Мавры, Прор. Илии), изменения по роду (Евдокей –календ. Мц. Евдокии). Влияние «ассоциативной хронологии» сказалось напоявлении номинаций, сопровождаемом процессами плюрализации (Сидоры,Филипповки, Петры и Павлы, Святы отцы Абросимы, Ваньки крещенские,Таньки крещенские – календ.
Мч. Исидора, Ап. Филиппа, Славных ивсехвальных… апп. Петра и Павла, Свт. Амвросия, еп. Медиоланского, СоборПредтечи и Крестителя Господня Иоанна, Мц. Татианы и с нею в Римепострадавших). Для отдельной группы наименований характерны признакиэкспрессивности, свойскости, своеобразной интимизации (Ваньки крещенские,Варюха, Маланка, Улька, Акулька, Таньки крещенские – календ. СоборПредтечи и Крестителя Господня Иоанна, Вмц. Варвары, Прп. МеланииРимляныни, Прп. Иулиании, Мц. Акилины, Мц. Татианы и с нею в Римепострадавших),Установлено, что одной из самых многочисленных групп среди народныхполикомпонентных номинаций является группа геортонимов, включающих всвой состав имена прозвищного типа.
Имеются в виду такие геортонимы, какФедор-колодезник, Акулины-гречушницы, Анастасии-овечницы (календ. Вмч.Феодора Стратилата, Мц. Акилины, Вмч. Анастасии Узорешительницы) и др.Интересно, что именно эта группа включает в свой состав наибольшееколичество единиц (187), где имя прозвищного типа не совпадает скалендарным.
Основные внеязыковые факторы, послужившие причиной13появления таких компонентов в составе номинации, следующие: факты житиясвятого, сведения о чудесах, явленных по молитвам, обращенным к нему(Иван-головосек – календ. Усекновение главы… Предтечи… Иоанна), погодныеусловия и последствия погодных изменений (Василий-капельник – календ. Прп.Василия Исповедника), времена года, их смена (Григорий-летоуказатель –календ.
Свт. Григория, еп. Нисского), сезонные изменения во флоре и фауне(Герасим-грачевник), период церковного года (Иван святошной – календ.Собор... Предтечи… Иоанна), приготовление/трата продуктовых запасов (Иванбражник – календ.Собор… Предтечи… Иоанна), народные поверья,«наделяющие» святого определенными «обязанностями» (Евдокия плещиха –календ. Прмц. Евдокии), сельскохозяйственная деятельность (Матренакрапивница – календ.
Мц. Матроны), религиозные обряды и обычаи (Тарасийкумошник – календ. Свт. Тарасия, патриарха Константинопольского),народные обычаи или ритуалы (Иван Купала).В параграфе 3 «Классификационные ограничения в системе народных(обиходных)праздники»геортонимов,указываетсяназывающихнаГосподскиенеобходимостьиБогородичныесвоеобразногоупрощениялитургической классификации праздников-«воспоминаний» при построениилингвистическойклассификациинародных(обиходных)геортонимов,называющих Господские и Богородичные праздники.
Таким образом, вдиссертациипредставленылишьтакиекалендарныепроизводящиенаименования, чьи производные варианты могут быть отнесены к тому илииному разряду геортонимических номинаций без особых затруднений икоторые в силу различных причин получили наибольшее распространение врусской народно-разговорной речи.В параграфе 4 «Лексико-грамматическая классификация геортонимов«воспоминаний» данаклассификациямонокомпонентных (9 групп)иполикомпонентных (8 групп) русских народных (обиходных) геортонимов,называющих праздники-воспоминания (Господские и Богородичные).
Как и вслучае с геортонимами-«памятями», здесь играет роль народная этимология,14однако данный тип геортонимов демонстрирует такую прямую зависимостьгораздореже.сопровождаетсяФормированиепроцессомнародныхгеортонимов-«воспоминаний»трансонимизации:частичной(геортонимстановится хрононимом; ср. русск. пословицу На Сретенье зима с летомвстретилась), и полной, «ослабляющей» связь с самим праздником иустанавливающей новые связи. Однако, в силу различий между денотатамигеортонимов-«памятей» и «воспоминаний», такое «затемнение» выражаетсяиным способом (но также с помощью трансонимизации): народный геортонимможет быть представлен идеонимом (монокомпонентн.
Коляда и др.),хрематонимом (монокомпонентн. Кутья и др.) или являться производным отимен такого типа (монокомпонентн. Сочельник и др.). Формирование народныхгеортонимов-«памятей»новообразованийисопровождаетсятакжевозникновениемновообразований-композитов(монокомпонентн.Водокрещение, Водоосвящение, поликомпонентн. Велик день, Свят день и др.),не характерной для геортонимии аффиксацией (монокомпонентн. Покровенье,Введенщина, Троишна и др.), экспрессивностью (поликомпонентн. Успенькиндень и др.) изменениями рода (монокомпонентн. Сдвижина (календ.Воздвижение… Креста Господня) и др.), персонификацией праздника(монокомпонентн. Троица).
Влияние «ассоциативной хронологии» так же, как ивслучаесгеортонимами-«памятями»,плюрализованныхноминацийспособствует(монокомпонентн.появлениюВодокрещи).Многочисленную группу составляют наименования с ядерным компонентомдень и притяжательным прилагательным на периферии (поликомпонентн.Воздвиженьев день и мн. др.), а также геортонимы, включающие именапрозвищного типа, устанавливающие новые системные связи (Большой Спас,Малая Пречистая и мн.
др.).Несмотря на то, что русские геортонимы, называющие праздники-памяти,и геортонимы, называющие праздники-воспоминания, относятся к различнымтипамонимическогоразряда,темнеменее,мывыделяемобщиезакономерности в структурном (компонентном) составе геортонимической15формулы, общие тенденции формирования, а также сходные черты влексических и морфологических процессах, сопровождающих «явление» ихгеортонимизации.В Главе III «Болгарские православные геортонимы» представленаклассификация болгарских народных (обиходных) геортонимов-«памятей» игеортонимов-«воспоминаний»производящими,выявленывихсопоставлениипроцессы,скалендарнымисопровождающиеформированиенародных геортонимов в болгарском языке.В параграфе 1 «Болгарская традиция именования православныхпраздников-памятей»характеризуютсяосновныеособенностинародныхгеортонимов-«памятей» в болгарском языке: чрезвычайно высокая степеньмодификации (календ.
Свети мъченик Трифон – народн. Трифуня, ПървиТрифунец, Трифун чипия, Трифун зарезан, Зарезан, Зарезановден и др.; календ.Света Мавра – народн. Ай Мавра, Света Черна, Баба Черна, Черняй, Светачерква и др.) и сильное влияние регионального антропонимикона на системупраздничныхнаименований:например,распространениеличныхименХаралампий, Харалампи, Аралампия-вадодушник, Аралан на западе Болгарии иХараламби, Ламби, Ламбо на северо-востоке стало причиной появлениянародных западных геортонимов Аралампи, Араламби, Арала, исеверо-восточных Хараламбо, Хараламбовден.В параграфе 2 «Лексико-грамматическая классификация болгарскихгеортонимов-«памятей» выделено 9 групп (72 единицы) монокомпонентныхноминаций и 16 групп (153 единицы) поликомпонентных номинацийболгарских народных геортонимов.
Формирование народных геортонимов подвлиянием народной этимологии сопровождалось, как и в русском языке,процессами контаминации (Харалам-бей – календ. Св. вмъч. Харалампий),контаминации и сингуляризации (монокомпонент. Макавей – календ. Св. 7мъч. братя Макавеи), деминутивации (Лятна Никулка – календ. Пренасянемощите на свт. Николай…, Света Тудуричка –календ.Св.
Теодор Тирон),изменения по роду (монокомпонентн. Никулица, Тудурица, поликомпонентн.16Лятна Никулка), паронимизации (Врътоломей, Върти-ломи, Върти-сучи –календ. Св. ап. Вартоломей и Варнава). Влияние «ассоциативной хронологии»сказалосьнапоявленииномнаций,сопровождаемомпроцессамиплюрализации (народн. мнокомпонентн. Силвестри, Йеремиите, Петки –календ. Св. Силвестър, Св. прор. Еремия, Св. Параскева Епиватска(Търновска)).