Диссертация (Лингвокогнитивные характеристики основополагающих концептов американской картины мира (на материале произведений американской литературы ХХ века)), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвокогнитивные характеристики основополагающих концептов американской картины мира (на материале произведений американской литературы ХХ века)". PDF-файл из архива "Лингвокогнитивные характеристики основополагающих концептов американской картины мира (на материале произведений американской литературы ХХ века)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Лингвокогнитивные особенности концепта«американский индивидуализм»(на материале романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»).В данном разделе рассматриваются лингвокогнитивные особенностиконцепта«американскийиндивидуализм»72наосновеанализатекстапроизведения художественной литературы – романа Кена Кизи (Ken Kesey)«Пролетая над гнездом кукушки» (One Flew over the Cuckoo’s Nest).Представляется, что анализ текста произведения будет неполным безкраткого изложения экстралингвистических факторов, связанных с романом:социокультурных, политических, мировоззренческих особенностей периода1950 – 1960-х годов.Роман «Пролетая над гнездом кукушки» вышел в свет в 1962 году ивскоре стал не только культовой книгой 60-х, но и книгой-манифестом,зеркалом жизни целого поколения американцев.
В романе отразились важныепротиворечия, социальные и культурные особенности современной авторуэпохи:ростпротестногодвижениясредипредставителеймолодёжи,вызванного американской военной агрессией в Юго-Восточной Азии;«молодёжная революция» 1960-х и связанное с этим зарождение и расцветконтркультурных течений (в частности, движений битников и хиппи). Помимоэтого, стремительный научно-технический прогресс, всевозрастающее массовоепроизводство и потребление вызывали ощущение деперсонализации идегуманизации общества.Эти явления породили в западном обществе острый мировоззренческий икультурный кризис, реакцией на который стало отрицание традиционныхкультурных ценностей, поиск новых идеалов и эстетических форм, бунт противнорм протестантской этики, всплеск нонконформизма.
Прежним идеаламматериального благополучия и успеха противопоставлялись безграничнаясвободаиестественностьличности,способностьиндивидажить,неоглядываясь на общественные нормы, правила и общепринятую мораль.Понятие нормы стало считаться чем-то посредственным и безликим, в то времякак ценность отдельной личности в глазах представителей «разбитогопоколения», наоборот, возрастала. Безусловно, это отразилось и в литературетогопоколения,котораявоспевалапростуюиестественнуюжизньамериканских бродяг, отбросивших общепринятые ценности и нормы73поведения (наиболее ярко эта тенденция проявилась в произведениях ДжекаКеруака, Аллена Гинзберга, Уильяма С. Берроуза и др.).Считается, что впервые термин «контркультура» (counter-culture) былиспользован в программной работе Теодора Розака (Theodore Roszak) TheMaking of a Counter Culture. Reflections of the Technocratic Society and Its YouthfulOpposition (1968). Само слово «контркультура» подразумевает протест,противопоставление (англ.
counterculture, приставка counter- соответствует врусском языке префиксам «контр-», «противо-»). В названии работы Розакауказывается на один из главных идеологических и культурных конфликтов тоговремени: противостояние технократическому обществу. Этот конфликт толкалпредставителей молодого поколения на поиск способов утверждения ценностии уникальности отдельной личности. Поиск выражался через разнообразныеформы: увлечение восточными духовными практиками (в частности, дзенбуддизмом), попытку преодолеть границы сознания (отсюда следует массовоеувлечение психоделическими наркотическими веществами), повышенныйинтерес к темам, связанным с сексуальностью человека (принято считать, что в1960-е на Западе произошла «сексуальная революция», оказавшая сильноевлияние на общественную и культурную жизнь того времени), внимание кпроблемам национальных меньшинств и национальной самоидентификации.Говоря о контркультурных течениях, стоит упомянуть, прежде всего,движение битничества, или «разбитого поколения» (Beat movement), котороепросуществовало с конца 1940-х до начала 1960-х гг.
и во многомсформировало последующие молодёжные протестные движения, такие как«чёрные пантеры», хиппи, яппи.Лидерами «разбитого поколения» считают писателя Джека Керуака (JackKerouac, 1922 – 1969), поэтов Аллена Гинзберга (Allen Ginsberg, 1926-1997) иУильяма Берроуза (William S. Burroughs, 1914 – 1997). Как отмечает О.Ю.Бондаренко в диссертации «Антиномия «мудрость – безумие» в контркультуреСША 1950-1960-х гг.», движение битников во многом появилось как реакция74на период 1950-х годов с присущими ему конформистскими настроениями(поколениегодов1950-хвошловисториюкак‘silentgeneration’),распространявшейся философией потребительства, вызванными политикоймаккартизмаидеологическимипреследованиямиицензурой,расовойсегрегацией, набиравшей силу холодной войной и угрозой примененияядерного оружия.
В связи с этим появляется характерный для того поколенияобраз «героя-бродяги, индивидуалиста, бунтаря, нигилиста, бегущего отобщества и странствующего в поисках свободной Америки» [Бондаренко, 2009:4].Мотивбродяжничествастановитсясквознымизачастуюсюжетообразующим элементом в литературе того времени.В 1960-х годах протестные антивоенные настроения и массовыестуденческие волнения породили коммуны хиппи, которые, как и битники,стремилиськнеограниченнойсвободеличности.Бурноеразвитиефармацевтической промышленности в этот период привело к широкомураспространению психоделических веществ, изменяющих сознание (этоявление часто обозначается как «психоделическая революция»).
В этой связи вразныхобластяхискусствапроснулсябурныйинтерескизучениючеловеческого «я», попыткам преодолеть границы сознания.Ещё одним стимулом для культурных и мировоззренческих поисков тогопериода стало развитие психологии и психиатрии. Темы безумия, абсурдностибытия, соотношения рационального и иррационального обретали всё большуюпопулярность не только среди профессиональных психологов и психиатров, нои в творческой среде.Многочисленные трагические события ХХ века поставили под сомнениядостижения западного рационализма и природу научного знания. В противовесэтому на первый план вышло иррациональное, бессознательное начало какнекая точка опоры в противостоянии личности технократическому иобезличивающему обществу.
Одним из следствий этого явилась критикаметодов официальной психиатрии. В начале 1960-х эта критика вылилась в так75называемое движение антипсихиатрии, в рамках которого психиатриясчиталась формой насилия и подавления личности. Немалый вклад вразработку этой теории внёс французский исследователь Мишель Фуко. Всвоей программной работе «Безумие и неразумие.
История безумия вклассическую эпоху» (1961) он прослеживает развитие институциональнойпсихиатрии и говорит о том, что после исчезновения проказы именно безумиестало одним из средств сегрегации общества [Фуко, 1961: 25-28]. Движениеантипсихиатрииоказалосущественноевлияниенамировоззрениепредставителей контркультурных течений.Тема соотношения рационального и иррационального в современномобществебылавыраженавомногихпрограммныхфилософскихисоциологических работах того периода (Хоркхаймер М. и Адорно Т.«Диалектика Просвещения» (1947), Маркузе Г. «Одномерный человек» (1947),«Эрос и цивилизация» (1955), Фромм Э. «Здоровое общество» (1955) и др.)Как отмечает О.Ю.
Бондаренко, американские контркультурные теченияво многом продолжали традиции так называемого «карнавального безумия»,когда безумие (или мнимое безумие) героя-бунтаря становится формойутверждения истинных ценностей на фоне охваченного ложными идеалами«безумного мира», который воспринимается большинством как норма[Бондаренко, 2009: 7].Помимо этого, автор говорит о том, что тема безумия в произведенияхамериканской литературы имеет глубокие корни, среди которых особенновыделяются античные и библейские истоки антиномии «мудрость – безумие».О. Ю.
Бондаренко отмечает также, что традиция «пленяющего юродства»является весьма характерной для американской литературной традиции: «Дляамериканского генетического контекста антиномии, несомненно, важныфольклорные корни образа мудрого безумца» [Бондаренко, 2009: 74].Ещё одной важной темой «разбитого поколения», а вслед за ним ипоколения хиппи стал вопрос национально-этнической идентичности. Бунтуя76против расовой сегрегации, характерной для 1950-х годов, представителимолодогопоколенияпроявлялиинтерескпроблемамнациональныхменьшинств, в частности, афроамериканской и коренной (индейской) частинаселения Соединённых Штатов.Особенно бурно развивался в указанный период интерес к индейскойкультуре.Этовыразилось,главнымобразом,вработахсоциологов,культурологов, произведениях художественной литературы5.