Диссертация (Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя), страница 21
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя". PDF-файл из архива "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 21 страницы из PDF
Выделены ипроанализированы четыре этапа обращения писателя к Библии:1) в раннем творчестве (1828–1832) встречаются единичные упоминанияизречений и образов Священного Писания. Исключением служит повесть «Страшнаяместь», где в финале изображается картина Божьего суда;2) петербургские повести и цикл «Миргород» (1833–1836) не имеют явныхотсылок к Священному Писанию, но и здесь можно найти смысловые переклички.Они помогают увидеть новые грани раскрытых в повестях тем: веры в Бога,отношения к ближним.3) в процессе работы над первым томом «Мертвых душ» (1836–1842) Гогольначинает все больше внимания уделять изучению Священного Писания исвятоотеческого наследия. Произведения начала 1840-х гг.
(«Шинель», первый том«Мертвые души», новые редакции «Портрета» и «Тараса Бульбы») отличаютсяувеличениемколичествабиблейскихреминисценцийи их болеесложнойорганизацией.4) в произведениях последнего периода жизни и творчества Гоголя (1843–1852) – втором томе «Мертвых душ» и «Выбранных местах из переписки сдрузьями» – библейский текст проявляется на разных уровнях формы и содержания(языковом, стилистическом, семантическом, сюжетном, композиционном).
Онраскрывается в смысловых параллелях, скрытых и прямых цитатах, аллюзиях, вобращении к библейским образам и сюжетам.В ходе исследования прослежена закономерность динамичного нарастания виспользовании библейского текста: его количественное возрастание и концентрацияот ранних произведений ко второму тому «Мертвых душ» и «Выбранным местам из108переписки с друзьями», а также качественного углубления: от реминисценций вранних произведениях к аллюзиям и цитатам в зрелом творчестве.Рассмотрены сквозные библейские мотивы: земных и небесных сокровищ,Страшного суда.
Последний мотив приобрел в творчестве писателя главенствующуюроль: прямые и косвенные упоминания о мотиве Божиего суда можно встретить в«Страшной мести», апокалиптическом финале «Вия», «Мертвых душах» и другихпроизведениях Гоголя. Не менее важным в творчестве Гоголя является мотив земныхи небесных сокровищ. Впервые он появляется в повести «Старосветские помещики»,где нет прямого упоминания об этих евангельских словах, но есть смысловыепараллели. Полноценное звучание мотив приобрел в зрелых произведениях: в«Портрете», «Шинели», «Мертвых душах» писатель показал, к чему может привестистремление к стяжанию земных богатств.
Об интересе Гоголя к темам Страшногосуда и земных и небесных сокровищ свидетельствуют его маргиналии на Библии.Перспективным представляется дальнейшее изучение библейского текста втворчестве Гоголя: поиск смысловых параллелей между его пометами ипроизведениями, изучение библейских реминисценций, аллюзий, цитат, сквозныхмотивов (прощения, мира, любви к ближнему, лествицы, бесноватого, блудногосына) в других произведениях Гоголя (в повестях «Тарас Бульба», «Портрет» и т.д.),в драматургии, переписке, записных книжках. Это путь к более углубленномуизучению библейского текста художественных произведениях писателя и ихадекватному пониманию.109СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ КНИГ БИБЛИИВетхий ЗаветБыт.
– БытиеВтор. – ВторозакониеДан. – Книга пророка ДаниилаЗах. – Книга пророка ЗахарииИез. – Книга пророка ИезекииляИер. – Книга пророка ИеремииИс. – Книга пророка ИсаииИсх. – ИсходЛев. – ЛевитПритч. – Притчи СоломонаПс. – ПсалтирьСир. – Книга Премудрости Иисуса, сына СираховаЧис. – ЧислаНовый Завет1 Ин. – Первое Послание Иоанна1 Кор – Первое Послание к Коринфянам1 Фес. – Первое Послание к Фессалоникийцам (солунянам)2 Кор – Второе Послание к Коринфянам2 Пет. – Второе Послание Петра2 Тим – Второе Послание к Тимофею2 Фес.
– Второе Послание к Фессалоникийцам (Солунянам)Гал. – Послание к ГалатамЕвр. – Послание к Евреям110Еф. – Послание к ЕфесянамИак. – Послание ИаковаИн. Евангелие от ИоаннаКол. – Послание к КолоссянамЛк. – Евангелие от ЛукиМк. – Евангелие от МаркаМф. – Евангелие от МатфеяОткр. – Откровение Иоанна (Апокалипсис)Рим.
– Послание к Римлянам111БИБЛИОГРАФИЯ1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. / Сост., подгот.текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. М.; Киев, 2009–2010.2. Гоголь Н.В. Собрание сочинений : В 9 т. / Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994.3. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. / Редкол.: Н.Л. Мещеряков; В.В. Гиппиус, В.А. Десницкий, В.Я. Кирпотин, Н.К. Пиксанов, Б.М. Эйхенбаум.М.; Л., 1937–1952.4. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. / Редкол.:Е.И. Анненкова, А.Г. Битов, С.Г. Бочаров, Л.Д. Громова-Опульская, В.М. Гуминский,И.А. Зайцева, И.В.
Карташова, Ю.В. Манн. М., 2001.***5. АверьяноваМ.А.ПостижениеН.В.Гоголемтайныобожения//Преподобный Серафим Саровский и русская литература. М., 2004. С. 171–175.6. Айзикова И.А. Библейский текст в «Выбранных местах из переписки сдрузьями» Н.В. Гоголя // Н.В. Гоголь и славянский мир. Томск, 2007. Вып.
1. С. 122–136.7. Александрова И.В. «Нет повести печальнее…» («Повесть о том, какпоссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя и комедияА.А. Шаховского «Ссора, или Два соседа») // Феномен Гоголя: МатериалыЮбилейной международной научной конференции, посвященной 200-летию со днярождения Н.В. Гоголя. СПб., 2011. С. 193–203.8. Андреев И.М. Н.В. Гоголь. Религиозное лицо Гоголя.
// Русские писателиХIХ века. Очерки по истории русской литературы ХIХ века. М., 2009. С. 209–250.9. Анненков П.В Литературные воспоминания. М., 1983.10. Анненкова Е.А. «Светлое воскресенье» Гоголя: тема и жанр //112Гоголевский сборник. СПб., Самара, 2005. Вып. 2 (4).
С. 148–160.11. Анненкова Е.И. «Страхи и ужасы России» (Диалог автора «Выбранныхмест из переписки с друзьями» с современниками) // Гоголеведческие студии.Нежин, 2012. Вып. 2 (19). С. 55–90.12. Анненкова Е.И. Мирская святость как опыт жизни и предмет творческойрефлексии Н.В. Гоголя // А.М. Панченко и русская культура: Исследования иматериалы. СПб., 2008. С. 138–149.13. Анненкова Е.И. Телесное и духовное в традиционной народной культуреи в прозе Н.В.
Гоголя (Семантика и функции еды) // Седьмые Гоголевские чтения.Гоголь и народная культура. М., 2007. С. 163– 174.14. Анненкова Е.И. Фольклорный, библейский и литературный аспектымотива нищенства в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя //Фольклор: традиции и современность. Таганрог, 2003. Вып. 2. С. 92–98.15. Антипьев Н.П. Четыре казни и катарсис // Славянские языки и культуры:прошлое, настоящее, будущее. Иркутск, 2009. С. 18–26.16. Архимандрит Константин (Зайцев). Гоголь как учитель жизни //Н.В. Гоголь и Православие. М., 2004. С. 340–357.17.
Архипова Ю.В. «Шинель» Гоголя как апокалиптическая повесть //Новые идеи в философии природы и научном познании. Философские проблемынауки и культуры. Екатеринбург, 2004. Вып. 2. С. 324–333.18. Балакшина Ю.В. Пометы Н.В. Гоголя в книге Бытия: материалы иинтерпретация // Седьмые Гоголевские чтения. Гоголь и народная культура. М., 2007.С.
302–312.19. Барабаш Ю. «“Страшная месть” в двух измерениях. Миф и (или)история» // Вопросы литературы. 2000. № 3. С. 171–211.20. Барабаш Ю. Сладкий ужас мщенья, или Зло во имя добра? (месть какрелигиозно-этическая проблема у Гоголя и Шевченко) [Электронный ресурс] //113Вопросылитературы.М.,2001.№3.С.31–65.URL:http://magazines.russ.ru/voplit/2001/3/barabash.html (дата обращения: 29.01.2015).21. Барановская Е.П. «Записки сумасшедшего» как сюжет о починке ветхогомира // Святоотеческие традиции в русской литературе. Омск, 2006. С. 158–163.22. Баталова Т.П.
Символика «шинели» в «Петербургских повестях»Н.В. Гоголя // Вестник Костромского гос. ун-та. Кострома, 2011. Т. 17. № 2. С. 123–128.23. Бельтраме Ф. К вопросу о парадоксальности богоискания в повестиГоголя «Нос» // Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей поматериалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со днясмерти Н.В. Гоголя. М., 2003. С. 168–177.24. Бельтраме Ф. Мотивы обиды и возмездия в повести Н.В. Гоголя«Шинель» // Критика и семиотика.
Новосибирск, 2006. Вып. 10. С. 74–81.25. Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия сдуховными детьми. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. СПб. 1991.26. БициллиП.М.«ПроблемачеловекауГоголя»//ГогольН.В.Петербургские повести. М., 2004. С. 321–328.27. Болотина Т.
«Я брат твой…»: Еще раз о «Шинели» // Литература. М.,2009. № 12. 16–30 июня. С. 14–16.28. Бочаров С. Вокруг "Носа" // Вопросы литературы. М., 1993. № 4. С. 69–92.29. Бочаров С.Г. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургскиеповести. М., 1978.
С. 197-207.30. Бочаров С.Г. Холод, стыд и свобода: (История литературы sub specieСвященной истории) // Вопросы литературы. 1995. №5. С. 126–15731. Бухаркин П.Е. «Об одной евангельской параллели к «Шинели»Н.В. Гоголя(кпроблемевнетекстовыхфакторовсмыслообразованияв114повествовательной прозе)» // Концепция и смысл. Сборник статей в честь 60-летияпрофессора В.М.
Марковича. СПб., 1996. С. 197–212.32. Вайскопф М. Библейская Русь у позднего Гоголя // Вайскопф М.Покрывало Моисея. Еврейская тема в эпоху романтизма. М.; Иерусалим, 2008. С.130–135.33. Валагин А. Утерянный рай. О повести Н.В. Гоголя «Старосветскиепомещики» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». М.,2008. № 11. С.