Диссертация (Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя), страница 20
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя". PDF-файл из архива "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 20 страницы из PDF
В повести отразились монашескиеустремления самого Гоголя [См.: Воропаев 2014].На распутье – между земным и небесным – оказался главный герой первой102части повести, Чартков. Судьба предоставила ему выбор: либо идти тернистымпутем, терпеть бедность, но развивать талант, который может принести пользулюдям, возвышая и исцеляя их души. Либо стать «модным живописцем» (III, 70),богатым и знаменитым, но чьи картины будут привлекать внимание лишь поначалу истираться из памяти, не оставляя в душе ничего. Чартков поддался соблазну и отдалсебя в рабство земным сокровищам – богатству, славе.
За это он не только лишаетсянебесных сокровищ, но и дара, данного свыше – таланта.Иной – тернистый – путь избрал товарищ Чарткова, он отринул все земное –богатство, славу, друзей и близких – ради искусства. И в итоге стяжал небесноебогатство: его картина, написанная «небесной кистью» (III, 93), становитсянебесным сокровищем, перед которым невольно замирает каждый. Сам Чартков,увидев ее, осознал ошибочность выбора своего жизненного пути, «с очей его вдругслетела повязка» (III, 95). Потрясение перед картиной было так велико, что Чартковне смог произнести критического отзыва.
Но пробуждение не приносит пользыгерою, оказывается уже слишком поздно. В погоне за земными сокровищами оннавсегда потерял сокровища небесные.Плюшкин из «Мертвых душ» представляет собой другой тип богача-скупца.Чарткова уже в молодости, по замечанию его наставника-профессора, «начинает светтянуть» (III, 70), и при стесненных обстоятельствах он порой приобретал тощегольской платок, то шляпу с лоском, а после обретения богатства герой первымделом занялся своей внешностью, снял квартиру и пошел в ресторан. Плюшкин жесвоим богатством не пользуется, Собакевич говорит о нем: «Восемьсот душ имеет, аживет и обедает хуже моего пастуха!» (V, 97).А.Х. Гольденберг в статье «Библейский контекст в поэтике Пушкина и Гоголя»,сравнивая пушкинского Барона из «Скупого рыцаря» и гоголевского Плюшкина,отмечает: «Своей страсти они отдаются вполне бескорыстно, даже в убыток себе.Поглощенный заботой о мелочах вроде кусочка сургуча или клочка бумаги,103Плюшкин теряет огромное богатство» [Гольденберг 2005: 140].
Исследовательотмечает «косвенное указание на литературный источник этой проблемы –евангельское поучение о собирании сокровищ» [Гольденберг 2005: 141] ивысказывает предположение, что в пушкинской пьесе и в гоголевской поэмеевангельские слова представлены в «обращенном виде» [Гольденберг 2005: 141] –как антипоучение: «Платой за богатство становятся души Барона и Плюшкина, чтоактуализирует в рассматриваемом контексте всю парадигму смыслов «живой» и«мертвой» души» [Гольденберг 2005: 141].Когда у Гоголя спросили, воскреснут ли герои первого тома «Мертвых душ»,он с улыбкой ответил: «Если захотят» [Феодор (Бухарев), архимандрит: 138]. Нопобедить страсть очень трудно, и «мертвая душа» Чарткова воскреснуть не смогла.По словам М.М.
Дунаева, Гоголь «сознавал: искусство, как бы высоко оно нивозносилось, останется пребывать среди сокровищ на земле. Для Гоголя же всегдабыли потребнее сокровища на небе» [Дунаев: 388–389].104ЗАКЛЮЧЕНИЕОсмысление роли Священного Писания в жизни и творчестве Н.В. Гоголяпомогает лучше понять своеобразие его творческого метода, который во многомобусловлен религиозным миросозерцанием писателя, а также сложившейся врусской литературе традицией обращения к Библии как источнику сюжетов, образов,мотивов. Широкий подход к изучению проблемы предопределил научную новизнудиссертационной работы – это первое системное исследование библейского текста втворчестве Гоголя, с одной стороны, основанное на фактах его биографии,переписки, свидетельствах родственников и ближайшего окружения, с другой – наанализе художественных текстов писателя и его маргиналий на Библии.Вработепроанализированыразличныевидыбиблейскоготекставпроизведениях Гоголя на разных уровнях формы и содержания (языковом,стилистическом, семантическом, сюжетном, композиционном): прямые и скрытыецитаты, аллюзии, реминисценции, мотивы, образы, смысловые параллели, сюжетныеаналогии и др.Результатыдиссертационногоисследованиявосполнилипробелывгоголевской маргиналистике: обнаружены и проанализированы новые автографыписателя (13 новых помет).
В Ветхом Завете были обнаружены отчеркиваниенапротив стиха Быт. 5: 29 и текстовые пометы «изображение премудрости» (Сирах.24: 2), «Сожжение свитка» (Иер. 36: 32), «Прокимен» (Пс. 2: 2), «Св. Тройца» (Пс.32: 6), «О Христе» (Пс. 44: 4). В Новом Завете – пометы: «прощение» (Мф. 6: 14),«пост» (Мф.
6: 16), «стяжание» (Мф. 6: 19), «напутствия Апостолам» (Мф. 10: 5), «оЦарствии Небесном» (Мф. 13: 1), «Смиряйся как дитя боль<ше> в ЦарствииНебесн<ом>» (Мф. 18: 1), «Литургия» (1 Кор. 14: 26) [РО ИРЛИ].Новонайденные пометы на полях Ветхого Завета свидетельствуют об особоминтересе Гоголя к темам пророчества о Христе (помета «О Христе»), мудрого105устройства вселенной (помета «изображение премудрости») и др. В диссертациирассмотрена связь маргиналий с библейским текстом в произведениях писателя,исследованы их смысловые параллели. На примерах новозаветных помет («ОЦарствии Небесном», «стяжание», «прощение», «пост») продемонстрировано, какмаргиналии помогают увидеть в художественных сочинениях писателя библейскиереминисценциииаллюзии,которыепомогаютадекватнопонятьсмыслпроизведения.Пометы Гоголя на Библии привлекались для подтверждения библейскоготекста в произведениях писателя.
Так, например, помета «Мир со всеми» (IX, 151)напротив слов «Мне отмщенье, Аз воздам» (Рим. 12: 19) служит своеобразнымключом к пониманию многогранного раскрытия Гоголем темы отмщения в повести«Страшная месть». Идею «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с ИваномНикифоровичем» помогает понять гоголевская помета «Откуда брани и свары?» (IX,149) напротив слов: «Откуда у вас вражды и распри? <...> Просите, и не получаете,потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.
4:1–3). Апостольские слова указывают на духовные причины ссоры соседей. В«Шинели» реминисценция о земных и небесных сокровищах подтверждаетсяпометой «Стяжание».Библейский текст в ранних повестях писателя (1828–1836) предстает вимплицитной форме. Он раскрывается в основном в виде реминисценций,смысловых параллелей, метафор.В результате сравнительного анализа ново- и ветхозаветного толкованияпонятия отмщения в повести «Страшная месть» выявлены смысловые различия судалюдского и суда Божиего. Библейский текст также представлен в повести в видереминисценций о бесноватом, родовом проклятии, свободе выбора.В процессе исследования был выявлен ранее неизвестный библейский текст впроизведениях писателя: в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном106Никифоровичем», «Вие».
Сюжет первой повести рассмотрен в свете слов св.апостола Матфея: «Мирись с соперником своим скорее <...> чтобы соперник не отдалтебя судье <...> и не ввергли бы тебя в темницу <...> ты не выйдешь оттуда, пока неотдашьдопоследнегокодранта»(Мф.5:25–26).Вэтомевангельскомпредостережении содержится в свернутом виде вся история ссоры двух друзей.Новозаветное изречение «Не участвуйте в делах тьмы» (Еф.
5: 11) проясняетсмысл финала «Вия»: за отступление от праведного образа жизни, за «участие вделах тьмы» неминуемо следует возмездие. Хома Брут погиб в схватке с темнымисилами: от маловерия он испугался и умер. В контексте повести гоголевская помета«Стойте твердо» становится своеобразным заветом писателя потомкам – бытьстойкими в вере.Изучение смысловой организации библейского текста в зрелой прозе выявилоее особенности: переплетение библейских реминисценций в «Шинели», этикорелигиозная трактовка мотива пути в «Мертвых душах», многообразные видыбиблейского текста в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
Обобщеныисследования ученых, а также введены в научный оборот новые факты библейскоготекста (реминисценции и аллюзии в «Шинели» и «Мертвых душах»).В поэме «Мертвые души» в текстах Гоголя об искривленных дорогах (V, 203)была выявлена ассоциация с ветхозаветными словами о кривых и прямых путях (Пс.124: 5, Ис. 42: 16).
Раскрыто этико-религиозные осмысление дороги как «пути жизнии смерти», проведена смысловая параллель между евангельским «путем жизни» и«живой душой», между «путем смерти» и «мертвой душой».В книге «Выбранные мест из переписки с друзьями» присутствует предельнаяконцентрация скрытого и прямого цитирования Священного Писания, разнообразиеформ библейского текста. Здесь наблюдается своего рода обобщение многихбиблейских мотивов, к которым Гоголь обращался в раннем творчестве. Из всехпроизведенийписателя«Выбранныеместа...»наиболееблизкикпоэтике107Священного Писания.Полученные в процессе исследования результаты были обобщены взаключительной главе диссертации: рассмотрена эволюция библейского текста,особенности его претворения в разные периоды творчества Гоголя.