Антропософский дискурс в прозе А. Белого и В. Хлебникова
Описание файла
PDF-файл из архива "Антропософский дискурс в прозе А. Белого и В. Хлебникова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиКацюба Галина АлександровнаАНТРОПОСОФСКИЙДИСКУРСВПРОЗЕ А. БЕЛОГО И В. ХЛЕБНИКОВАСпециальность 10.01.01 – Русская литератураАвторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква2012Работа выполнена на кафедре русской литературы ХХ века филологическогофакультета Московского государственного университета имени М.В. ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорИскржицкая Ирина ЮрьевнаОфициальные оппоненты:Терехина Вера Николаевнадоктор филологических наук,Институт мировой литературыимени А.М. Горького РАН,ведущий научный сотрудникотдела новейшей литературы илитературы русского зарубежьяСарафанова Наталия Владимировнакандидат филологических наук,Государственный Литературный музей,зав.
отделом литературы XVII - XIX вековВедущая организация:.Литературный институтимени А.М. ГорькогоЗащита состоится 19 апреля 2012 года на заседании диссертационного советаД. 501. 001. 32 при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпусгуманитарных факультетов, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го корпуса гуманитарныхфакультетов Московского государственного университета.Автореферат разослан ____ ___________2012 года.Ученый секретарь диссертационного совета,доктор филологических наук, профессор2ГолубковМихаил МихайловичОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАнтропософский аспект в творчестве Андрея Белого и ВелимираХлебникова не достаточно исследован.
Между тем антропософский ракурсанализа творчества этих писателей способен прояснить закономерностилитературного процесса в России начала ХХ века. Настоящая диссертацияпризвана раскрыть антропософский дискурс в прозе двух самобытных фигуррусской литературы и философии Серебряного века.Объектомрассмотрениявдиссертацииявляютсяпрозаическиепроизведения А. Белого и В. Хлебникова [четыре «симфонии» Белого (1901-- 1908), рассказы Белого «Световая сказка» (1904), «Йог» (1918), романыБелого «Серебряный голубь» (1910), «Петербург» (1914), «Крещенный китаец»(1921); проза Хлебникова 1906 -- 1914 годов: «Юноша Я-мир» (1906 -- 1907),«Песнь Мирязя» (1907), «Искушение грешника» (1908), «Зверинец» (1909-1911), «Охотник Уса-Гали» (1913), «Николай» (1913); повесть Хлебникова«Ка» (1915), поздние рассказы Хлебникова: «Малиновая шашка» (1921),«Передвойной» (1921--1922), «Две троицы.
Разин напротив» (1921--1922),«Утес из будущего» (1922), «Я умер и засмеялся» (1922), «Это был великийчисляр» (1922)].Предметомпреломлениеисследованиявработеявляетсяхудожественноеантропософских идей и образов в прозе А. Белого и В.Хлебникова.Методологической и теоретической основой диссертации являютсяпроизведения философов и писателей Серебряного века (Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, П.А. Флоренского, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.А.
Степпуна,В.И. Иванова, Е.И. Замятина, М.И. Цветаевой); труды современных философов(Н.К. Бонецкой, К. Свасьяна, С.Г. Семеновой); работы советских исовременных исследователей теории и истории символизма и футуризма3(Вяч.Вс. Иванова, Ю.М. Лотмана, Р.О. Якобсона, В.Б. Шкловского, Ю.И.Тынянова, В.О. Перцова, А.Е. Парниса, Н.И. Харджиева, Н.Л. Степанова, Л.К.Долгополова, Л.А. Новикова, В.А. Сарычева, В.П.
Григорьева, Р.В. Дуганова,А.В. Лаврова, О.А. Клинга, Н.А. Богомолова, Н.А. Кожевниковой, Ю.Б.Орлицкого, В.Н. Терехиной, И.Ю. Иванюшиной, М.Л. Спивак, С.С. Хоружего);посвященные литературе авангарда статьи и книги отечественных изарубежных ученых (Дж. Янечека, Дж. Малмстада, Р.Д.
Тименчика, Л. Силард,Б. Лённквист, Х. Барана, М.Л. Гаспарова, Н.Н. Перцовой, А.Б. Шишкина, К.А.Кедрова, С.Е. Бирюкова). В диссертации были применены методы историкотипологического, структурно-семантического и классического структуральногометодов анализа текста (Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Р.Д. Тименчик) в сочетаниис междисциплинарным и традиционным историко-литературным подходами космыслению поэтики художественного произведения (Л. Силард, Д.Е.Максимов, Л.К. Долгополов, А.В. Лавров, Н.А. Богомолов).Актуальность исследования обусловлена сопоставительныманализомтворчества А. Белого и В. Хлебникова в ракурсе антропософских идей.
Даннаядиссертация стремится заполнить пробел, связанный с тем, что в большейчасти работ исследователи либо чересчур упрощают, либо не замечаютантропософский аспект в произведениях этих писателей.Научная новизна диссертации заключается в анализе связи такихявлений в русской культуре начала ХХ века, как символизм и футуризм,теургия и антропософия, эвритмия и художественный текст; а также всопоставлениитворчестваА.БелогоиВ.Хлебниковавконтекстеантропософского дискурса, приводящего к целому ряду значимых открытий инаблюдений; в разработке практически неисследованной темы «РудольфШтейнер и Велимир Хлебников», намеченнойБогомолова и К.А. Кедрова.4внекоторых работах Н.А.Цель исследования -- раскрыть взаимовлияние символизма А.
Белого ифутуристической поэтики В. Хлебникова; рассмотреть художественныеаспекты антропософских исканий в символизме и футуризме.Практическая значимость диссертации связана с возможностьюиспользовать ее основные положения в учебномпроцессе при разработкеобщих или специальных курсов по истории русской литературы конца ХIХ -начала ХХ веков, а также курсов по современной русской литературе рубежаХХ--ХХI веков, раскрывающих преемственность связи литературы прошлого инынешнего века.Основные научные положения, выносимые на защиту:1.Если в поэзии А. Белый и В. Хлебников шли относительнонезависимыми друг от друга путями, то в прозе Хлебникова проступает связь страдициями русского символизма, конкретно -- с творчеством Белого.2.Теургические моменты, присутствующие в философских системах Вл.Соловьева и Н. Федорова, воплотились в новых художественных образах враннем творчестве А. Белого и В. Хлебникова. Рассказы Хлебникова с 1906 по1914 год можно считать «теургическими».
К «теургическим» относятсяипроизведения Белого, написанные до 1910 года, включая роман «Серебряныйголубь» (1910), в котором смерть главного героя -- Петра Дарьяльского,поклонника «зари», -- символизируетнесостоятельностьтеургическоготаинства.3.Отречение А. Белого и В. Хлебникова от теургии как возможности«жизнетворчества» косвенно связано с потрясениями в их личной жизни. УБелого этот выбор предопределил несостоявшийся роман с Л.Д.
Менделеевой,у Хлебникова такую же роль сыграло безнадежноеувлечение К.Л.Богуславской. Это были не просто неудачные любовные истории: разбитаявдребезги программа «жизнестроения» спровоцировала уход писателейантропософию как в своего рода «старчество».5в4.Хлебниковские поиски математического определения закономерностейвисториичеловечестваперекликалисьсчисловымиразработками,сформулированными в работах Е.П.
Блаватской и Р. Штейнера.5.Влияниеромана А. Белого «Петербург» (октябрь 1913 -- март 1914)проявилось в повести В. Хлебникова «Ка» (1915), написанной через год послепубликации романа. Некоторые рассуждения В. Хлебникова в повести «Ка»являлись тонкой пародией на популярные в те времена идеи Р. Штейнера ибыли характерны для эстетики уже не символизма, а футуризма.6.Новизна творческого метода А. Белого и В.
Хлебникова определяетсявыходом в метареальность. Многомерная космическая реальность в романахБелого «Петербург» и «Крещенный китаец» (1921), в повести «Котик Летаев»(1918); в рассказах Хлебникова «Утёс из будущего» (1921--1922), «Передвойной» (1922), «Я умер и засмеялся» (1922), «Это был великий числяр» (1922)и других созвучна идеям Р. Штейнера.7.Открытый В. Хлебниковым «звездный» язык соответствовал тому, чтов оккультной астрологии существовало как всемирный язык эсперанто, и тому,что Р.
Штейнер называл «пра-языком» и применял в своей эвритмии.8.«Эвритмия» как новое качество прозы А. Белого иВ. Хлебниковаусловно делится на два вида: «внешнюю» и «внутреннюю», имеющую триразновидности:светозвуковойсимволизм,орнаментальнаяпрозаисловотворчество.Апробация диссертации. Материалы диссертационного исследованияпредставлялись в форме докладов на следующих научных конференциях:Втораямеждународнаянаучнаяконференция«Русскаялитературавменяющемся мире» (Ереван, октябрь 2006 года); Вторая международнаянаучная конференция «Русская литература XX -- XXI веков: проблемы теориии методологии изучения» (Москва, ноябрь 2006 года); Х международныехлебниковскиечтения«ТворчествоВелимираХлебниковаирусскаялитература ХХ века: поэтика, текстология, традиции» (Астрахань, сентябрь62008 года); XV международная лингвистическая конференция «Язык и мир»(Ялта, октябрь 2008 года); Третья международная научная конференция«Русская литература XX-- XXI веков: проблемы теориии методологииизучения» (Москва, декабрь 2008 года).По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объемом2, 8авторских листа.Структура диссертации состоит из введения, пяти глав, заключения ибиблиографического списка, включающего 270 источников.