Женские образы русского фольклорного театра, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Женские образы русского фольклорного театра", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Архетипическая связь образа Старухи и мира мертвых, смерти17наблюдается в традиции ряженья, где Старуха, Старик наделяются признакамипредставителей иного мира; более того, образ Старухи сближается с образомБабы Яги – как правило, Старик со Старухой подчеркнуто эротичны(имитируются половые органы, фарсовый коитус); Старухе также приписывалосьфарсовое материнство – беременность или соломенный младенец на руках. Всюжетах фольклорного театра Старуха ассоциируется с Бабой Ягой, чертями,адом и соответствует традиционной семантике. Выявленным противоречием всмысловой основе традиционного образа Старухи остается только разноречиваясвязь старости с плодородием в одних обрядовых контекстах и бесплодием – вдругих.Таким образом, мы установили, что аллегорический образ литературногопроисхождения, наполняется в народной среде традиционной семантикой, атакже апеллирует к сфере культурных архетипов: исторически он восходит кматриархальной семантике, а на архетипическом уровне образ прекрасной смертисвязывается с представлением об опасности женского сексуального начала инеизведанности раскрепощенной женской энергии.С идейно-композиционной точки зрения образ Смерти замыкает «круг»женских типов, рассматриваемых в настоящем исследовании, «соединившись» собразом Старухи; с другой стороны, актуализируя архетип всевластия женщины,он становится «сквозным» персонажем в ряду самостоятельных и сильныхгероинь, рассмотренных в предшествующих главах.
Молодая жена, МатренаИвановна, Наташа / Лариза, Венера и Смерть – разные уровни осознания женскойсвободы и власти, а также разные сферы их проявления.ЗаключениеГенезис и эволюция женских образов русского фольклорного театра связаныс разностадиальными культурными системами и многообразными жанрамифольклорной, литературной, а также городской демократической традиций. Кругфольклорных источниковвключает календарные и семейные обряды (средикоторых особое место занимают ряженье и обрядовые игры), тексты обрядовойпоэзии, бытовые и волшебные сказки, былины, баллады, исторические песни,18духовные стихи, пословицы, необрядовые лирические песни. К нефольклорнымисточникам принадлежат авторская литература (произведения русских писателейи поэтов, переводные повести, авантюрно-рыцарские романы), школьный илюбительский театр XVIII века, произведения рукописной демократическойлитературы, мещанский романс и лубок.Описанные и проанализированные в работе моногоплановые образыфольклорного театра систематизированы нами в следующие женские типы:Старуха, Пахомиха, Матрена Ивановна, Девица, Венера, Смерть.
Каждый извыделенных типов тяготеет к определенному ряду источников.Как показал изученный материал, образы Старухи, Смерти, Пахомихивосходят преимущественно к фольклорным жанрам (обрядовые и календарныеигры, бытовая и волшебная сказка, ряженье, семейные народные песни, баллады,духовные стихи, лубок, пословицы).При этом в кругу источников образаСтарухи и Смерти наблюдаются существенные пересечения. Столь же тесносвязаны между собой образы Матрены Ивановны, Наташи / Девицы, Венеры,очевидно, созданные с ориентацией на новые для традиционного сознанияженские типы, изображаемые в переводной литературе, любительском театре и налубочных картинках.Вместе с тем каждый из рассмотренных образовдемонстрирует известное равновесие между фольклорными и литературнымимоделями.Такоесбалансированноесочетаниеисточниковдля«новых»персонажей было, с одной стороны, необходимо, поскольку без него усвоениезрителем-крестьянином привнесенных извне моделей и ориентиров было бызатруднено.
С другой стороны, мы не исключаем того, что заимствованныетипажи были органичны для отдельных сфер традиционной культуры на позднемэтапе ее развития (молодежная среда, отходники и т.п.), поэтому соединениефольклорных и нефольклорных элементов в одном образе не было стольконфликтным.Обобщив полученные в ходе исследования результаты,мы выделилисмысловые доминанты каждого из рассмотренных персонажей а такжеопределили место, занимаемое отдельным образом или группой персонажей в19художественном мире фольклорного театра. Исследование начинается с изучениятрадиционных женских типов Старухи и Пахомихи. На наш взгляд, два этихкомических персонажа неслучайно попали на сцену фольклорного театра иоказались в одном художественном пространстве с новыми женскими типажами.Их комичность основывается на несоответствии идеалу женщины / жены втрадиционном понимании.
Таким образом, ониобъединены семантикой«антинормы», которая становится основой для переосмысления семейной ролиженщины в художественных рамках фольклорного театра. Следует такжеотметить, что отдельные мотивы драмы «Пахомушка» (измена / самостоятельныйвыбор жениха), являющиеся сюжетообразующими для бытовой сказки, народнойлирикиидр.,такжеактуальныдляхудожественныхжанровновойдемократической культуры, таких как любительский театр, мещанский романс,народные лубочные картинки.Сочетание традиционных, признанных моделей поведения с новомодными,престижными наиболее наглядно проявляется в женском типе МатреныИвановны.
Образ построен прежде всего на стилистических фарсовых контрастахдеревенских и городских привычек. С одной стороны, такой художественныйперсонаж свидетельствует об историческом процессе приобщения деревенскоймолодежи к городской культуре и нравам, а с другой – знаменует собойпоявление в традиционной культуре нового образа женщины – осознающей своювласть над мужчиной и свободной от социальных норм, регулирующихотношения между полами.Девица и Венера предстают перед зрителем новыми женскими типажами.Однако при всей своей экзотичности эти образы вписываются в традиционныекультурные схемы.Новые ценностные ориентиры, такие, как свободнаявозвышенная любовь, верность в разлуке, самостоятельность решений, власть надмужчиной и своей судьбой накладываются в этих персонажах на исконныетрадиционные ценности и архаические модели, отраженные обрядовымитекстами, волшебной сказкой, былиной, народной лирикой.
Таким образом,художественные образы Венеры и Девицы подчиняются не только пришедшим20извне моделям, но и по-своему разрешают назревшие внутри традиционногосообщества проблемы.Смерть является архетипическим образом, актуальным и для фольклора, идля авторской литературы. Встреча героя с неумолимой смертью хотя иварьируется на сюжетном уровне в фольклорных, литературных источниках, атакже в любительских пьесах, но не существенно. Специфический женский обликСмерти в фольклорном театре воплощает семантику сильного женского начала,лежащего в основе всех рассматриваемых женских типов.
За образом Смертиженщины, на наш взгляд, стоит непростой художественный механизм: онреактуализируетархетипическиесмыслы(неумолимость-власть,влечение-ужас, брак-смерть, смерть-брак и т.п.),красота-скрыто присутствовавшие в«смертоносных» образах народной культуры и утраченные аллегорическимилитературными образами. Это еще раз подтверждает тот факт, что фольклорныйтеатр не просто использует фольклорные источники в качестве формальностилевых клише, наполняя их модным, злободневным содержанием, но и ищетновогокачествапрежнимценностям,новыхформисконнымженскимсоставляющим традиционной культуры.Обобщение изложенных наблюдений привело нас к выводу о том, чтоженские образы фольклорного театра представляют собой не разрозненныетипажи, а объединяются в единый «женский мир».
Содержательную основу этогомира составляют такие базовые категории, как Любовь, Брак, Смерть, Честь,Воля, Власть, Выбор, Судьба, актуальные как для традиционной сферы, так и дляпрофессиональной и демократической культуры Нового времени.Важно отметить, что женский мир фольклорного театра неизолированноотдругихперсонажей.Женскийобразсуществуетраскрываетсявовзаимодействии с мужскими персонажами.Практически всем женским образам фольклорного театра соответствуютпарные мужские персонажи.
Парность основывается на гармонии либо наантагонизме и помогает отчетливее увидеть специфику как отдельного женскогообраза, так и системы женских персонажей в целом. Так, в фольклорном театре21существуют устойчивые альянсы, среди которых выделяются фарсовые пары ипары возлюбленных. Бóльший перечислительный ряд составляют мезальянсы иотношения, основанные на противостоянии. Таким образом, можно утверждать,что именно сфера взаимоотношений между мужчиной и женщиной становитсяодной из центральных тем художественной рефлексии фольклорного театра.Восходя в ходе анализа и интерпретации материала от частных образов кженским типам, от конкретных драматических сюжетов к уровню народноготеатра в целом, мы неоднократно отмечали, что женский мир фольклорноготеатра активно отражает процессы, происходившие в русской культуре XVII –начала XVIII веков.Новую эпоху характеризует повышенный интерес кчеловеческой личности, идея персональной ответственности за сделанный выбори его последствия, которые в большей или меньшей степени пронизывают иодушевляютвсесферыотечественнойкультуры.ВНовоевремяпересматривается место женщины в бытовой сфере (городская хозяйка должнабыла постоянно присутствовать во время ассамблей, вести разговоры с гостями,танцевать, принимать комплименты от кавалеров и т.п.).
Женские образыфольклорного театраотражают новые культурные явления как на внешнемстилевом уровне (модные городские костюмы, новые манеры), так и на уровнесмыслового наполнения (раскованность и рискованность поведения героиньсвидетельствует о переменах в понимании женских ролевых границ).В фольклорном театре, как и в драме XVII-XVIII вв. в целом, наблюдаетсясдвиг художественных установок актеров и зрителей отвнешних формпсихологизма, таких, как страх, смех, боль и т.д., к изображению внутреннегоэмоционального мира человека с его страстями и метаниями.
На сюжетномуровнетрадиционныеконфликты,построенныенакатастрофическом«выламывании» героя из жесткой социальной иерархии, сменяются рядомдинамичных столкновений его индивидуальных интересов и чувств не только ссоциальными нормами и стереотипами, но и с личными предпочтениями другихперсонажей. В этом плане именно женские персонажи фольклорного театра, ихповедение, облик и саморепрезентациянаиболее ярко отражают осознание22носителем традиционной культуры категорий самостоятельного человеческоговыбора и индивидуальной судьбы.Традиционные женские жизненные ценности (любовь, брак, счастье)остаются определяющими для сюжетов фольклорной драмы, но преломляютсясквозьпризмуосознаннойсилыиндивидуальнойволиивластинадобстоятельствами. Фольклорный театр развертывает перед глазами зрителя новыежизненныесценарии,расширяющиеграницытрадиционноговосприятияженщины и ее судьбы.По теме диссертации опубликованы следующие работы:Феоктистова С.С.Система женских образов фольклорного театра: отфольклорных стереотипов к ценностям Нового времени // Известия РоссийскогоГосударственного Педагогического Университета им.
А.И. Герцена. №12 (89).СПб., 2009, 8 с.Феоктистова С.С.Парные персонажи в русском фольклорном театре //Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И.Герцена. №96. СПб., 2009, 8 с.Феоктистова С.С.Образ Венеры / Богини в русском фольклорном илюбительском театре // Российская славистическая фольклористика: путиразвития и исследовательские перспективы. Материалы Международной научнойконференции к 100-летию со дня рождения проф. Н.И. Кравцова (Москва, 9-10ноября 2006 г.). М., 2007, 6 с.Зинина С.С.
Женский мир ряженья // Сборник материалов Международнойконференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», М., 2006,3 с.Зинина С.С. Брак-Смерть: женщина и судьба в русском фольклорном театре// Сборник материалов Международной конференции студентов, аспирантов имолодых ученых «Ломоносов», М., 2008, 3 с.Общий объем публикаций: 2 печатных листа.23.