Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Женские образы русского фольклорного театра

Женские образы русского фольклорного театра, страница 2

PDF-файл Женские образы русского фольклорного театра, страница 2 Филология (31127): Диссертация - Аспирантура и докторантураЖенские образы русского фольклорного театра: Филология - PDF, страница 2 (31127) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Женские образы русского фольклорного театра", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Таким образом, Старуха / Баба вфольклорном театре вписана в рамки традиционного семейного уклада, но далекаот исконной роли доброй хозяйки.Старуха как самостоятельный (непарный) персонаж охарактеризована иначе.В драме «Как француз Москву брал» она прогоняет Наполеона, грозя ему вилами.С одной стороны, в таком образе можно видеть фарсовый прием (немощноеоказывается сильнее, чем самоуверенный завоеватель). С другой стороны, наархетипическом уровне самостоятельная, деятельная Старуха связывается сосмертью, что подкрепляется такими часто встречающимися в фольклорныхпьесах сравнениями, как «черт», «сатана», «Баба-Яга». Такая интерпретацияобраза Старухи / Бабы дополнительно аргументируется в заключительной главеработы, посвященной образу Смерти-бабы.Во второй главе рассматривается женский тип Невесты / Молодой жены,который в фольклорном театре олицетворяет Пахомиха и однотипные с нейгероини, охарактеризованныекакнеумехи, негодные невестыижены.Неумелость и неверность – негативные качества для традиционного сообщества(в этом отношении важно подчеркнуть сходство с образом Старухи, являющимсобой «антипример» бабы).

Образ же послушной, хозяйственной, то есть«правильной» жены и невесты в фольклорном театре прорисован неярко (так,скромной невесте Параше в одноименной пьесе принадлежит всего однареплика).При исследовании возможных источников данного женского типа втрадиционном фольклоре нашлись точные соответствия образу неумелой невесты/ молодой жены в молодежной игре. Однако при всех совпадениях, играпротивопоставляет неумелой невесте будущий статус молодой жены, обученнойсоциумом и собственным опытом замужней жизни, тогда как в фольклорномтеатре молодая жена сулит только несчастья.Таким образом, специфика рассматриваемого женского типа фольклорноготеатра заключается в присущей ему «деструктивной динамике»: Пахомиха из7неумелой невесты становится неверной женой.

Такая логика развития персонажане характерна для игрового фольклора, к которому непосредственно восходитдрама «Пахомушка». Нарушение традиционной динамики (неумелая невеста →хозяйственная и верная молодая жена), свидетельствует о создании в рамкахфольклорной пьесыхудожественного образа неверной жены, побуждающегозрителя к рефлексии таких категорий, какженская доля, счастье, свобода,индивидуальный выбор.Осмысление названных категорий происходило не только в рамкахфольклорного театра, но и в традиционных фольклорных жанрах сказки,пословицы, необрядовой лирики, игрового фольклора; подобная рефлексиясопровождала и свадебный обряд нового времени. Разница изображения, пафосаи оценки при разработке общего мотива свободного выбора брачного партнера иассоциативно связанного с ним топоса допустимости / недопустимости женскойизмены определяется разностью художественных и прагматических задач,решаемых каждым из рассмотренных жанров: обряд, сказка и пословицаформулируют и дидактически удерживают социальную норму; лирика, игра ифольклорный театр норму обыгрывают, тем самым раздвигая (если не разрушая)ее границы.Таким образом, персонажи, относимые к женскому типу Пахомихи, если и невыделяются принципиально из ряда параллельных образов песенного фольклора,бытовой сказки, пословицы и молодежных игр, тем не менее, будучи частьюновой художественной системы, они служат актуализации традиционныхмоделей с целью их переосмысления.В третьей главе анализируется образ Матрены / Маланьи Ивановны,невесты или подруги Петрушки.

Она олицетворяет собой актуальный для эпохитип девушки, приехавшей из деревни в столицу и приобщившейся к городскойкультуре (модная одежда, танцы и т.д.). Смысловые доминанты образа – это, содной стороны, доступность и падкость на подарки и «любезное» обращение, а сдругой стороны – властность (Матрена Ивановна своевольна, капризна, так чтоПетрушка перед нею робеет). К женскому типу корыстной, своевольной и8легкомысленной девицы мы также отнесли таких персонажей, как Аришенька,обирающая старика, сидя у него на коленях, и пускающиеся в парные веселыепляски Барыня, Межевая.Особое внимание в данной главе уделено значению пышного костюмагероинь и роли парной пляски, неизменно завершающей сценки с их участием.Нарядный городской костюм, с одной стороны, отсылает к дамамлюбительских интермедий и лубочных картинок, уделяющих особое вниманиедеталям своего туалета (мушки, высокие прически и т.

д.); с другой – связан сфольклорной традицией праздничных гуляний. Функционально и тот, и другойконтекст позволял продемонстрировать статус илиприобрести право навыходящую за рамки обыденного модель поведения. В случае ряженья «баскими»наряд имел функцию, близкую к маскарадной, – наделял рядящихся новымобразом, разрешающим иную логику действий. Здесь можно говорить о«поведенческой расшифровке» богатого наряда – предложении взять себя замуж.За городской одеждой, демонстрируемой во время гуляния, стояла иная, близкаяк театральной, цель – подражание, воплощение модного образа. Так,«выряженность» Матрены Ивановны и близких ей персонажей, на наш взгляд,свидетельствует о двух культурных механизмах: с одной стороны, здесь очевиднонеуклюжее подражание чужой моде; с другой– за таким внешним видомзакреплено новое поведение в отношении мужчины – раскрепощенное и дажевластное.В плане сценической функции пляски важно учитывать тот факт, что втрадиционной системе представлений существовали два вида танцев –«приличные» (хороводные, размеренные) и «неприличные» (динамичные,зажигательные, парные), которые ассоциировались с бесстыдно разгульнымповедением.

Именно такими танцами, как правило, завершаются сюжетыфольклорного театра, что свидетельствует в разных контекстах либо оборганической, либо о заимствованной культурной установке на раскрепощение.Возвращаясь к двум проанализированным выше женским типам (Старуха иНевеста / Молодая жена), мы намечаем следующую динамику культурных9стереотипов, характеризующих отношения женщины и мужчины: беспомощнаяженщина, полностью подчиненная мужчине (Старуха / Баба) → девица/женщина, свободная в выборе брачного партнера, неверная в браке (Невеста /Молодая жена) → девица / женщина, раскрепощенная в добрачных отношениях,руководствующаясякорыстнымисоображениямипривыборежениха,властвующая над мужчиной (Матрена Ивановна). Все три образа, однако, носятфарсовый характер, призваны комически трансформировать традиционные иновыеженскиеролевыестандарты,чтообъясняетихсхематичность.Последующие же типы женских персонажей обретают определенную глубину ихудожественную сложность образа, хотя нередко служат выражению близкогоидейного содержания.Предметом анализа в четвертой главе становится образ Наташи / Ларизы /Девицы / Даммы.

Это тип неподкупной «невинной девицы», верной своемувозлюбленному даже в плену у разбойников, и предпочитающей смерть браку сАтаманом. Вокруг гордой и возвышенной Девицы выстраивается определеннаякультурная иерархия: саморепрезентация героини говорит о ее высокомнравственномстатусе,несовместимомсмиромразбойников,пьяниц,низменными ценностями (деньги, женские наряды). Любопытно, однако, что посвоему внешнему виду героиня скорее попадает в категорию рассмотренных втретьей главе городских модниц. Но в ходе сюжета Наташа /Лариза раскрываетсяименновкачестветрагическойгероини.Следовательно,мыможемрассматривать образ Девицы в фольклорном театре как другой вектор развитияобраза «прекрасной» городской жительницы, противоположный линии МатреныИвановны.

Наташа / Лариза воплощает новый для фольклорной традицииженский характер, который становится ориентиром для молодежи, стремящейсяприобщиться к городской культуре.Характерно, что рассматриваемый персонаж имеет по меньшей мере пятьвариантов имени, разных по звучанию и происхождению: Наташа / Капочка /Лариза / Раиса / Дамма. Столь разнообразные имена персонажа фольклорноготеатра очевидно свидетельствуют о комбинации в рамках одного образа10фольклорных и привнесенных авторской литературой элементов. Более того,материал показывает, что созданный образ может апеллировать к обеимкультурным сферам одновременно. Так, гордая непреклонность и дерзостьДевицы,соднойстороны,соответствуетповеденческиммоделям,сформированным народными молодежными играми с символикой свадьбы инародными семейными песнями, эмоционально отвергающими неравный брак, сдругой – такая семантика характерна для женских героинь любительского театра,который, в свою очередь, основывался на переводной западноевропейскойлитературе.

Экзотические имена героинь (Раиса, Лариза и т.п.), стандартыизысканного обращения с женщинами (красивое ухаживание, пение романсов,поединки за даму и т.п.), их нравственные императивы (верность любви любойценой),очевидно,былипривнесеныизлитературныхисточниковилипосредством любительского театра. Народную сказку, балладу, фольклорный илюбительский театр одинаково привлекал сюжет о девице, попавшей в плен кразбойникам. Однако исход этого сюжета положителен в любительском театре(девица спасена возлюбленным) и драматичен – в народной балладе (пленницаостается без мужа и сына) и фольклорном театре (девица погибает).Помимо художественных элементов других жанровых форм, фольклорнымтеатромусваивалисьикультивируемыеимиценности.Усвоениюзаимствованных ориентиров, однако, могли сопутствовать непростые культурныепроцессы. Так, категории невинности невесты и верности возлюбленному,характеризующие образ Девицы / Ларизы, имеют двойственное происхождение:исконная традиционная норма девичьей чистоты до брака и невозможностиизмены претерпела переоценку, что отразилось в поздних фольклорных жанрах иэтнографических сведениях, но «вернулась» как нравственный стандарт, стоящийза понятием чести и возвышенной любви, вместе с распространением любовноавантюрной сюжетики.Точно так же, взаимная связь категорий «любовь», «брак» и «смерть» имеетразную смысловую подоплеку в фольклорной и литературной традиции.Традиционной культуре свойственно архаичное восприятие смерти и брака как11сопоставимых явлений, несущих с собой необратимую личностную и социальнуютрансформацию.

На уровне литературной метафоры или романтической коллизииэта связь имеет следующее смысловое наполнение: «смерть, предпочитаемаябраку как свобода, предпочитаемая вечной несвободе», выбор в ситуации, непредполагающей выбора. Фольклорный театр в силу своей «пограничности»,вероятно, апеллирует к обеим культурным интерпретациям.Существенно повлияли на фольклорный театр любительские пьесы, образнопредставляющие зрителю новые аксиологические ориентиры: фортуна, любовь,счастье, честь, истина.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее