Женские образы русского фольклорного театра
Описание файла
PDF-файл из архива "Женские образы русского фольклорного театра", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Феоктистова Светлана СергеевнаЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРАСпециальность 10.01.09. – ФольклористикаАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква2009РаботавыполненанакафедреРусскогоустногонародноготворчестваФилологического факультета Московского Государственного Университетаимени М.В. ЛомоносоваНаучный руководителькандидат филологических наукАлпатов Сергей ВикторовичОфициальные оппонентыдоктор филологических наук, профессорЗуева Татьяна ВасильевнаМосковский Педагогический ГосударственныйУниверситеткандидат филологических наук, старшийнаучный сотрудникСорокина Светлана ПавловнаИнститут Мировой Литературыим.
А. М. Горького Российской Академии НаукВедущая организацияМосковский Городской ПедагогическийУниверситетЗащита состоится10 февраля 2010 г.на заседании Диссертационного советаД 501. 001. 26 в Московском Государственном Университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119991, г.
Москва, МГУ, Ленинские горы, 1-й учебныйкорпус, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультетаМГУ.Автореферат разослан____________________________ г.Ученый секретарьдиссертационного советакандидат филологических наук, доцентА.Б. Криницын2Предметом исследования стал женский образ в русском фольклорномтеатре.Исследуемая тема разрабатывалась преимущественно на материалеактерской драмы и кукольных представлений (театр Петрушки, вертеп), крометого, привлекались тексты других жанровых разновидностей фольклорноготеатра (раек, прибаутки балаганных и карусельных зазывал, медвежья потеха).Основнойкорпустекстовисследованиясоставили:классическиедореволюционные собрания фольклорной драмы1, научные публикации пьеснародного театра в серийных сборниках и фольклористической периодике2,материалы фольклорных экспедиций из архивов кафедры фольклора МГУ им.М.В.
Ломоносова, Рукописного отдела ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Институтаистории, этнографии и фольклора АН Республики Беларусь.Актуальностьтемыисследованияобусловлена,соднойстороны,недостаточной изученностью всего круга женских персонажей фольклорноготеатра, а с другой – их специфичностью. В силу выраженной социальнойтематикипьесоказываютсяфольклорноготеатраперсонажи-мужчины,главнымидействиямидействующимикоторыхлицамиорганизуетсядраматический сюжет, что объясняет сфокусированность основного вниманияпредшествующих исследователей именно на этих образах.
Однако женский образв большей степени, нежели мужской, отражает специфику фольклорного театракаксинтетическогохудожественныежанровогоэлементыиявления,установки,сочетаявтранслируясеберазнородныетрадиционныеиприобретенные ценности, демонстрируя порой противоречащие друг другуповеденческие модели.Цель и задачи исследованияЦельисследования—показатьдинамическоесосуществованиеимногоуровневое взаимодействие различных типов женских образов фольклорной1Н.Е. Ончуков Северные народные драмы. СПб., 1911; Н.Н.
Виноградов Народная драма «ЦарьМаксимильян» // Сборник ОРЯС АН, том XIX. СПб., 1914 и др.2Русская народная драма XVII – XX вв. Сост. П.Н. Берков. М., 1953; Народный театр. Сост. А.Ф. Некрыловаи Н.И. Савушкина. М., 1991; Савушкина Н.И.
Новые записи народной драмы в Сибири // Фольклор и3драмы, обусловленное разной идейной, стилевой и функциональной природойисточников народной драмы, с одной стороны, и жанровой спецификой пьеснародной театра, с другой. В связи с поставленными целями сформулированыследующие задачи:описание и систематизация женских образов русскогофольклорного театра; выявление поэтических механизмов создания образаженщины в фольклорном театре; определение фольклорных и нефольклорныхисточников установленных типов женских образов; сопоставление описанныхженских типов русского фольклорного театра со стереотипными образамиженщин в фольклорных и нефольклорных жанрах ивыявление механизмовтрансформации образов-«источников» в художественные образы народнойдрамы.Научная новизна работыНастоящая работа представляет собой первое научное исследование,сделавшее женские образы фольклорного театра предметом специальногокомплексного изучения.Методология работыПри изучении женских образов фольклорного театра в рамках настоящейработы был применен комплексный подход, использующий фундаментальныефилологические методы анализа и интерпретации фольклорного текста, методысопоставительного изучения произведений фольклора, литературы и массовойгородской культуры в сочетании с методиками анализа этнографического иисторико-культурного контекста.Теоретическая и практическая значимость работыРезультаты проведенного комплексного исследования женских персонажейфольклорноготеатратеатроведческих,могутбытьиспользованыкультурологическихвфольклористических,(социологических,гендерных)исследованиях, при обновлении разделов общих курсов по фольклору и историилитература народов Сибири.
Вып. 5. Омск, 1981; Дореволюционный фольклор на Урале. Сост. В.П.Бирюков. Свердловск, 1936 и др.4русской литературы XVIII – XIX веков, при разработке спецкурсов пофольклорному театру и массовой городской культуре Нового времени.Апробация результатов исследованияПо теме диссертации были сделаны доклады на Ломоносовских чтениях 2006и 2007 гг.
(МГУ имени М.В. Ломоносова) имеждународной научнойконференции «Российская славистическая фольклористика: пути развития иисследовательские перспективы», посвященной памяти Н.И. Кравцова (Москва2006 г.). Содержание диссертации отражено в 5 публикациях.Структура работыКаждому из выделенных в ходе исследования типов женских образов(«Старуха», «Пахомиха», «Матрена Ивановна», «Наташа / Лариза», «Венера»,«Смерть-баба») соответствует самостоятельная глава основной части.
Результатыанализа определенного женского типа обобщаются в конце главы. Работаснабжена теоретическим Введением, итоговым Заключением и Библиографией(более 170 наименований).ВоВведениирассматриваютсяособенностинародноготеатракаксовокупности жанровых форм фольклорной традиции и, одновременно, каккультурного явления Нового времени, что позволяет определить специфику егохудожественной образности.В историографическом разделе Введения проводится обзор исследований,посвященных диахронному и синхронному аспектам изучения фольклорноготеатра.
Рассмотрение концепций, посвященныхстадиально-типологическимотношениям и генетическим связям обряда, необрядового игрового фольклора ифольклорноготеатрадемонстрируетсложностьинеоднонаправленностьпроцесса развития жанровой системы русского фольклора. Самостоятельнаячасть введения посвящена проблемам взаимодействия фольклорного театра сформами городской демократической культуры (в особенности, с любительскимтеатром).Сточкизрениясинхронногобытованияразностадиальныхиполифункциональных форм фольклорного театра основное внимание было5уделено общим для всей художественной системы народной драмы принципамизображения персонажа (героя, человека).Принципы изучения женских образов народного театра как интегральногоаспекта изучения образа человека в фольклоре были сформулированы нами сопоройнапредшествующиеисследованияданнойпроблематикивфольклористике, этнолингвистике, культурной антропологии (Т.А.
Бернштам,М.А. Дмитровская, С.Е. Никитина, Т.В. Зуева, Г.И. Кабакова, Н.В. Новиков, Е.М.Мелетинский, Н.А. Криничная, О.А. Черепанова и др.).Женские образы народной драмы рассматриваются в контексте «женскогомира»фольклорноготеатра,которыйхарактеризуетсяцелымрядомхудожественных элементов и категорий, систематизированных нами в единуюконцептуальную парадигму (имя, половозрастной и социальный статус,внешность, чувства, поведенческие модели, стереотипные жесты, характерныеатрибуты, самохарактеристика и характеристика, исходящая от другихперсонажей, ролевая характеристика и связанные с персонажем абстрактныекатегории), на основе которой проводилось аналитическое описание женскихобразов пьес народной драмы, их классификация по типам и изложениематериала в главах Основной части.Первая глава посвящена образу Старухи / Бабы в фольклорном театре.Старуха, как правило, выступает в паре со Стариком; вместе они воспроизводят(в комическом ключе) традиционную семейную модель «муж – жена».
Старухавсегда в подчиненной позиции – она всюду следует за мужем и охотно илинеохотновыполняетегоуказания,препираетсяилижалуется.Несамостоятельность персонажа усиливается глухотой, глупостью, неумелостьюи некрасивостью. Такой образ Старухи стереотипен: по своей смысловойструктуре и сюжетной роли он совпадает с аналогичными фарсовымиперсонажами игр ряженых, бытовой сказки и лубочных листов.Образ Старухи как парного персонажа представляет собой антипримержены-хозяйки. Образ скромной хозяйки фольклорному театру в принципе неорганичен: он заключен в песенные рамки как некое напоминание о6традиционныхженскихролевыхстандартах,невполнеуместныхдляхудожественного мира фольклорной драмы.