Диссертация (Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)". PDF-файл из архива "Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
В разных странах интерес к дневниковымзаписям возникал в разные периоды. Ранее всего эта работа начала вестись вАнглии, где уже в начале XIX века Уильям Мэтьюз составляет библиографиюдневниковых записей, созданных на территории Англии, Шотландии иИрландии в период с XV по конец XVII века. Мы также можем проследитьисторию создания разнообразных немецкоязычных дневниковых записейначиная с XVI века. В России основной пласт дневниковых записей, созданныхна русском языке, относится к более позднему периоду, начиная со второйполовины XVIII века.
Однако и здесь исследователя зачастую ожидает 82McKay E. The Diary Network in Sixteenth and Seventeenth Century England. ERAS Journal: [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.arts.monash.edu.au/publications/eras/edition-2/mckay.php, свободный. (Датаобращения: 15.09.2015).83Цит. по: Beadle J. A Journal, Or Diary of a Thankful Christian.
Taylor & Francis, 1996. С. 38.36 37 разочарование. Многие документы были уничтожены, многие до настоящегомомента хранятся в архивах, недоступные широкому читателю»84.Дневники XV–XVI вековИстория дневника как формы художественной и мемуарной литературынасчитывает, таким образом, более пяти веков. Отметим, что за это времядневник много раз подвергался серьезным структурным и смысловымизменениям. «Как уже упоминалось ранее, говоря о дневниках, мыосновываемся на достаточно скудном материале.
Примеры наиболее древнихдневников относятся к английским источникам. В распоряжении исследователяна сегодняшний день имеется несколько (не более 10) дневников XV века,около 30 дневников XVI века, а начиная с XVII века данная форма приобретаетвсе большую популярность, англоязычные источники насчитывают уже более300 текстов, аналогичная тенденция прослеживается и в других странах.Говоря о текстах, предшествующих XVII веку, не следует забывать, что усовременного понятия «дневник» на тот момент есть несколько возможныхобозначений.
Наряду с привычным «Diary» в английских источниках такжевстречаются (реже) немецкое «Tagebuch» и (чаще) французское «Journal» илатинское «Diurnal». Все четыре слова обозначают дневник, в структурекаждого из них есть отсылка к факту написания текста на ежедневной основе[Die (лат.), Jour (франц.), Tag (нем.) обозначают «день» в каждом изупомянутых языков]»85. Однако в текстах XV–XVII веков данные обозначениямогут выступать как синонимы.Здесь необходимо также упомянуть, что в случае дневников авторы самиотносят свои тексты к тому или иному жанру, что может служить причиной дляих ошибочной идентификации. 84 Ромашкина М. В.
Дневник: эволюция жанра // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15447, свободный.(Дата обращения: 15.09.2015). 85 Ромашкина М. В. Дневник: эволюция жанра // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15447, свободный.(Дата обращения: 15.09.2015). 37 38 Проблема определения литературного жанра поднималась еще в 70-егодыXXвекалитературныхГ.Н.Поспеловым,жанровоченькоторыйслабоотмечал,разработаначтов«проблемасовременномлитературоведении.
Даже сам термин «жанр» употребляется по крайней мере вдвух разных смыслах. <…> Без сопоставления одних жанров с другими трудновыяснить своеобразие каждого из них. <…> Невозможно также считатьжанровым свойством композиционную мотивировку произведения. <...> Изэтого следует, что особенности того или иного жанра никогда невозможноискать только в особенностях формы литературных произведений, вособенности их построения, их структуры. Жанровую составляющую надонепременно искать прежде всего в пределах содержаний произведений»86.Безусловно,заистекшийвременнойпромежутокданныйвопросразрабатывался в трудах целого ряда ученых, в том числе сотрудникамиКафедрытеориилитературыМосковскогоуниверситета87,однакоопределенные терминологические расхождения можно наблюдать вплоть донастоящего момента.Так или иначе, дневники, относящиеся к XV–XVI векам (по крайнеймере,доступныесовременномучитателю),неявляютсятаковымивсегодняшнем понимании данного термина.
Они основаны или на заметкахпридворных, или на событиях тех или иных миссий дипломатическогохарактера, или больше напоминают путевой дневник (например, А. Дюрер«Семейные Хроники. Дневник из путешествия в Нидерланды 1520–1521 гг.»).Дневники XVII векаВ XVII веке дневники «приобретают более интимный, личный характер,из документа эпохи превращаясь в «оттиск» личности»88.
Кроме того, 86Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. С. 152.Например, в учебном пособии: Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева, А. Я.Эсалнек. 4-е изд., перераб. и доп.
М.: Высшая школа, 2006. С. 387–395.88 Ромашкина М. В. Дневник: эволюция жанра // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15447, свободный.(Дата обращения: 15.09.2015). 8738 39 поскольку уровень грамотности в Европе XVII века значительно повышается(если в середине XVII века только 30% населения могли читать и писать, кконцу века эта цифра возрастает до 47%, а к середине XVIII века – до 62 %),дневниковая форма выходит за пределы высших кругов общества. Вследствиеэтого появляется все больше дневников, написанных представителями среднегокласса. Типичным примером будет являться знаменитый «Дневник СемюэляПипса»89.Однако в этот период также создается целый ряд текстов, которые поформе своей не будут являться дневниками, хотя и определены авторамиподобным образом.Дневники XVIII–XX вековСледующие несколько веков могут считаться расцветом дневниковойформы, в этот период проявляется все многообразие дневников, созданы нетолько личные дневники, которые ведут большинство писателей (Л.
Н.Толстой, Ф. М. Достоевский, Льюис Кэролл, Вальтер Скотт и т. д), политики,актеры, музыканты, художники (а значит те, кто не связан напрямую сословотворчеством (П. И. Чайковский, В. Нижинский, Ф. Кало). Создаютсятакже дневники, которые созданы для того, чтобы сразу же стать доступнымиширокой общественности («Дневники» братьев Гонкур, «Дневник писателя»Достоевского), или те, что будут вскоре уничтожены их создателями (дневникиКафки, дневник Серена Киркегора в период с 1840 по 1850 год).Примечательно, что в XX веке представляется, казалось бы, невероятным,«чтобы знаменитый политический деятель не вел дневник, поэтому возникаютдневники-подделки, такие как дневник Адольфа Гитлера, якобы обнаруженныйв1979году.Этопериод,когдаупомянутыйвышеразрывмеждусохранившимися дневниками в разных странах значительно сокращается (еслиосновыватьсянаевропейскомматериале),количествотекстовдляисследователя достаточно велико.
В этот период продолжается тенденция, 89The Diary of Samuel Pepys (ed. by R. Latham and W. Matthews). California: University of California Press, 1983.39 40 начавшаяся еще в XVII веке, когда написание дневников постепенно перестаетбыть прерогативой высшего общества.Однако увеличившееся количество материала вытесняет дневникипростых обывателей из поля научного интереса исследователей. Если дневникиXV–XVII века – материал для изучения не только и не столько литературоведа,сколько один из немногочисленных источников информации для историка,социолога, лингвиста, то о более позднем периоде существует целый рядпрочих свидетельств, поэтому все больше внимание исследователей и (какследствие) читателей концентрируется на дневниках людей, прославившихся втой или иной области.
Вместе с тем в XX веке во время Второй мировой войныможно наблюдать обратный процесс, когда Анна Франк, Этти Хильсам, ОттоВульф, Нина Луговская становятся известны широкому читателю толькоблагодаря своим дневникам, описывающим пережитое во время войны.Дневники XVIII–XX века отличает от дневников предшествовавшихпериодов еще одна особенность.
В конце XVII – начале XVIII векадневниковые записи оказываются настолько популярны, что становятсяобъектом для подражания писателей, возникают первые художественныедневники. С этого момента у создателей частных дневников появляется ещеодин ресурс для подражания – художественные дневники»90.Дневники XXI векаПоскольку дневники, как упоминалось ранее, – максимально личная,интимная литературная форма, «говорить о частных дневниках, написанных впоследние годы, еще слишком рано, так как лишь малое число текстов сталодоступным широкому читателю.
Однако в последние десятилетия появляетсяновая разновидность дневниковых записей – веб-дневники, блоги. Каждыйжелающий может создать свой дневник-блог, добавлять туда записи, самопределять, кого он допускает быть своим читателем. Значимое отличие этой 90 Ромашкина М.
В. Дневник: эволюция жанра // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15447, свободный.(Дата обращения: 15.09.2015). 40 41 новой литературной формы от дневника заключается в сознательнойпубличности, поскольку большое количество читателей блога являетсяпоказателем его успешности. В последние годы даже появляется новаяпрофессия–«блоггер».Новейшиедневникипродолжаюттенденциюпредыдущих веков по максимальной демократизации жанра»91, сегодня каждыйпользователь интернета может стать успешным (то есть читаемым и широкоизвестным) блоггером.Говоря о дневниках различных периодов, мы уже обращали внимание нато, что если для XVI–XVII веков исследователи располагают лишьнесколькими сотнями текстов, каждый из которых, ввиду их общеймалочисленности, представляет интерес для изучения, то начиная с XVIII векаколичество дневниковых записей, составляемых людьми различных сословий,возрастов и положений, возрастает в десятки тысяч раз.