Диссертация (Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации". PDF-файл из архива "Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Очерки по историческойпоэтике» в 1937-38 гг. М.М. Бахтин предложил теорию хронотопа, сформулировавновые представления о пространстве и времени в произведении искусства. Понятиебыло заимствовано из теории относительности А. Эйнштейна. М.М. Бахтин,34послушав в 1925 году доклад А.А. Ухтомского о биологических основах хронотопа, вкотором были затронуты также вопросы эстетики, определил хронотоп следующимобразом: «Существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений,художественно освоенных в литературе …(что значит, в дословном переводе «времяпространство»)» (Бахтин, 1975).
В этом контексте представляет интерес кругработ различной направленности, в который входит, по мнению Т.Н. Березиной(Березина, 2003), изучение пространственно-временных образных гештальтов уЛ.М. Веккера и Б.Ф. Ломова. В связи с этим, важными являются: разработка идей«образа мира» А.Н. Леонтьева, а за ним С.Д.
Смирнова; трактовка чувственногообраза как хронотопа в концепции В.П. Зинченко, а также ментальные репрезентацииобъектов, категории, когнитивные карты, смыслы, планы у Дж. Брунера, У. Найссераи представления о преобладающих индивидуальных врожденных параметрах –временных темпоральных типах («спешащие», «точные», «медлительные»), поБ.И. Цуканову.Положение о существованиитак называемого«хронотопа» выдвинулА.А. Ухтомский, определив его как спаянное единство пространства и времени,которое зафиксировано в предметности человеческого мира, его событийности, вформальной логике. Хронотоп, по Ухтомскому, имеет размерность, то есть единицуизмерения; интервал хронотопа – это интервал между событиями.
Прошлые событияимеют тенденцию удаляться от человека, будущие – приближаться. При этом онполагает, что время выступает не просто фактором, влияющим на течение событий, а«порядком распределения вещей», то есть, чем-то пространственным. Нравственнаясоставляющая учения Ухтомского открывает исследователю не только и не столькофизиологическую правду идеи доминанты, господствующей, по мнению автора, вмозговой деятельности человека, но и логику и смысл времени в драме человеческойжизни, о которой писали Выготский и Ухтомский: «Единственный по достоинству изначению и никакими силами не повторяемый опыт жизни дан тебе в переживаемыетобой дни.
Они даны так, чтобы никогда не повториться; и ничем не можешь ты ихзаменить, когда они прошли. Тогда, когда вслушиваешься в них со всем напряжениемтвоего внимания, как врач вслушивается в то таинственное, что делается в груди егоближнего, тогда откроется тебе Великая Трагедия, составляющая существоВсемирной жизни! И тогда впереди ты предувидишь открытие конкретнейшейИстины в Судный день Христов» (Ухтомский, 1921-1922, 2002).В 1925 году Ухтомский выступил с докладом «О временно-пространственномкомплексе, или хронотопе», показав важность идей Г. Минковского и А. Эйнштейна35для развития теоретической нейрофизиологии и биологии.
Реальность Ухтомскийпонимает как хронотоп, в котором абстрагировать отдельные явления можно лишьискусственно: «С точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, ноживые и неизгладимые из бытия события» (Ухтомский, 2002, с. 343). Ухтомскийуказывает на принципиальную тождественность своего учения о доминанте ипредставления о хронотопе, использующегося в физике, так как «в нервныхэлементах еще более подчеркнута зависимость каждого момента времени отпредшествующих» (Ухтомский, 2002, с.
351).Термином «хронотоп», как формально-содержательной категорией литературы,оперировал также М.М. Бахтин. Автор указывает на то, что хронотоп определяетпроизведение в его отношении к действительности, жанр и образ человека и темсамым – ценностный компонент. Таким образом, термин был введен в сферугуманитарных наук и понимался при этом как «существенная взаимосвязь временныхи пространственных отношений» (Бахтин, 1975). Через «живое художественноесозерцание» возможно постичь хронотоп, определяющий произведение искусства вего единстве, цельности и полноте (Бахтин, 1975). Ведущим началом в хронотопеБахтин считал время, которое, однако, всегда раскрывается в пространстве.Пространство, с его точки зрения, «осмысливается» временем, происходятпересечения, слияния пространства и времени в едином целом.
Бахтин указывает наразличные трансформации хронотопа: «Время здесь сгущается, уплотняется,становитсяхудожественно-зримым;пространствожеинтенсифицируется,втягивается в движение времени, сюжета, истории» (Бахтин, 1975).В.П. Зинченко,развиваяидеюхронотопа,образноназываетпрошлое,настоящее и будущее «тремя цветами времени». По его мнению, существуетнекоторая фиксированная «точка интенсивности», которая может представлять собой«виртуальную единицу вечности» (Зинченко, 1997). Пространство и время души,полагает автор – это также области хронотопии.
Мыслитель Мацуо Басе, в беседе сучеником Кёрай, утверждал, что именно в этой точке начинается истинная красота,бурный прилив духовной энергии, час души, состояния озарения, названныесветовым конусом (Пригожин, 2001, с. 155). Овладение этими состояниями,собственной душой, своим миром – особая работа, «трансцендентальный привод»,«зарядка бытия», «событие и гроза» (О. Мандельштам).А.Дж. Делонг, как мы уже отмечали в предыдущем параграфе, выдвинул идеюоб эмпирической относительности пространства и времени и их связанности между36собой, которая будет проверена нами в экспериментальной серии исследований.Таким образом, мы рассмотрели еще одну линию психологического изучениявремени, в которой время рассматривается в совокупности с пространством как некийцелостный феномен, который был назван «хронотопом».
При этом, здесь так же, каки в рамках количественно-дискретных подходов, время понималось с точки зренияего протяженности, длительности, рассматривалось соотношение времени ипространства.1.4. Теоретический обзор качественных концепций временной перспективыличности1.4.1 История качественных подходов к временной перспективе личностиВ современной психологии встречается целый спектр синонимичных термину«временная перспектива» понятий: «жизненная перспектива», «перспективабудущего», «временная перспектива будущего» «психологическая перспектива»,«личностная перспектива», «личное будущее», а также «временной кругозор»,«индивидуальное восприятие оставшегося времени жизни» и др.
Заметный вклад вразработку вопросов временной перспективы личности внесли такие авторы, какК.А. Абульханова-Славская, Г.А. Архангельский, Р.А. Ахмеров, Т.Н. Березина,Е.И. Головаха,В.И. Ковалев,А.А. Кроник,А.В. Петровский,А. Сырцова,В.Э. Чудновский, П. Балтес, Р.
Кастенбаум, A. Aall, A. Adler, G. Allport, L.B. Ames,J. Arlow, Ch. Bühler, C.A. Colarusso, T.J. Cottle, P. Fraiss, L.K. Frank, P. Hartocollis,W. Lens, K. Lewin, A. Maslow, R. May, J. Kelly, J. Nuttin, B. Zazzo, P.G. Zimbardo и др.Для выявления феноменального и понятийного поля временной перспективы очертимдля начала круг связанных с ней, исторически сложившихся в науке терминов.В трудах У. Джемса обнаруживается описание феноменов, касающихсяпредставления человека о времени и содержащих некоторые наблюдения, которыеотсутствуют в современных исследованиях.
Автор пытается разгадать загадки,связанные с восприятием, переживанием времени в особых состояниях сознания. Вэтой связи, Джемс ссылался на Канта, полагавшего, что субъективнаяпродолжительность времени зависит от интенсивности впечатлений, а связьускорения и замедления времени - с разнообразием или монотонностью времени. ПоКанту, способность вспоминать и предвидеть создаёт условия формированиявременной связи восприятий настоящего. В свою очередь, Джемс отмечалсоотносительность оценки продолжительности более значительных промежутков37времени и наполненности их интересными впечатлениями.
Согласно егонаблюдениям, время, заполненное разнообразными впечатлениями, кажется быстропротекающим, а при воспоминании о нем – очень продолжительным. И обратно –время, не наполненное впечатлениями, кажется длительным, протекая, а пройдя,представляется короче (Гюйо также предполагал, что время измеряется числомвоспринимаемых в этом временном промежутке событий). Так, Джемс, предвосхитивэкспериментальные исследования ученых ХХ века, полагал, что существуютминимальные интервалы времени в несколько секунд, которые неподвластны нашемунепосредственному восприятию, для нашего сознания они становятся воображаемойфикцией.К. Левин, при разработке динамической психологии и психологии поля,обнаружил, что жизненное пространство человека включает в себя не толькогеографическое и социальное окружение, но имеет также временное измерение.Пытаясь установить взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, онподчеркивал, что когда человек воспринимает, переживает свое теперешнееположение,тоононеминуемосвязаносегоожиданиями,желаниями,представлениями о будущем и прошлом.