3 (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр))

PDF-файл 3 (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)) Психология (30321): Диссертация - Аспирантура и докторантура3 (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)) - PDF (30321) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "3" внутри архива находится в следующих папках: Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр), отзывы. PDF-файл из архива "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории когнитивных исследований ФГУ «Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук» - Чудовой Натальи Владимировны — о диссертации Богачевой Наталии Вадимовны на тему «Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков ~на материале компьютерных игр)», представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии Диссертационное исследование Богачйвой Н.В. посвящено актуальной для общей психологии проблеме, связанной с изучением влияния увлечения компьютерными играми на когнитивные и личностные особенности человека.

Выборку исследования составили взрослые, здоровые, психологически и социально благополучные люди. Долгое время внимание специалистов было сосредоточено в основном на возможных негативных последствиях увлеченности компьютерными играми подростками; исследование же Богачевой Н.В. выполнено с учетом того, что значительное число современных взрослых и успешных людей посвящают свое время игре. Актуальность исследования, вьпюлненного Богачевой Н.В., связана с тем, что к настоящему времени благодаря накопленным в психологических исследованиях данным об особенностях людей, опосредствуюших свою деятельность Интернетом и 1Т, появилась возможность, расширив предметные рамки, перейти к изучению влияния компьютерных технологий на психику современного здорового, личностно и социально состоявшегося человека.

Структура диссертации соответствует общей логике исследования и состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 290 источников 1132 на иностранном языке). Основной текст диссертации изложен на 156 страницах, сопровождается 33 таблицами, 13 рисунками и 4 приложениями. В первой и второй главах рассматриваются два теоретических конструкта: «стиль» и «игра» и проблемы их конкретизации в понятии когнитивного стиля н понятии игровой компьютерной деятельности.

В первой главе представлен обзор литературы, посвященный истории и современному состоянию стилевого подхода в психологии, излагаются основные положения теории когнитивных стилей. Делается вывод о том, что когнитивно- стилевая проблематика присутствуег в психологии дистанционного обучения и в исследованиях систем виртуальных реальностей. Обосновывается представление о важности изучения когнитивно-стилевых особенностей игроков в компьютерные игры. Во второй главе представлен обзор литературы, посвяще*нный основным направлениям в исследовании игровой деятельности и игровой компьютерной деятельности; представлены основные данные исследований, посвяще*нных психологическим особенностям геймеров. Наряду с психологическими теориями игры, рассматриваются и некоторые культурологические теории, проводятся интересные параллели.

Дан очерк истории изучения игровой деятельности, опосредствованной компьютерными технологиями. Представлены данные о связи опыта игровой деятельности и увлеченности компьютерными играми с когнитивными и личностными характеристиками игроков. Проанализированы различные классификации компьютерных игр и компьютерной игровой деятельности. Делается вывод о необходимости изучения специфики игровой деятельности взрослых людей, в частности, и в связи с тем, что, как показывают результаты исследований последних лет, компьютерная игровая деятельность способствует развитию широкого класса когнитивных функций. Теоретическая часть работы представляет собой самостоятельную ценность: она логически удачно выстроена, в ней достаточно полно представлены основные теоретические подходы и эмпирические данные, касающиеся психологии геймеров.

В третьей главе представлены цели, задачи, гипотезы эмпирического исследования когнитивно-стилевых особенностей геймеров; подробно описаны методики; представлены полученные результаты и их анализ, В этой части исследования использовались авторская анкета и четыре методики изучения когнитивных стилей.

Представлено сравнение группы геймеров и группы неиграющих в компьютерные игры испытуемых, подгрупп геймеров с разным уровнем игровой активности, подгрупп геймеров, предпочитающих он-лайн или офф-лайн игры. Описаны корреляции между различными стилевыми параметрами и дана интерпретация результатов. У взрослых геймеров обнаружены ценные интеллектуальные возможности: преобладание поленезависимого и рефлективного когнитивного стилей, а для наиболее активных геймеров также и гибкий познавательный контроль. Обнаружено, что наиболее выраженной спецификой когнитивно-стилевой сферы характеризуются игроки, предпочитающие офф-лайн компьютерные игры.

Полученные автором данные об отсутствии у геймеров импульсивности на уровне когнитивного обеспечения деятельности потребовали от автора искать причину характерной для взрослых геймеров высокой скорости принятия решений в особенностях личностной регуляции, способствующих импульсивному поведению. В четвертой главе представлены результаты измерения личностных особенностей геймеров, связанных со стилевыми характеристиками импульсивностью, склонностью к риску, толерантностью к неопределенности и Подтвердилась гипотеза о том, что игровая компьютерная деятельность способствует развитию у игрока определенньгх личностных черт: для активных геймеров характерна низкая интолерантность к неопределенности, низкая эмпатичность и высокая склонность к риску. Однако, довольно широко распространенное представление о присущей геймерам импульсивности не нашло подтверждения в данных исследования. Пятая глава посвящена рассмотрению связей между когнитивно- 4 стилевыми и личностными особенностями геймеров.

Автор делает вывод о том, что когнитивные стили и личностные черты, характерные для группы активных геймеров, в наибольшей степени отвечают запросам, предъявляемым со стороны компьютерной игровой деятельности. Самостоятельный интерес представляют собой данные о связи толерантности к неопределенности ~стремление к новизне, предпочтение сложных задач, самостоятельность) и таких особенностей работы с информацией как легкость смены способа переработки информации н неумение скрупулезно анализировать все детали.

Удачный выбор показателей для сравнения позволил автору показать на конкретном материале как когнитивные возможности обеспечивают формирование личностных предпочтений. Досто верна сть результатов исследования обеспечивается хорошим знакомством автора с проблематикой изучаемой области, тщательным подбором методик исследования и аккуратностью в выдвижении и проверке гипотез. Следует особо отметить высокий уровень интеллектуальной добросовестности автора, позволивший ему провести всесторонний анализ полученных данных. Все это позволяет относиться к выводам и рекомендациям, сделанным в работе, как к хорошо обоснованным данными, полученными в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования.

Научная новизна полученных результатов состоит в первую очередь в том, что получены данные о когнитивных и личностных особенностях представителей той весьма многочисленной в современном мире группе взрослых и социально адаптированных людей, которые увлекаются компьютерными играми. Так, автору удалось получить новый результат, пришедший в противоречие с «очевидным» для житейских представлений. Приписываемая игрокам импульсивность не характерна для людей, играющих в компьютерные игры: ни готовности вести себя необдуманно, не осознавая последствий своих действий, ни склонности излишне полагаться на интуицию, ни даже импульсивности как стиля работы с информацией у геймеров обнаружено не было.

В работе так же показано, что 5 геймеры он-лайн и офф-лайн игр имеют как общие отличительные особенности, так и определенные и вполне закономерные отличия друг от друга. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что была поставлена и решена задача описания взаимосвязей между когнитивно-стилевыми и личностно-стилевыми особенностями на материале специфики психологических характеристиках компьютерных игроков. Важным представляются и результаты анализа связи когнитивных стилей и личностных особенностей не только со степенью увлеченности игроков компьютерной игровой деятельностью, но н с характером этой деятельности, проявляющимся в предпочтении компьютерных игр разного типа.

Практическая значимость исследовании состоит, в первую очередь, в том, что результаты могут применяться при разработке и совершенствовании обучающих игр и систем дистанционного обучения, включающих игровые компоненты. Кроме того, они представляют интерес для специалистов, занимающихся разработкой коррекционных мероприятий для игровой зависимости, поскольку описывают вариант психологически беспроблемного увлечения компьютерными играми. Вероятно, результаты исследования могут быть полезны и для разработчиков и дизайнеров компьютерных нгр.

Вместе с тем, теоретический анализ полученных данных не всегда выглядит как исчерпывающий, в некоторых случаях авторские интерпретации можно описать как избыточно лаконичные. Сделанное замечание не снижает высокой оценки уровня выполненного диссертационного исследования, которое является самостоятельным, комплексным, обоснованным и целостным исследованием, содержит в себе безусловные признаки новизны.

Основное содержание диссертации полно отражено в значительном количестве публикаций автора (15 публикаций, среди которых 5 статей — в журналах, рекомендованных ВАК), а также адекватно отражено в автореферате. Название диссертации «Индивидуально-стилевые особенности взрослых акцентируя внимание на малоизученной проблеме психологических особенностей здоровых и социально адаптированных геймерах. Все вьппесказанное позволяет заключить, что диссертация Богачйвой Н.В. «Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)», представленная на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии, является полноценным научноисследовательским трудом, выполненным автором самостоятельно на высоком научном уровне.

Диссертация Богачевой Н.В. «Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)» соответствует требованиям Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г., № 842, а ее автор — Богачева Н.В. - заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19,00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии. Старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований ФИЦ «Информатика и управление» РАН, кандидат психологических наук ~ .

у:-'т. -~» .l Чудова Наталья Владимировна Контакты: 119333, Москва, ул. Вавилова, д. 44, к.2 8(499)936-56-74 Е-ша11: Ь д Подпись Н.В. Чудовой заверяю„ ученый секретарь ФИЦ ИУ РАН ф$"лиаров б игроков (на материале компьютерных игр)» точно отражает ее содержание, .

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее