2 (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)), страница 2
Описание файла
Файл "2" внутри архива находится в следующих папках: Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр), отзывы. PDF-файл из архива "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
В разделе Заключение отражены основные итоги диссертационного исследования и намечены перспективы дальнейшей разработки данной проблематики, В разделе Выводы четко сформулированы основные результаты проведенного исследования психологических особенностей взрослых геймеров. Таким образом, Богачевой Н.В.
проведено масштабное исследование, реализована интересная исследовательская программа. Получены новые научные результаты, отвечающие критериям достоверности. Работа выполнена на основе анализа очень большого количества источников 1в списке литературы представлено 290 работ, из них 131 работа — на английском языке). Необходимо отметить высокий уровень профессиональной культуры диссертанта, хорошее владение научной письменной речью, Автореферат диссертации соответствует тексту диссертации. Основное содержание диссертационной работы отражено в 15 научных публикациях, из которых 5 представлены в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК (общим объемом около 6,5 п.л.).
Тем не менее по содержанию диссертационного исследования следует сделать некоторые замечания. 1) "Стандартизованные версии" психологических методик для измерения когнитивных стилей не существует (с. 10), что объясняется идеологией стилевого подхода, согласно которому к когнитивным стилям в принципе не применимы нормативные критерии. 2) Показатель "коэффициент имплицитной обучаемости" в рамках когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость подсчитывается как разность времени выполнения 1-ой и 2-ой половины заданий теста, деленая на время выполнения 1-ой половины теста (чем больше этот показатель, тем больше прирост скорости выполнения второй половины теста, что косвенно свидетельствует о проявлении непроизвольной обучаемости в ходе выполнения деятельности по нахождению простой фигуры в сложной) (см.
с. 79). Однако, поскольку этот показатель не учитывался при обработке данных, то это замечание имеет сугубо технический характер. 3)Эмпирические результаты однозначно свидетельствуют о том, что геймеры, особенно активные геймеры, имеют поленезависимый когнитивный стиль. Однако выводы относительно преобладания у геймеров рефлективного и гибкого стилей нуждаются в некоторой корректировке. В частности, согласно табл. 6, можно говорить только о субгруппе "импульсивные (быстрые/неточные)", однако остальные три группы в действительности характеризуются медленным темпом принятия решений (при средних значениях этого показателя от 46,0 с. до 75,6 с.) в сочетании с малым количеством ошибок (от 2 до 7), то есть, строго говоря, все испытуемые этих трех субгрупп являются "рефлективными" (более того, "сверхрефлективными", судя по очень высокой точности ответов и чрезвычайно замедленному времени первого ответа).
Аналогично обстоят дела с когнитивным стилем ригидности~гибкость познавательного контроля. Согласно табл. 8, геймеры явно смещены на полюс ригидности, поскольку имеют высокие показатели времени интерференции, то есть их когнитивные реакции замедляются в условиях когнитивного конфликта (медиана величины интерференции в группе геймеров равна 40, 8 с.). Подобного рода противоречия в выделении н интерпретации стилевых субгрупп связаны не только с отсутствием нормативов, но и с использованием медианного критерия, который, будучи общепринятым, тем не менее не дает полной картины стилевых различий внутри той или иной специфической выборки.
В перспективе целесообразно для выделения более адекватных стилевых субгрупп использовать кластерный анализ. 4) Одна из заявленных целей исследования — это установление связей между когнитивно-стилевыми и личностными особенностями геймеров. Однако в главе Зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н.
Дружинина ФГБУН "Институт психологии РАН", доктор психологических наук, профессор М.А. Холодная Контакты: 129366, г.Москва, Ярославская ул. 13„ к. 1, Институт психологии РАН. 8-495-682-71-78 Ученый секретарь ИП РАН, кандидат психологических н Е.Д. Дорофеев ! о(лФМ-~Р р,'/~ 3 5, хотя этот вопрос и поставлен, отсутствуют результаты корреляционного и факторного анализа, которые в перспекгиве были бы весьма желательны, поскольку на их основе можно сделать более четкие выводы о соотношении этих двух уровней регуляции деятельности геймеров.
В целом, сделанные замечания не снижают высокой положительной оценки диссертационного исследования, поскольку они, скорее, имеют характер пожеланий для будущих этапов научной работы диссертанта. Диссертация Богачевой Н.В. "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)" является завершенным самостоятельным исследованием, отвечающим всем требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям 1п.
9-10 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г., № 842), а ее автор — Богачева Наталия Вадимовна — заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии. .