Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 34
Описание файла
PDF-файл из архива "Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 34 страницы из PDF
Протестное движение в России в конце 2011-2012 гг.: истоки, динамика, результаты. М., 2012.URL: http://www.levada.ru/books/protestnoe-dvizhenie-v-rossii-v-kontse-2011-2012-gg (дата обращения:12.08.2013).324Хотя действующей силой протеста стало меньшинство населения, согласно исследованиям Левадацентра, около 30% респондентов выражают определенную степень одобрения протестных акций. Крометого, готовность россиян к социальному протесту выше, чем к политическому: 27% готовы отстаивать своиинтересы в сфере ЖКХ, 16% - в сфере труда и зарплаты и еще 16% готовы к протесту против ухудшенияматериального положения.
См.: Макаренко Б.И. Новые водоразделы в российском обществе: попыткареконструкции // Вестник общественного мнения. 2013. №1. С. 13-15.325Н. Зубаревич в своих политико-географических исследованиях выделяет три «России»: «Россию-1» крупные города-центры с высоким уровнем жизни, образования, массовым использованием интернета (вних проживает около 30% населения); «Россию-2» - средние и крупные промышленные города, в том числемоногорода, где жители работают в основном в индустриальном или бюджетном секторе (около 25%населения); и «Россию-3» - периферию, которая объединяет жителей села, поселков городского типа ималых городов (больше 35%).
Очевидно, что благоприятные социальные и экономические условия дляразвития гражданской культуры создаются именно в «России-1». Отдельно Н. Зубаревич выделяет «Россию4», к которой относит республики Северного Кавказа и юга Сибири. См.: Зубаревич Н. Социальнаядифференциация регионов и городов // Pro et Contra.
2012. № 4-5. C. 139-148.326См.: Weltzel Ch., Inglehart R.F. Political Culture, Mass Beliefs and Value Change // Democratization. OxfordUniversity Press, 2009. P. 131-134.155Динамика развития российской политической культуры во многомсвязана с приходом в активную общественную и политическую жизнь новогопоколения российской молодежи. По мнению В.В. Петухова, определяющимфактором в формировании сознания этого поколения является то, что «егостановлениепроисходитвотносительноблагоприятныхсоциальныхусловиях и оно первое, для которого адаптация к новым экономическим,социальным и политическим реалиям постсоветской России уже не являетсяактуальной, поскольку сами эти реалии представляют для него естественнуюсреду обитания»327.
Следовательно, изменения в установках этой группыроссийских граждан согласуются с гипотезой Р. Инглхарта об изменениях всистеме ценностей, возникающих как результат перемен в условияхсоциализации328.Всознаниямолодыхроссияннапервоеместовышлииндивидуалистические ценности: среди молодежи, особенно в возрасте 18-25лет, по сравнению с остальным населением, значительно больше доля тех,кто считает необходимой активную борьбу за свои права (81% молодежипротив 66% среди всего населения), отдает приоритет личной инициативе(58% против 38% соответственно) и индивидуальности (71% против 42%), аответственность за свое благополучие возлагает, прежде всего, на самих себя(71% против 49%)329.
В то же время бόльшая часть молодого поколения(64%) сохраняет ориентацию на сильное государство, считая, что без неговозрождение России невозможно330.Хотя только 14% молодых россиян заявляют, что интересуютсяполитикой, говорить о тотальной аполитичности российской молодежи неприходится: 62% молодых людей в той или иной степени интересуются327Петухов В.В. Поколение «нулевых»: социальные настроения, идеологические установки и политическоеучастие // Полис. 2012. №4.
С.56.328См.: Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательностьчеловеческого развития. М., 2011. С. 148-149.329См.: Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / под ред. М.К.Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М., 2011. С. 288-289.330См.: Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М., 2011. С.424-425.156аналитическими программами, 19% - обсуждают политические события сдрузьями и коллегами331. Несмотря на низкий уровень собственнополитической вовлеченности (2-3%), уровень гражданской вовлеченностимолодежи на порядок выше: около 15% молодых людей принимали участие вдеятельности волонтерских и благотворительных организаций, 5-10% –экологических и правозащитных. На основании этого М.К. Горшковоценивает потенциал общественно-активной молодежи примерно в 20%332.Необходимо обратить внимание на появление новых «мягких» формполитического участия, характерных для молодежи – это онлайн общение сосвоими единомышленниками в социальных сетях и на форумах.
Некоторыеисследователи рассматривают сетевую активность как форму имитационногоучастия и инструмент манипулирования общественным мнением, но есть всеоснования полагать, что роль интернета в политической коммуникации стечением времени будет только расти. Благодаря социальным сетям кпротестной активности 2011- 2012 гг. были привлечены тысячи ранееаполитичных молодых людей. Кроме того, среди пользователей интернета вцелом больше востребованы ценности свободы и демократии, они лучшеосведомлены о внутри- и внешнеполитической обстановке и критическиосмысливают полученную информацию333.Обобщая результаты вторичного анализа эмпирических данных, можносделать вывод о том, что политическая культура современной России имеетфрагментированныйсубкультур:характер334,сочетаятрадиционалистскоговоспроизводящегоустойчивыедватипабольшинствачертыроссийскогополитических(около70%),«генотипа»-государственно-патерналистские и пассивно-подданнические ориентации - и331См.: Горшков М.К.
Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М., 2011. С.422-423.332См.: Там же. С.442.333См.: О чем мечтают россияне: идеал и реальность / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой.М., 2013. С. 119-120.334Для фрагментированной политической культуры, в типологии У. Розенбаума, характерно отсутствиесреди населения прочного согласия относительно предпочтительного типа политического режима и путейразвития общества, противоречивость и даже несовместимость политических ориентаций. Об этом см.:Малинова О.Ю. Исследования политической культуры. М., 2002.
С. 43-44.157гражданскогоменьшинстваполитическимправами(25-30%),свободам,котороеценностямотдаетличнойприоритетинициативы,ответственности и активного участия. Социальную базу формирующейся встране гражданской культуры составляет часть молодежи и городскогосреднегокласса.Ограниченныйтерриториальныйиколичественныймасштаб распространения новых ориентаций подтверждает, что дляукоренениялиберально-демократическихценностейиактивистскихустановок требуется наличие у граждан достаточного уровня материальных,статусных и информационно-коммуникационных ресурсов, которыми всовременной России обладают лишь немногие социальные группы.Неоспоримой заслугой действующего политического режима являетсястабилизация социально-политической обстановки и определенные успехи всфере уровня жизни населения, тем самым были созданы, пусть и не вполном объеме, необходимые условия для вызревания в стране гражданскогопотенциала.
Можно ожидать, что со временем все новые группы будутдобиваться признания своих интересов, а значит - возникнет общественныйзапрос на работающие механизмы их представительства и согласования (т.е.институтыпредставительнойдемократии)ирасширениеканаловполитического участия, что позволит эволюционировать историческисложившейсясистемевластныхотношений.Дальнейшееразвитиероссийской политической системы связано с возможностью установленияравноправных партнерских отношений между сильным государством, содной стороны, и влиятельным гражданским обществом, с другой.158ЗАКЛЮЧЕНИЕТрадиции – это социокультурное явление, которое существует во всехсферах и на разных этапах развития общества. Проведенное исследованиепозволяет сделать вывод, что при переходе к «современности» традиции какявление не исчезают из общественной жизни, однако их содержание ифункциональноезначениеобновляютсяиизменяютсявпроцессеисторического развития конкретных обществ.
Политические традиции, какчасть общей системы социокультурных традиций, представляют собой (1)форму закрепления исторически формирующегося и передающегося отпоколения к поколению значимого содержания социально-политическогоопыта и (2) механизм политико-культурной преемственности, включающийпроцессы сохранения, передачи и воспроизводства элементов этого опыта вновых условиях.Структура внутреннего содержания политических традиций включаетментальный (мифы, символы и стереотипы, образующие определенныйобраз политической реальности и власти, а также ценности и нормы,влияющиенамотивациюполитическогоповедения),поведенческий(устойчивые и повторяющиеся образцы поведения, в том числе обычаи иритуалы) и институциональный (исторические особенности распределения иосуществления власти, взаимодействия ее ветвей, властных отношениймежду государством и обществом) уровни.