Оптина пустынь и её воспитанники (1825 - 1917 гг.)
Описание файла
PDF-файл из архива "Оптина пустынь и её воспитанники (1825 - 1917 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваИсторический факультетНа правах рукописиЗапальский Глеб МихайловичОПТИНА ПУСТЫНЬ И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ(1825 – 1917 гг.)Раздел 07.00.00 – Исторические наукиСпециальность 07.00.02 – Отечественная историяАвтореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата исторических наукМосква – 2007Работа выполнена на кафедре истории России XIX – начала XX в.Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.Научный руководитель:доктор исторических наук, профессорВладимир Александрович ФедоровОфициальные оппоненты:доктор исторических наук, профессорАркадий Иванович Комиссаренко (РАГС)кандидат исторических наукЕлена Борисовна Емченко (ИРИ РАН)Ведущая организация:Воронежский государственный университетЗащита состоится «___» марта 2007 г.
в 16.00 на заседании Диссертационногосовета К-501.001.09 по отечественной истории при Московском государственномуниверситете им. М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Воробьевы горы, МГУ, 1-йкорпус гуманитарных факультетов, аудитория 550.С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. А.М.Горького (МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов).Автореферат разослан «___» января 2007 г.Ученый секретарь Диссертационного советадоктор исторических наук, профессорН.В. Козлова2ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. В настоящее время висторической науке явно заметен интерес к микроистории, в том числе кповседневной жизни определенной группы людей. Одним из объектовподобных исследований могут быть монашеские сообщества. Изучениемонастырской культуры также приобрело большую востребованность впоследнее время.
Влияние духовенства, в частности черного, на историю икультуру России, на жизнь общества огромно. Это воздействие становитсявсе более заметным и в наши дни. Одновременно с массовымвозрождением монастырей пробуждается и интерес к их истории,наследию.XIX и начало XX в. приходятся на синодальный период, времяподчинения Церкви государству, секуляризации культуры. В это время сособой силой заявили о себе удаленные от мира монастыри,превратившиеся в духовные ориентиры для многих людей.
Одним изнаиболее влиятельных монастырей в России в XIX – начале ХХ в. сталаКозельская Введенская Оптина пустынь (Калужской губернии).Отличительной чертой монастыря в данный период являлась тесная связь сокружающим миром (под которым мы подразумеваем все пространство запределами Оптиной пустыни, в том числе другие монастыри). В первуюочередь, связь проявлялась в деятельности оптинских старцев, массовыхпаломничествах в Оптину, а также в ее контактах со многими крупнымиписателями, поэтами, философами.
Определенное место в связяхмонастыря с внешним миром занимали его воспитанники – монахи ипослушники Оптиной пустыни, которые в силу различных причинпокинули ее, разъехавшись в самых разных направлениях.Объект и предмет исследования. Объектом исследования являетсягруппа воспитанников Оптиной пустыни. Категорию воспитанников мыопределяем по формальным признакам – принадлежности к братствуОптиной пустыни и факту выхода из монастыря (возвращение в мир,перемещение в другой монастырь и т.д.). Соответственно, в эту категориюне попадают светские люди, жившие при обители, и добровольныепослушники (не входившие в братство).
Предметом исследования являетсямонастырская культура.Хронологические рамки исследования соответствуют периодурасцвета Оптиной пустыни. Нижняя граница приходится на 1825 г. –начало длительного настоятельства в монастыре схиархимандрита Моисея(Путилова). Верхняя граница отмечена 1917 г., на который пришлисьФевральская и Октябрьская революции и за которым последовалоофициальное закрытие пустыни и начало насильственного выселениямонахов.Степень научной разработки темы. История монастырей имонашества традиционно занимала важное место в отечественнойисториографии. Из наиболее значимых для нас общих работ укажем впервую очередь труды эмигрантского церковного историка И. К.
Смолича3«Жизнь и учение старцев» (1936) и «Русское монашество. Возникновение,развитие и сущность (988-1917)» (1953) 1 . Важной работой по тематикестала монография П.Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIXи начале XX в.», увидевшая свет в 1999 г. 2 Также следует упомянутьстатьи современных авторов В.А. Котельникова 3 , Т.В. Барсегян 4 , М.Ю.Нечаевой 5 , посвященные разработке понятия «монастырская культура»,методов исследования монастырей и групп монашествующих.Разнообразная литература непосредственно об Оптиной пустынипредставляет собой огромный комплекс.
Первые опыты изучениямонастыря относились к 1840-м гг., авторами выступали в основном самиоптинские монахи. Затем литература об Оптиной пустыни становилась всеболее массовой и разнообразной, особенно много работ вышло в концеXIX и начале XX вв. После 1917 г. и закрытия обители ее изучение вРоссии практически остановилось. Непрерывность историографииобеспечили труды эмигрантских авторов. Наконец, с конца 1980-х гг. вРоссии одновременно с открытием Оптиной пустыни началосьпробуждение интереса к ней. Однако в целом значительная частьлитературы носит описательный характер и может быть полезна лишь дляобщего знакомства с монастырем.Целесообразно представить литературу по тематическому принципу.Первую группу представляют жизнеописания 14 оптинских святых.
В этузамкнутую группу вошли некоторые оптинские старцы, настоятели идругие авторитетные монахи, канонизированные в 2000 г. в составе Соборапреподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Ихподробные жизнеописания составили законченный цикл, они в основномсоставлялись учениками старцев и публиковались, как правило, вскорепосле смерти старцев 6 . Лучшие из этих трудов принадлежат архимандритуАгапиту (Беловидову), автору наиболее полных биографий старцевиеросхимонахов Амвросия (Гренкова) и Макария (Иванова) 7 .Жизнеописания последних по времени оптинских святых вышли в свет в1990-х гг.
8 Их составители – современные исследователи, из которых1Смолич И.К. Русское монашество. 988-1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997.Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX в. М., 1999.3Котельников В.А. Аскетизм как фактор развития культуры // Церковь и государство в русскойправославной и западной латинской традициях. СПб., 1996. С. 28-45.4Барсегян Т.В.
О методологии изучения монастырской культуры // Материальная база сферы культуры.Монастыри – культурные центры Отечества. М., 1997. Вып. 2. С. 31-40.5Нечаева М.Ю. Просопография уральского монашества: Перспективы исследования // Судьба России:Прошлое, настоящее, будущее. Екатеринбург, 1995. С. 172-176.6См., например: [Климент (Зедергольм), иеромонах]. Жизнеописание игумена Антония. М., 1870;[Ювеналий (Половцов), архимандрит]. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптинойпустыни архимандрита Моисея. М., 1882; Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонахаИлариона.
Калуга, 1897; [Агапит (Беловидов), архимандрит]. Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыниархимандрита Исаакия. М., 1899; Очерк жизни старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Иосифа.Шамордино, 1911; [Антоний (Медведев), иеросхимонах, Агапит (Беловидов), архимандрит]. Первыйвеликий старец оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 1917.7Агапит (Беловидов), архимандрит.
Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонахаАмвросия. М., 1900. 2 ч.; Он же. Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997.8См., например: Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). М., 1994; Афанасьев В.В.Житие оптинского старца схиархимандрита Варсонофия. М., 1995; [Геннадий Беловолов, священник,Руденко М.]. Житие оптинского старца Анатолия (Потапова). М., 1995; [Мария (Добромыслова),42выделяется В.В. Афанасьев. Особенностью жизнеописаний сталосовмещение церковных традиций житийной литературы и светскихтребований жанра биографии.Жизнеописания других оптинских монахов и послушниковсоставляют вторую группу в историографии. В отличие от предыдущей,она весьма велика и неравномерна.
Немногие из насельников Оптинойпустыни удостоились специальных публикаций, некоторым из нихпосвящены короткие статьи в журналах или сборниках, единицам –монографии. Ряд портретов оптинских монахов встречается вмноготомнике «Жизнеописания отечественных подвижников благочестияXVIIIиXIXвв.»(1906-1910),включившембиографиинеканонизированных, но почитаемых подвижников. В 2006 г. вышелсборник «Оптинский патерик», составленный монахиней Иулианией(Самсоновой) 9 .
В эту книгу вошло большое количество кратких биографийизвестных оптинских монахов. В главе «Окрыленные Оптиной» впервые висториографии была поставлена цель перечислить оптинскихвоспитанников и собрать сведения об их жизни. Всего упомянуто 49воспитанников, лишь 11 из них посвящены относительно подробныебиографии. Архивные данные составитель не привлекает, однако,несмотря на явную неполноту, этот опыт представляет интерес.Некоторым выходцам из Оптиной посвящены отдельныепубликации, причем «оптинская» тема присутствует практически во всехиз них, даже если человек жил в обители совсем недолго. Из них следуетвыделить работы о Кавказском епископе Игнатии (Брянчанинове) 10 ,архимандрите Пимене (Мясникове) 11 , архимандрите Леониде (Кавелине) 12 ,Литовском архиепископе Ювеналии (Половцове) 13 , схиархимандритеГаврииле (Зырянове) 14 , митрополите Трифоне (Туркестанове) 15 ,монахиня].
Житие оптинского старца Никона. М., 1996; [Борис (Холчев), архимандрит]. Житиеоптинского старца Нектария. М., 1996; Афанасьев В.В. Житие священномученика архимандритаИсаакия. М., 1996.9Оптинский патерик / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006.10Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками, и письмапреосвященнейшего к близким ему лицам. СПб., 1881; Афанасьев В.В. Златокрылый Феникс.Монашеский подвиг святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2000; Шафранова О.И. Святитель Игнатий(Брянчанинов) и благословенная Оптина Пустынь // Игнатий (Брянчанинов), епископ. Странствие ковратам вечности.
Переписка с оптинскими старцами и П.П. Яковлевым, делопроизводителем свт.Игнатия. М., 2001. С. 3-53.11Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Николаевского Угрешского монастыря.Дзержинский, 1998.12См., например: Дмитриевский А.А. Очерк о жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина),третьего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и его научные труды по изучениюправославного Востока // Богословские труды.
Сб. 36. М., 2001. С. 66-175; Марченко Н.В. Л.А. Кавелин иОптина пустынь // Монастыри в жизни России. Калуга – Боровск, 1997. С. 236-247.13Половцов А.В. Страж Православия в Литве. Памяти Ювеналия, архиепископа Литовского иВиленского // Московские Ведомости. 1904. № 109, 114, 117, 120, 124, 129, 135, 142, 155, 163.14Варнава (Беляев), епископ. Тернистым путем к небу (Per aspera ad astra). О многоплачевной и зелопоучительной подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыньсхиархимандрита о. Гавриила.