Отзыв официального оппонента (авт. Болдырева Е. М.) (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Болдырева Е. М.)" внутри архива находится в следующих папках: Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов, Документы. PDF-файл из архива "Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ Официального оппонента О диссертации Октябрьской Ольги Святославовны «Фон?нровпние и Рйзеи???ие з?сон??обт?й с??с???еды в Ртусской де?искОЙ ли»?ерш????;??с 1920-50-х годов» на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10,01.01 — Русская литература, представленной в Диссертационный Совет Д.501.001.32 при ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В, Ломоносова» Диссертация О.С.
Октябрьской представляет собой масштабный филологический труд, в котором подвергается системному анализу русская детская литература 1920 — 1950 годов в аспекте ее жанрового многообразия. Подооный аспект исследования не толь~о многое обьясняет в развитии данного литературного феномена, нО и пОзволяет ОбОзначить дальнейшие вектОры развития д~~~к~Й литературьь Оиучнил пкФиуильиосимь и нО??изии Ри60иФы представляк?тся нам несомненными.
Во-первых, автором работы поставлена важная научная задача .целостного и комплексного анализа жанровой системы русской детской литературы 1920-50-х гг. в контексте общего литературного процесса, а также педагоги~е~ки~ и психологи~е~ки~ изысканий ХХ в. Во-вто1?ых, актуальность исследования Обусловлена возрастак??цей ролью детскОЙ литературы в Образовательном и воспн*ательном процессах, в формировании нравственных и ми1зовоззренческих констант пОдрастак?щего пОколения. НакОнец, актуальность исследования О,С, Октябрьской определяется и тем что именно в избранном ей для анализа п~риоде ~ра~не зн~чимОЙ Ока~алась зволк?ционная роль детскои литературы.
Именно в «поле» детской литературы возникали и разрабатывались новые фо1?мы в годы, Когда движение литературы замирало. И~Сино в детскоЙ литературе мо~но было нанти то разнообразие п~ихологи~еских Коллизий и человеческих чувств„которому давно не было места в упростившейся — в соответс~вии с возобладавшими злемен*арными идео~ог~~ес~~~и Схемами— которые Оказали значительное Влияние на развитие отечественной слОВеснОсти второЙ ~оловины ХХ века. Научну~о новизну исследования обуславливает рещение Важнейщей Задачи Создания це~остноЙ картины детской литературы 1920-50 — х гг.
Представленная к защите работа строится как системное исследование„предлагающее вместо монологического рассмотрения творчества детских писателеи пелостный анализ, пОзВОляющий Выявить скрытьге сВязи и закономерности творческого полилога писателей, объективно соотнесенных во Времени, но имевзщих различные идеологические и зстетические установки. О.С. ОктябрЬСКОЙ поставлены серьезньге Пели и З~дачи, прод~лана больпгая подготовителъная работа, Очевиден личный ак~йд ученого в в~явлении особенностей жанровой системы детской литературы 1920 — 1950 годов. Диссертация предстаВляет интерес как В мсиюрикО-лиищжияунОм, так и В июорииичеекОм псиюФипх* Выдвинутьге В ней полОжения значимы для исследования русской литературы ХХ века и выявления и объяснения жанрово- тематической природы произведений русской детской литературы 1920 — 1950 голо~.
В сферу иву~ного исследован~я ~веден щирокий круг произведений детской литературы, ранее Ост'ававщийся на периферии литературоведения. Это также обеспечивает иаучную новизну рецензируемой работы. Достоверность Полученных резулыпитоа определяется обоснованной Те~ретической базой ~сследовани~, оп~рОЙ на щирокий круг научных работ, ~начит~лън~~ Объ~мом анализируемых т~кстов, Сои~ка~еле~ изучены не ТО~Ь~~ художественные произведения для детей и подростков, но и материалы детской периодики 1920-50-х гг„ дневники, мемуары, автобиографии детских писателей, рецензии„ Обзоры, Статъи, Кр~тические ~ам~тки о детских пи~ателях и Отд~~ъных пр~изведениях де*ской, подростковой и В)нощеской литературы„ а Также нормативные документы, отража~ощие государственнувз ~олитику В Области литературы, СОискателъ опирается на больщой корпус Теоретических исс~~дований, касаэзщихся проблем детской литературы, жанровой ти~о~о~~и„ адре~ации художест~енного т~кст~.
Корректное Обр~Щение к трудам Цель диссерпГВИии, ед зйдлчи, Одьеьэн и предай демонстрируют высохни уровень исследОвания, Они позВОляют соискателю лОГичнО структурировать работу В полном соответствии с задачами исследования и методологическими принципами, заявленными во введении к диссертации. О.С. Октябрьская использовала комплексную метадиьу исследования поэтики произведений детской литературы. В диссертационном исследовании сочетаются различные исследоВательские пОдходье историко-литературный, типолОГическиЙ„ ~он~екстуальныЙ, культ~рно-исторический, предпринято Обраптение к ~нежны~ Област~~ гуманитарного Знания — психологии и педа~огике, что поз~о~лет автору представить Обьек~пнвпулэ и .Ипого~зспек~~пую ка1этину изучаемого матерна~а. В анализе и интерпретации произведений используются элементы структурно- семантического и компаративистского методов, Мйп~ершьт мсстедовйнил репрезентатиВен для ТОГО, чтобы сделать точньге и филологически корректные выводы о тех процессах, которые происходили в становлении жанровой системы детской литературы.
Можно с уверенностью сказать, что отбор эмпирического материала демонстрирует профессионализм и высокий научно-филологический уровень исследовател~, его поистине неисчерпаему~о эрудицию в Области избранного Обьекта Дис~ерт~ции.
Диссертап;ия Состоит из Введения, трех Глав, Заключения и списка литературы, включающего 636 источников. В первой главе «Условия формирования жанровой системы русской детской литературы 1920 †19-х гг.» дается подробная характеристика основных этапов развития детскоЙ литературы до ХХ века, а также предлагается рассмот1эение русской детской литература в социокультурном контексте 1920 †19-х Гг. Автор диссертации демонстрируют замечательную истОрико-литературную эрудипию, ~~ание Важнейгпих для судеб де~~КОЙ литературы дискуссий в критике и публицистике, а также яВлений В издательской политике: кружок «Новый Робинзон», журналы «Еж», «'1иж» и «Пионер», «Детгиз», все дискуссии„ связанные с формированием монистической концепции литературе, в частности апеллирование к культурно-исгорическому методу, безусловно, Обеспечивает репрезентативность дальнеЙше~о исследования по ВьГстраиванию ж~нр~в~й типолОГии детскОЙ литературы.
Вжо~юя 'лйви и шР67ньл Глйвы исследования пОсвящена ОсноВным тенденциям н жанровым вариациям в детской поэзии и прозе 1920 — 1950 годов. Концептуально значимым в работе О.С. Октябрьской является то, что детская литература рассматриВается не изолированно От ВзрослОЙ. ИсследоВатель О~~ыс~яет эти ~~лепил как един~ ю систему, как единый метатекст, пронизанный Общими мотиВами, идейнО"эстетическими кОнцепциями, стилистическими ходами. Об этом говорится уже во введении диссертации, где О.С. Октябрьская выявляет основные тенденции русской литературы 1920 — 1930 годов (Орнаментальность, сказовые формы, Синтез искусств, неомифологизм, Советский мнф о «большой семье» и др. — с, 6 — 9 диссертации), которые потом найдут Отражение В детской литературе.
В дальнейшем исследователь старается не Отступать От этой методологическОЙ ~~р~~~г~и, проводя типологические параллели между взрослой и детской литературой как в плане тематической общности (например„с. 67 — 69, где Выявляются основные мотивы военной д~тсКОЙ литературы, с. 109, где Основные типы героев детскоЙ литературы Соотнес~~ы с архетипами Советской культуры, с. 202 — 203, где произведения для детей Д.Хармса анализируются с точки зрения его концепции цисфинитнОЙ логики и др.), так и В аспекте универсальных„свойственньГх эпОхе эсГетических тенденций (например„к синтезу искусств, с.
176), Конечно, хотелось бы увидеть более детально~ исследование Этого процесса инкорпорирования ~ринципов и законов «взросло1Ъ> литературы в детскую, что внесло бы интересные нюансы и обертона в общую картину литературного процесса данного периода, Так, например, безусловно, интересен предпринятый автором анализ жанровых особенностей лет~КОЙ литературы Вое~но~о периода. Автор диссертации закономерно отмечает, что детская литература Впитывает в себя все тенденции Взрослой, рассматриваются мотивы героизма, жертвенности, сиротства о др. 1С.69 ~~~~ратур~ ~~р~од~ ВОЙ~~ явно недостаточно, ~тобы продемонстрировать те механизмы корреляции взрослои и детскои литератур, котОрые неоднократно актуализируются в исследовании. Здесь важно было бы показать, как, например, функционирует архетип умирающего ребенка В пространстве милитарного дискурса и как именно детская литература становится инструментом манипуляции властью массовым Сознанием В произведениях А Барто («Глаза девчонки семилетней...»), А Глебова «Зайчонок»„М.Голодного «Над убитым ребенком», В Василевской «Радуга» или в «Были для детей» С.Михалкова, где адаптация войны для детского Восприятия знаменует появление национал-патриотического вектора советской литературы.
Или при рассмотрении сказок В,Маяковского и )О.Олеши важным мо~ло Оказаться акцентирование плакатного гиперболизма литературы 1920-х п., когда понятие «толстый» из физиологической характеристики превращается В социальную, в условный знак классового врага, и эта тенденция к дискредитации телесности как универсальная характеристика новой культуры наиболее ярко проявилась и~енно в сатирических жанрах де*СКОЙ литературы. Еще одна важная Составляющая диссертационного исследования О.С, Октябрьской — рассмотрение жанровых форм детской литературы 1920 — 1950-х гг.