Диссертация (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов". PDF-файл из архива "Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Ю. Детская поэзия Серебряного века.Модернизм (2004); Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ в. (2008); Костюхина М.С.Детская литература о проблемах детства (2003); Минералова И.Г. Детская литература (2002); МинераловаИ.Г. Практикум по детской литературе (2001) и др.14 Р.Киплинга» (2008), А.Ю.
Исаковской «Детская сказка в русской советскойлитературе» (2012), А.Е. Нееловой«Повесть-сказка в русской детскойлитературе 60-х г. ХХ века» (2004),А.Х. Омраана «Аксиологическиемодели авторских сказок в русской литературе конца 1930-х - 1950-х годов(Л.Лагин, А.Волков)» (2012), С.А. Петровой «Детский сетевой журнал вРунете:становление,проблемы,методыорганизации»(2013),А.И.Сафуановой «Русская драматическая сказка 1930 – 50–х гг. (типология ипоэтика) (2016), А.В. Тихомировой «Жанровые особенности философскойсказки в русской литературе II половины ХХ – начала ХХI веков» (2011) идр.
Анализ педагогических идей в произведениях для детей содержится вработе Ю.А. Семёновой «Произведения Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасова длядетей в контексте педагогических полемик 1860 – 1870-х гг.» (2012).Изучению творческих индивидуальностей, авторского почерка отдельныхписателей посвящены диссертации Квак Хэ Ми «Время, пространство игерой в сказках К.И. Чуковского» (2012), О.В. Кирьяновой «А.П. Зонтаг(Юшкова) – личность и литературная деятельность: феномен «писательницыдля детей»» (2008), Комия Митико «Романы Ю.К.
Олеши «Зависть» и «Тритолстяка» как метапроза» (2013), О.О. Михайловой«Формы выраженияавторской адресации в рассказах В.Ю. Драгунского для детей» (2013), Г.В.Сильченко«ЛитературноетворчествоП.П.Ершова»(2012),Л.Н.Стрельниковой «Творчество А.С. Шишкова в области русской детскойлитературы» (2006), Е.В.
ХаритоновойЗиновьевой-Аннибал» (2010),«Феномен детства в прозе Л.Д.Е.О. Шацкого «Нравственно–эстетическоесвоеобразие и актуальность творчества Лидии Александровны Чарской»(2010), А.Н. Шебловинской «”Фейные сказки” К.Д. Бальмонта в контекстетворчества писателя: особенности поэтики» (2008) и др. Проблемы поэтикипроизведений – предмет исследований Е.А. Великановой«”В глубинеВеликого Кристалла” В.П.
Крапивина: проблематика и поэтика» (2010), О.В.Синиченко «Проблематика и поэтика ”Педагогической поэмы” А.С.Макаренко» (2006), Н.Г. Урванцевой «Поэтика зеркала в русской детской15 литературе ХХ века» (2006) и др. Пространственно – временные отношенияв современной прозе для детей и подростков исследованы О.А. Мокрушиной«Топос постсоветской школы в русской литературе рубежа ХХ – ХХI веков»(2014).Художественныйобраздетствавконтекстесоциально–антропологического анализа осмыслен Т.В.
Пустошкиной в диссертации«Мифологема детства в русской прозе 20-40-х гг. ХIХ века, её своеобразие иразвитие» (2011).Настоящееисследованиерасширяет,предложенную И.Г. Минераловой38углубляетидополняеттеорию развития жанров русскойдетской литературы, выявляет новизну и своеобразие жанровой системырусской детской литературы обозначенного периода как единого целого.Научная новизна диссертации заключается в комплексном подходе кматериалу исследования. Детская литература 1920–50–х гг.
рассмотренавконтексте теории жанровой эволюции русской литературы, её спецификаописана в сопоставлении с состоянием детской литературы второй половиныХХ в., соотнесена с общими тенденциями развития литературы советскогопериода. Учтены концепции педагогики и детской психологии обозначенногопериода.Цельисследования–систематизироватьжанрырусскойдетскойлитературы для детей, подростков и юношества 1920–50–х гг., обозначитьимманентные и внешние условия их формирования.Целью диссертационного исследования определены следующие задачи:1) выявить основные жанровые формы бытования русской детскойлитературы 1920–50–х гг.;2) определить место и статус русской литературы 1920–50–х гг. для детей,подростков и юношества в истории русской литературы ХХ в.; 38Минералова И.Г. Детская литература (2002); Минералова И.Г.
Практикум по детской литературе (2001)16 3) исследовать художественное своеобразие произведений наиболее яркихпроизведений, определивших развитие жанров детской литературы 1920–50–х гг.;4)выявитьособенностирецепциидетскойлитературойосновныхособенностей возрастной психологии и приемов дидактики, необходимыхдля воздействия на адресата–ребенка.На защиту выносятся следующие положения.1. Русская детская литература 1920–50–х гг. ˗ неотъемлемая и органичнаячасть единого процесса развитиярусской литературы ХХ в.,поэтомуактивно реагирует на все процессы, происходящие в «большой» литературе.2. Русская литература для детей, подростков и юношества 1920˗50–х гг.опираетсянатрадиционнуюсистемужанровдетскойлитературы,сложившуюся к началу ХХ в., но корректирует её, приспосабливая ктребованиям времени и сознанию нового читателя–ребёнка.
Таким образом,создаются лирические циклы, азбуки–акростихи, философская поэзия,повесть о школе, роман (повесть) воспитания, рассказ о животных,прозаическая и стихотворная сказка и т.д.3. Русская литература для детей, подростков и юношества обозначенногопериода обращается к традиционным жанрам взрослой литературы, носущественно видоизменяет их. В детской литературе активно развиваютсяжанрылирическойстихотворногоминиатюры,анекдота,сатирическойстихотворнойнаучно–художественногосказки,рассказа,юмористического рассказа и т.д. Детская литература этого периодаприспосабливает к новому времени и новому читателю такие жанрыдревнерусской литературы, как летопись, слово, хожение, поучение,порождая новые и актуальные жанровые образования.4. Ориентируясь на общественные приоритеты, открытия в науке, детскаялитература 1920–50–х гг. рождает и новые жанры в ответ на требованиявремени, науки и общего литературного процесса.
Так, рождается новая17 игровая поэзия, жанр стихотворного возрастного психологического портрета,социального портрета, рассказ в стихах и т.д.5. В русской детской поэзии ХХ в. доминируютигровое, дидактико-познавательное, социально-бытовое и лирико-философскоенаправленияразвития. Проза для детей, подростков и юношества включает в себя повестьо детях, природоведческую книгу, историческую прозу, юмористическуюлитературу, жанры сказки.6.
Высокие требования писателей к качеству детской литературы, еёхудожественному уровню были обусловлены ролью и задачами литературыдля детей в обществе, а также теоретической и публицистической мысльюсамих авторов детских книг (А. Барто, С. Маршака,Л.Кассиля,С.Михалкова и др.).7. Традиционное обучающее и образовательное содержаниедетскойлитературы ХХ в. наполняется новыми элементами социальной дидактики,идеологической дидактики, корректируетсяуниверсальная этическаядидактика, развернувшаяся от индивидуальности к интересам коллектива.8.
Детская литературапсихологического1920˗50–хразвитиягг.каждойориентирована навозрастнойгруппыособенностииспособывоспитательного воздействия на конкретный возраст адресата.9. Русская литература для детей, подростков и юношества 1920˗50–х гг. всилу условий формирования оказывается двухадресной. Непосредственнымадресатом оказывается ребенок определенного возраста.
На взрослого жечитателя(родителя,педагога)направленидеологическийподтекстпроизведений и отдельные педагогические наставления.Апробация результатов исследованияОсновные положения диссертации были представлены и обсуждены назаседании кафедры истории новейшей русской литературы и современноголитературного процесса филологического факультета МГУ им. М.В.18 Ломоносова, изложены в виде научных сообщений и докладов наЛомоносовскийчтениях,намеждународныхнаучно-практическихконференциях филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова ипедагогического факультета Тверского государственного университета,послужили основой для чтения специального курса по русской детскойлитературе ХХ века на филологическом факультете МГУ им.
М.В.Ломоносова, отражены в публикациях в научных журналах, учебном пособии«Пути развития русской детской литературы ХХ века (1920-2000-е гг.)» (М.:МАКС Пресс, 2012. 360 с.) и монографии «Формирование и развитиежанровой системы в русской детской прозе 1920–50–х годов». (М.: МАКСПресс, 2016. 248 с.)Достоверность и обоснованность выводов и результатов диссертацииобеспечены опорой на теоретическиеи методологические основы,применением аналитического инструментария к литературному материалу,исследовательской и преподавательской практикой.Научно-практическая значимость работы определяетсяпрежде всеговыявлением и систематизацией содержательного, жанрового и стилевогосвоеобразия русской детской литературы ХХ в., классификацией жанровойсистемырусскойдетскойлитературы1920–50–хгг.,комплекснымисследованием широкого пласта детской литературы данного периода.Результаты диссертационного исследования могут быть использованы вучебном процессе ˗ курсах и спецкурсах по истории русской литературы ХХвека, а также по истории детской литературы обозначенного периода.
Крометого, материалы диссертации могут оказать практическую помощь ворганизации воспитательного процесса в школе, быть полезны для родителейи педагогов.Структура диссертацииДиссертация состоит из трёх глав. В главе I выявлены условия ипредпосылки формирования русской детской литературы 1920–50–х гг. В §119 «Русская детская литература в социокультурном контексте 1920–1950-хгг.»определенысоциально–культурологическиеиидеологическиепредпосылки возникновения новой детской литературы, обозначен горизонтожиданий нового читателя и творческий потенциал писателя ХХ века.
В § 2исследуется психолого–педагогическая основа возникновения и развитиядетской литературы нового типа. Глава II посвящена формированию иразвитию поэтических жанров русской детской литературы 1920–50–х гг. IIIглава посвящена исследованию процесса развития основных жанров прозырусской литературы для детей, подростков и юношества. Такое делениеподсказано самим материалом исследования и обусловлено задачейвыявления основных жанровыхтенденций развития русской литературы1920–50–х гг. Эти годы являют по сути “золотой век” детской литературы.Если ХVIII и ХIХ вв.
лишь присматривались к своему адресату-ребенку,узнавалигоризонтчитательскихожиданий,формировалиосновныежанровые разновидности, подыскивали подходящую формулу общения сребенком, то, начиная с 1920-х гг., можно говорить о расцвете детскойлитературы, которая всю I половину ХХ века была представлена яркими икрупными именами. ПроизведенияЧуковского,Маршака,Барто,Кассиля, Гайдара, Олеши, Шварца и других как нельзя лучше отвечалигоризонту читательских ожиданий иактуальныедостиженияпсихологииопирались на самые последние иипедагогики.Крометого,художественный уровень произведений этих авторов был высок, что былообусловленонеобычайнойтребовательностьюписателейксвоимпроизведениям, ярким талантом, а также требованиями цензуры, котораяиграла в данном случае положительную роль.