Отзыв официального оппонента (авт. Чернышева Е. Г.) (Сюжетология романов Ф. М. Достоевского)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Чернышева Е. Г.)" внутри архива находится в следующих папках: Сюжетология романов Ф. М. Достоевского, Документы. PDF-файл из архива "Сюжетология романов Ф. М. Достоевского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзывофициального оппонента доктора филологических наук Чернышевой ЕленыГеннадьевны о диссертации Криницына Александра Борисовича на тему:«Сюжетология романов Ф. М. Достоевского», представленной на соисканиеученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.01 —русская: литератураТворчество Ф.М. Достоевского было и остается локусом острыхнаучных дискуссий, центром преломления разновекторных, поройдиаметральнопротивоположныхисследовательскихпозиций.Напересечении различных научных трактовок, силовых линий, идущих оттрудов отечественных и зарубежных авторов, представляющих прошлыеэпохи и современность, находится диссертация А.Б. Криницына«Сюжетология романов Ф.
М. Достоевского».Тема отражает центральную и весьма сложную проблему, которая необойдена исследовательским вниманием, и автор диссертации увереннопрокладывает маршруты научной мысли между Сциллой теорий сюжета иХарибдой нарративных исследований по романному творчеству Ф.М.Достоевского.В области теории сюжета диссертация содержитрефлексию наддефинициями сюжета, рожденными в различных методологических штудиях;трактовки сюжета рассмотрены как диахронически: от А.Н. Веселовского кВ. Шмиду, так и - на разных этапах - синхронически (например: Ю.М.Лотман, Л.М.
Цилевич, Б.О. Корман). На основании анализа существующихнарративных теорий автор и систематизирует основные концепты, опираетсяна дефиницию, предложенную Ю.М. Лотманом, согласно которой сюжетстроится благодаря «перемещению персонажа через границы семантическогополя».Соискатель предлагает собственное определение сюжета, котороестановится рабочим и работающим в исследовании романной поэтикиФ.М. Достоевского. Сюжет трактуется как ряд событий, определяющихцелостность и завершенность смысла произведения, ядром которогостановится личностное становление/самоопределение героя.
Сюжетрассматривается как самоценная художественная реальность, в которойсобытие становится конститутивным явлением и предопределяет конфликт,мотивные ряды и иные элементы поэтики.Автор диссертации также существенно опирается на работы, где сюжетрассматривается включенным в жанр романа - в сложно организованноехудожественное высказывание о частном человеке, заново осмысляющеммир в событих своей жизни (труды Д.
Лукача, М.М. Бахтина, В.В. Кожинова,Б. А. Грифцова и Н.Т. Рымаря).Если объектом исследования А.Б. Криницына являются все романыДостоевского, включая докаторжные, то его целью является описаниеструктуры сюжета романов «пятикнижия» Достоевского («Преступление инаказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»).1Последовательная реализация этой цели во многом определяет новизнуисследования: концептуальное построение сюжетных уровней романовФ.М.Достоевского и их «поатомная» проработка приводят к установлениюобщих закономерностей сюжетной организации «пятикнижия» с точкизрения единства их поэтики. В системном виде эти проблемы вдостоевистике не решались. Актуальность исследования очевидна: влитературоведении существует своеобразный интеллектуальный запрос наработы генерирующего порядка, будь то мифопоэтика и динамика жанровойструктуры того или иного метатекста, целой литературной эпохи (например,рубежа XIX-XX вв.) или определение ведущего типа художественногосознания, преломленного в поэтике одного или нескольких авторов.
Словноотвечая на этот запрос, автор диссертации под нарративным угломартикулирует актуальную проблему: «пятикнижие» строится на совсемдругих принципах, нежели современный ему русский реалистический роман.Среди этих принципов, по крайней мере, в области нарратива, авторомдиссертации неоднократно выделяются «апофатические»: дезориентациячитателя относительно кода чтения, отрицание одного сюжетного уровнядругим, непредсказуемость момента повествования, отсутствие единствадействия, понимаемого по-аристотелевски, атипичность, недоразвертываниеи обрыв жанровых схем и т.д. «У Достоевского сочетаются двавзаимоисключающихпринципа:подражательноевоспроизведениетрадиционной романной формы - и тут же преодоление ее изнутри, а вконечном итоге - преодоление всякой литературной формы» (с.5). И все же,несмотря на этот несколько провокативный тезис, в диссертации пошаговодоказывается существование пусть уникальной, но устойчивой системы,сложной иерархии сюжетных уровней и элементов.Традиционные и экзотические версии романной спецификиДостоевского (роман-идея, роман-прозрение, роман-трагедия, роман-лицо,катастрофа, полифонический роман, принадлежащие Б.М.
Энгельгардту,В.Иванову,Л.Гроссману,М.М.Бахтину,А.Ковачу),сюжетнокомпозиционные приемы (конклав, имплицитность сюжетов, катастрофизмдействия и его телеогичность/апокалиптичность) рассмотрены всестороннекакнеобходимые,нонедостаточныедляпониманияглубиныповествовательной природы этого жанра у Ф.М.Достоевского. В результатеосуществлен вполне удавшийся опыт построения иерархической идинамической модели сюжетного развертывания в поэтике романовДостоевского.
В ее основе - 5 сюжетных уровней, которые тяготеют, внашем представлении, к двум полюсам. Первый - это уровни, заданныеконцептуальнымифеноменамивсознаниихудожника:вечнымиевангельскими протосюжетами (глава 2), национально-историческимиидеологемами, явленными аллегорически (глава 3) и авторской «новой»мифологией (глава 4). Второй полюс - это уровни, обусловленные собственнороманной/жанровой природой сюжета: глава 5 и 6, где рассматриваютсямодели событий и героев в их частных судьбах, вовлеченных в перипетииистории, жизнь социума (бульварный роман, семейный роман, романвоспитание и др., построение массовых сцен, герой-идеолог, исповедальныймонолог как форма общения).В диссертации выявляется набор устойчивых сюжетных мотивов,переходящих из романа в роман, всякий раз с разной степеньюразвернутости.В числе основных результатов - модель континуального события,совершающегося на протяжении всего романа.
Романное действие уФ.М.Достоевского развивается экстенсивно постоянным вводом новыхпобочных сюжетов, которые стремятся с периферии в центр сюжетногопотока, их число относительно базовой фабулы предопределяет степеньмногозначности и неустойчивости структуры целого. Важнейшиекомпоненты динамического развития не образуют единой сюжетной линии иявляются элементами разных сюжетных планов. И даже мифологическаяпредопределенность основной фабулы оборачивается непредсказуемостьюочередного компонента динамического развития.Если опорный «семейный» сюжет строится как цепь скандалов, тоидейно-психологические сюжеты определяются внутренним развитием идеив душе героя, которое в силу интенсивности переживания воспринимаетсякак событие и в котором они могут пребывать бесконечно долго.Развиваются сюжеты идеи - это сюжеты длящихся состояний ипсихологических манифестаций.
Сюжетные линии трансформируются вположения, длящиеся наивозможно долго ради описания кризисногопсихологическогосостояниягероев.Сверхпоступококазываетсяединственным действием, на которое способен герой-идеолог, — сюжетнойкульминацией, единственной в его жизни и судьбе. Поэтому междусверхпоступками разных героев нет никакой связи, и они выпадают из общейбольшой романной интриги, образуя каждый самостоятельную, автономнуюсюжетную линию (за исключением «Бесов»).Если сюжетные уровни строятся по законам определенной жанровойразновидности (романы ужаса и тайн, бульварный роман, роман-воспитание),то в структуре целого Достоевский уходит от традиционных жанровых схемпутем их обрыва и недоразвертывания, поддерживая постоянноедраматическое напряжение при избегании действия.Концепция диссертации находит подтверждение в скрупулезном анализесамых разных элементов поэтики, среди которых важное внимание отводитсякомпонентам динамического развития (это новое терминологическоесловосочетание, вводимое в диссертации): диалогам, массовым сценам ижизненным катастрофам.В связи с ведущими положениями диссертации возникает вопрос.Можно ли на основе анализа такого значимого уровня поэтики, каксюжетосложениеромановДостоевского,сказать,тяготеетлииндивидуальный метод Ф.М.
Достоевского, названный им «реализм ввысшем смысле», к тому или иному типологически определенному методу,стилю, наконец, течению, характерному для предмодернистской илимодернисткой эпохи? Какими феноменами европейского литературногопроцесса - при всей их исключительности, конгениальны сюжеты пятивеликих романов?Благодаря исследованию романного сюжета «пятикнижия», вдиссертации дается аналитическая оценка новейшим исследованиям, поновому обобщаются многие положения достоевистики. Так, например, присистематизации черт типа подпольного человека выявляются полюса этогосоциально-психологического феномена, открытого Ф.М. Достоевским:одновременное тяготение к добру и злу, стыд за самого себя и упоениериском, отчуждение/молчание и жажда быть частью социума, интимноепереживание наслаждения от ужасного, стыдного замысла - иустремленность к эсхатологическому модусу идеи, к чаянию «концавремени».Своеобразным практическим изводом и - одновременно - полигономновых идей становится «Приложение», где на материале семи романованализируется развертывание каждого из пяти сюжетных уровней.