Диссертация (Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида), страница 13

PDF-файл Диссертация (Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида), страница 13 Филология (29715): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида) - PDF, страница 13 (29715) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида". PDF-файл из архива "Структурный и контекстный анализ в интерпретации трагедий Еврипида", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Эта длинная сцена агона между Федрой и кормилицей,занимающая более ста пятидесяти стихов, заканчивается внезапным ибыстрым двойным движением речи в кульминационный момент в началевторого эписодия, где слова кормилицы провоцируют негодованиеИпполита, ярость которого, в свою очередь, вызывает отчаяние Федры.Ограничения, которые налагают на автора сценические условности –невозможность показать зрителям происходящий в доме разговор –заставляют его передавать диалог кормилицы с Ипполитом сначала черезпересказ его Федрой, что открывает Еврипиду поле для создания особогодраматического эффекта. Автор добивается впечатления синхронности трехсхожих драматических положений: в одно и то же время Ипполит реагируетна речи кормилицы, Федра на слова Ипполита и хор на реплики Федры.Эффект одновременного звучания нескольких голосов усиливается своегорода проставлением музыкально-динамических оттенков (в течение всейсцены персонажи «кричат» – ср.

βοᾶν в 571, 581, 588), и благодаря такомузвучанию tutti и forte эти сцены получают характер эмоциональнойкульминации произведения. Эмоциональная кульминация совпадает здесь с66кульминацией сюжетной. Этот момент является переломным в драме,поскольку теперь весть о страсти Федры выходит из круга сочувствующих ейженских персонажей, что окончательно утверждает героиню в ее решениипокончить с собой и приводит ее к замыслу погубить Ипполита; так чтоименно отсюда тянутся нити к событиям, составляющим две развязкитрагедии.Следующая сцена второго эписодия, в которой Федра обвиняеткормилицу и находит выход из положения, в котором оказалась, являетсядраматическим следствием кульминационных первых сцен и ведет к первойразвязке – самоубийству героини.

Далее, в начале третьего эписодия,начинается аккумуляция нового напряжения: на орхестре появляется Тесей,постепенно в течение восьмидесяти шести стихов узнающий о самоубийствежены и его мнимой причине. Точка, к которой движется эта медленноразвивающаяся сцена, вновь отмечена вызывающими крайние эмоциисловами – чтением письма Федры, приводящего героя в отчаяние и гневноеисступление:βοᾷ βοᾷ δέλτος ἄλαστα. πᾷ φύγωβάρος κακῶν; ἀπὸ γὰρ ὀλόµενος οἴχοµαι.Кричит, кричит табличка о чудовищных вещах. Куда мне убежатьОт тяжести бед? Я погиб, меня нет больше (877-878).Этот последний эмоциональный взрыв приводит к новому изменениюситуации (Тесей проклинает сына) и ко второй развязке – гибели Ипполита.Таким образом, речи связаны с оправдательными факторами двоякойсвязью.

С одной стороны, они изображены как поступки, оправдываемыенезнанием и эмоциями, которыми они всегда обусловлены. В то же время67они сами порождают незнание и эмоции, приводят к новым непроизвольнымпроступкам и, таким образом, сами становятся оправдательным фактором.Греки считали речь одной из главных характеристик, отличающихчеловека и определяющих его место в мире. В мире «Ипполита» этаважнейшая человеческая способность оказывается мощной негативнойсилой, независящей от воли людей, неизменно вызывающей ошибки ипроступки и неизбежно ведущей к трагической развязке. Впрочем, недовериек речи, сомнение в возможности передавать с помощью слов истину иосознание обманчивости речи весьма характерны для культуры и литературы5 в., в которой мы часто встречаем оппозицию «слов» и «дел», т.е.обманчивой речи и подлинной реальности.

Если верное представление ореальности невозможно получить с помощью слов, то у человека есть ещеодна способность, которая традиционно ассоциировалась с вернымпостижением реальности и противопоставлялась словам – это способность кзрительному восприятию. В «Ипполите» зрение оказывается еще однимключевым мотивом, который развивается параллельно и в постоянномсопоставлении с мотивом слов.Персонажи разделяют обычное убеждение, что зрительное восприятиеи непосредственный визуальный контакт непременно должны сообщатьистинное знание.65 Противопоставление раскрывающего истину зрения иобманчивого речевого поведения содержится, например, в диалогекормилицы и хора в начале первого эписодия.

Когда кормилица рассказываетхору о том, как Федра скрывает свою болезнь от мужа, на словахпритворяясь здоровой (κρύπτει γὰρ ἥδε πῆµα κοὔ φησιν νοσεῖν «Она скрываетнесчастье и не признается, что больна», 279), хор реагирует вопросом (280): ὁδ᾽ ἐς πρόσωπον οὐ τεκµαίρεται βλέπων; «А он не может догадаться, посмотревей в лицо?» – предполагая, что взгляд в лицо героине в отличие от словнепременно должен обнаружить истинное ее состояние. Другая сторонавизуального контакта – взгляд лгущей жены в лицо мужу – также не раз65Ср.

ту же веру в автопсию у Фукидида, 1.22. См. Segal 1992, 438.68упоминается в драме в связи с разоблачением правды. Например, Федраудивляется, как неверные жены, обманывающие своих мужей и на словахпритворяющиеся целомудренными (τὰς σώφρονας ἐν λόγοις, 413), могутсмотреть мужьям в глаза:66αἳ πῶς ποτ᾽, ὦ δέσποινα ποντία Κύπρι,βλέπουσιν ἐς πρόσωπα τῶν ξυνευνετῶν;Как же они могут, о морская владычица Киприда,Смотреть в лицо мужьям? (415-416)Ипполит, обещающий молчать о любви к нему Федры (σῖγα δ᾽ ἕξοµενστόµα «Мы будем держать уста в молчанье», 660), в то же времянедоумевает, как кормилица и Федра смогут взглянуть в глаза Тесею:θεάσοµαι δὲ σὺν πατρὸς µολὼν ποδὶπῶς νιν προσόψῃ καὶ σὺ καὶ δέσποινα σή.Я вернусь с приходом отца и посмотрю,Как ты взглянешь на него, и ты, и твоя госпожа (661-662).Наконец, Федра принимает решение покончить с собой, поскольку вситуации, когда может быть уличена в неверности, не желает предстатьперед глазами своего мужа:οὐδ᾽ ἐς πρόσωπον Θησέως ἀφίξοµαιαἰσχροῖς ἐπ ἔργοις οὕνεκα ψυχῆς µιᾶς.66В основе этого и следующих пассажей лежит представление о том, что визуальный контакт открываетподлинное положение вещей; это представление, однако, совмещается в них еще с одной идеей – страдиционной ассоциацией уклонения от прямого визуального контакта со стыдом, о которой см.

Cairns1996b.69Я не предстану пред глазами ТесеяС постыдными делами ради одной жизни (720-721).Мотив визуального контакта неверной жены с обманутым мужем,проводимый сквозь всю трагедию, в развязке получает неожиданное ипарадоксальное звучание. Погибнув, Федра действительно избежаланеобходимости взглянуть в глаза Тесею, но не избежала взгляда самогоТесея. Встреча Тесея с мертвой Федрой происходит в начале третьегоэписодия, когда отворяются двери здания и Тесей видит тело своей жены.Однако эта встреча не открывает правды; напротив, излишняя убежденностьв доказательной силе зрения ведет Тесея к ошибке.67 То, что он видит –смерть Федры – он воспринимает как «дело», как подлинную реальность,противопоставляя ее тому, что слышит, «словам» – защите Ипполита,пытающегося доказать свою невиновность.

Тело Федры, которое Тесейвидит, заставляет его верить жене, но не сыну; как он сам говорит Ипполиту:τί ταῦτα σοῖς ἁµιλλῶµαι λόγοιςνεκροῦ παρόντος µάρτυρος σαφεστάτου;Зачем я вступаю в это состязание с твоими речами,Когда здесь присутствует труп – самый надежный свидетель (971-972).В данной ситуации, однако, слова правдивы, а зримое доказательство,на которое полагается Тесей, служит для обмана. Таким образом, развитиесобытий снимает исходное противопоставление речи и зрения – зрениеоказывается столь же обманчивым, сколь обманчивы лживые речи.Разобранный пример показывает связь зрения с незнанием, или сневерным пониманием ситуации. Кроме того, подобно речи, зрение67См.

Segal 1992, 438; Segal 1993, 150.70ассоциируется в драме и с другим оправдательный фактором, с эмоциями.68Наиболее очевидный случай такой ассоциации мы встречаем в том же началетретьего эписодия, когда Тесей видит тело Федры и затем читает ее письмо,причем в этих сценах особенно очевиден оказывается параллелизм междузрением и слышимой речью.Появляясь перед своим погруженным в траур домом, Тесей спрашиваето причине горя, и узнает о ней сначала со слов хора. Новость эта приводитгероя в отчаяние, которое передано экспрессивными конструкциями имеждометиями (οἴµοι, 799; αἰαῖ, 806; τί φῄς; 801). Однако кульминацииотчаяние это достигает тогда, когда он видит тело мертвой жены.

После егоповеления: «Отоприте замки, чтобы я увидел горькое зрелище (ὡς ἴδω πικρὰνθέαν) жены, которая погибла и меня погубила» (809-10) двери домаоткрываются, герой видит выкатываемое на эккиклеме тело Федры, и именнов этот момент его скорбь достигает крайней степени, что выражается сменойметра – переходом на особо эмоционально окрашенные дохмии.69 Речь изрение играют здесь одну и ту же роль – порождают эмоции, но при этомзрение наделено наибольшей силой эмоционального воздействия, создаваядраматический климакс.В следующей сцене, в момент, когда Тесей читает письмо Федры,параллелизм речи и зрения завершается их соединением. Письмохарактеризуют сразу оба мотива: оно предстает здесь речью,воспринимаемой глазами.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее